Ефимов александр николаевич биография. Случаи проявления наивысшей степени героизма

    Александр Николаевич Ефимов 6 февраля 1923 (86 лет)(19230206) Место рождения … Википедия

    Ефимов Александр Николаевич Энциклопедия «Авиация»

    Ефимов Александр Николаевич - А. Н. Ефимов Ефимов Александр Николаевич (р. 1923) — советский военачальник, маршал авиации (1975), кандидат военных наук (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1970), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Ворошиловградскую… … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1923) российский военачальник, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи и штурман авиаполка; 222 боевых вылета. С 1969 1 й заместитель, в 1984 91 … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 6.2.1923, Кантемировка, ныне Воронежской области), советский военачальник, генерал полковник авиации (1969), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944 и 18.8.1945). Член КПСС с 1943. Родился в семье рабочего. В Советской Армии с мая 1941.… …

    - (р. 1923) советский военачальник, маршал авиации (1975), кандидат военных наук (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1970), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу (1942), Военно… … Энциклопедия техники

    - (р. 1923), маршал авиации (1975), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи и штурман авиаполка; 222 боевых вылета. С 1969 1 й заместитель, в 1984 1990 главнокомандующий ВВС … … Энциклопедический словарь

    - (род. 06.02.1923) летчик штурмовик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), заслуженный военный летчик СССР, лауреат Государственной премии, маршал авиации (1975), канд. воен. наук. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Был… … Большая биографическая энциклопедия

    Ефимов русская фамилия, входит в 250 наиболее распространённых русских фамилий. Известные носители: Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

    I Ефимов Александр Николаевич (р. 6.2.1923, Кантемировка, ныне Воронежской области), советский военачальник, генерал полковник авиации (1969), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944 и 18.8.1945). Член КПСС с 1943. Родился в семье… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Москва на линии фронта , Бондаренко Александр Юльевич, Ефимов Николай Николаевич. Предлагаемая вашему вниманию книга составлена на основе материалов газеты "Красная звезда", освещающих малоизвестные страницы Второй мировой войны, при этом особое место уделяется обороне…
  • Горькое лето 1941-го , Ефимов Николай Николаевич, Бондаренко Александр Юльевич. "Для правильного анализа и оценки военных событий важно, чтобы все исторические факты рассматривались с профессиональным пониманием существа дела, с глубоким учетом особенностей конкретной…

Исследователь древнерусского зодчества, рисовальщик.

Воспитывался в семье помещика Е.Г. Заплатина, возможно, был его внебрачным сыном от крепостной Анисьи Леонтьевой. В 1806-1821 годы учился в императорской АХ в Санкт-Петербурге, где определилось его дарование рисовальщика. Тогда же он выполнил гравюры для изданий «Краткие сведения о вновь построенных при Академии художеств зданиях» (СПб., 1820 год) и «Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годы» (СПб., 1824. 3 ч.) Е.Ф. Тимковского, а также виды ряда столичных храмов (Казанского собора, церковь вмц. Екатерины). В течение последних 6 лет в АХ он изучал только архитектуру, при выпуске получил аттестат 1-й степени и большую золотую медаль за проект Музеума - «Храма собрания трех знатнейших художеств» в стиле классицизма, преподавал в АХ.

В 1826 году был направлен президентом АХ А.Н. Олениным в Киев для обмера фундаментов Десятинной церкви, где Н.Е. Ефимов предпринял 1-ю в России попытку воссоздания (т. н. реставрации) храма на основании исторических и археологических материалов в формах византийской, или «древней киевской», архитектуры: в виде однокупольной церкви с обширными хорами. Император Николай I проект не утвердил, и церковь впоследствии была построена В.П. Стасовым.

В 1826-1827 годы побывал в Москве и Новгороде для изучения древнерусcкого церковного зодчества. В 1827 году по постановлению Совета АХ Н.Е. Ефимов отправился в Италию на 3 года, но прожил там до 1840 года, занимаясь изучением, зарисовкой и реставрацией древних памятников (в т. ч. римского храма Юпитера Громовержца и «дома трагического поэта» в Помпеях). Участвовал в проектировании ряда домов и усадеб, в 1830 году создал проект соборной православной церкви свт. Николая Чудотворца.

С мая по октябрь 1835 года вместе с меценатом В.П. Давыдовым и художником К.П. Брюлловым был в Греции и Малой Азии, «снимая виды с мест и строений», в частности выполнил фасад, разрез и предварительные обмеры храма Св. Софии в Константинополе поле и карту Афона с изображениями монастырей. Рисунки Е.Н. Ефимова заслужили похвалы Ж.О.Д. Энгра и Б. Торвальдсена, а также великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича.

В 1840 году вернулся в Россию и 29 сентября был удостоен звания академика, в 1842 году избран почетным вольным общником АХ, в 1844 году стал профессором АХ 2-й степени. Будучи знатоком древнерусской архитектуры, в самостоятельном творчестве Н.Е. Ефимов проявил себя как представитель историзма, прежде всего неоренессанса и тоновского (русско-византийского, как называли его современники) стиля.

Основные работы Н.Е. Ефимова связаны с его деятельностью в Комиссии проектов и смет при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Ему принадлежат планировочные решения центральных площадей Санкт-Петербурга. В связи со строительством 1-го стационарного моста через р. Неву Н.Е. Ефимов перепланировал Благовещенскую пл. (1842-1843 годы). При реконструкции Знаменской пл. (1845 год) определил место Николаевского вокзала (построен К.А. Тоном). Завершил композиции Исаакиевской и Мариинской площадей, начатые О. Монферраном и А.И. Штакеншнейдером; здесь по его проектам были возведены здания Министерства государственных имуществ (1844-1850 годы) и дома министра (1847-1853 годы) в формах неоренессанса, была выполнена ограда памятника Николаю I.

Н.Е. Ефиомв - автор перестройки в духе флорентийского ренессанса ратуши и гильдейского дома для Городской думы на Невском проспекте (1847-1853 годы), других государственных и частных заказов в столице и пригородах, из которых наиболее известен дворец С.Л. Нарышкиной-Шуваловой (1843-1846 годы). Н.Е. Ефимов проектировал общественные здания в средней полосе России; в 1841-1852 годы в составе группы архитекторов разработал 60 образцовых проектов фасадов обывательских домов «в тосканском и венецианском вкусе».

С 1840 году Н.Е. Ефимов - главный помощник архитектора Стасова по реконструкции Зимнего дворца. Участвовал в разработке проектов Георгиевского, Аполлонова и других залов, трудился над реконструкцией Большого (Старого) Эрмитажа (автор Театральной лестницы, 1843-1847 годы), встроил в здание Малого Эрмитажа конюшни, манеж и сараи (1840-1843 годы), совместно со Стасовым (с 1848 года единолично) руководил возведением Нового Эрмитажа по проекту немецкого архитектора Л. фон Кленце.

По проектам Н.Е. Ефимова в Санкт-Петербурге были построены Никольская «Миловская» (от фамилии купца - руководителя общины) единоверческая церковь (1845-1852 годы) и Воскресенская церковь в М. Коломне (проект 1845-1846 годов, окончена в 1861 году при участии А.И. Шевцова, В.Ф. Небольсина, К.Я. Маевского). Оба храма разрушены в 1932 году. 5-главые храмы были выстроены в русско-византийском стиле с некоторыми отступлениями от образцовых тоновских проектов в пропорциях и декоре. 3-частную в плане Никольскую церковь отличали массивная центральная луковичная глава и утонченная высокая шатровая колокольня над притвором.

Первоначальный проект Воскресенской церкви, составленный Шевцовым в барочно-классицистических формах, не был одобрен, и Н.Е.Ефимов разработал новый, в духе тоновской архитектуры. Крестообразный в плане, насыщенный декором с преобладанием аркатурно-колончатых поясов храм венчали 5 близких по размерам глав. Возможно, Н.Е. ЕФимов работал и над проектом единоверческого храма св. вмч. Димитрия Солунского на Большеохтинском кладбище (1846-1853 гды, разрушен в 30-х годах XX века), который по архитектурным формам был похож на «Миловскую» церковь.

Самой значительной работой Н.Е. Ефимова следует считать комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря на Царскосельском (ныне Московском) проспекте (проект утвержден 12 марта 1848 года). В том же году за месяц соорудили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в простых «клетских» формах (снесена в 1929 году). 3 ноября 1849 года в присутствии императора, который был постоянным попечителем строительства, состоялась закладка собора. Он возвышается в центре комплекса, к югу - настоятельские покои с церковной иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение», к северу - больничный корпус с церкви Трех святителей.

В архитектуре монастыря Н.Е. Ефимов в наибольшей степени проявил себя продолжателем Тона. Строгая, восходящая к классицизму симметрия построек - кубического объема 5-главого собора и фланкирующих небольших 5-главых церквей с шатровыми звонницами - сочетается с отделкой в духе «итальянизирующего» направления русского зодчества XV-XVI веков. Декор типичен для русско-византийского стиля: килевидные, 3-частные и полуциркульные кокошники (некоторые с раковинами), наличники с разорванными фронтонами, аркатурно-колончатые пояса, полуколонки с «дыньками», перспективные порталы. Расположенный при въезде в город со стороны древней столицы, величественный комплекс Новодевичьего монастыря и своим названием перекликался со знаменитой московской обителью, став примером совмещения «древнемосковских» традиций с санкт-петербургскими. Строительство церквей в русско-византийском стиле, возведенных по проектам Н.Е. Ефимова, сыграло значительную роль в придании столице «национального» облика, что согласовывалось с «русскостью» санкт-петербургского периода отечественной истории.

Н.Е. Ефимов спроектировал также ряд православных храмов для Херсонской губернии (1842-1843 годы), Новочеркасска (1844-1845 годы), Лифляндии (1845-1846 годы) и 2 лютеранских храма. В 1848 году он переработал в русско-византийском стиле составленный в 1841 году архитектором И.И. Шарлеманем 2-м проект Сампсониевской церкви на месте Полтавской битвы (строительство: 1851-1854 годы, перестройка: 1894-1895 годы, архитектор Н.Н. Никонов).

Н.Е. Ефимов скоропостижно скончался в расцвете сил, не успев завершить ряд крупных работ. Несколько его построек закончил Л.Л. Бонштедт (дом министра государственных имуществ, здание Думы), совместно с Н.А. Сычёвым - Новодевичий монастырь, где Н.Е. Ефимов и похоронен близ алтаря Казанской церкви. Надгробие в виде мраморного саркофага установлено императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов к столетию Н.Е. Ефимова в 1897 году по инициативе архитектора И.С. Китнера (архитекторы С.П. Галензовский и И.В. Жолтовский).

Старший брат Н.Е. Ефимова, Иван (1795-1841 годы), также выпускник АХ (1815 год), академик, с 1820 года служил губернаторским архитектором в Нижнем Новгороде.

Над полем боя

Аннотация издательства: Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А. Н. Ефимов начал свой фронтовой путь в августе 1942 года. Защищая Родину, он сражался с врагом до победного окончания войны, громил фашистские полчища под Ржевом и Орлом, Брянском и Смоленском, в Белоруссии, Польше и Германии, совершил 222 боевых вылета, уничтожил немало живой силы и техники противника. О суровых фронтовых буднях, о подвигах боевых товарищей рассказывается в воспоминаниях бывшего командира эскадрильи 198-го штурмового полка 4-й воздушной армии. Ныне маршал авиации Александр Николаевич Ефимов - первый заместитель главнокомандующего ВВС СССР. Его мемуары рассчитаны на массового читателя.

Биографическая справка: ЕФИМОВ Александр Николаевич, родился 6.02.1923 в селе Кантемировка, ныне пгт Воронежской области в семье железнодорожника. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил школу No 2 в городе Миллерово Ростовской области в 1940. В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов в 1942. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942. Командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант Ефимов к июлю 1944 совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника. 26.10.44 ему присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны штурман 62-го штурмового авиационного полка капитан Ефимов совершил еще 122 боевых вылета. Всего им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях, много живой силы и техники противника. 18.8.45 награжден второй медалью "Золотая Звезда". В 1951 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 - Военную академию Генштаба, служил на командных должностях в ВВС. С 1969 первый заместитель главкома, с 1984 главком ВВС - заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный летчик. Маршал авиации (1975). Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 -11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1986. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Государственная премия СССР. Бронзовый бюст установлен в Миллерово. (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва. Воениздат. 1987. Том 1. Стр. 490-491) \\\ Андриянов П.М.

Глава первая. Первая высота

Глава вторая. Счастье встречать самолеты

Глава третья. Курс на запад

Глава четвертая. Июль обещает грозу

Глава пятая. Над "смоленскими воротами"

Глава шестая. Здравствуй, край партизанский

Глава седьмая. Через Вислу

Глава восьмая. Суровый учитель - война

Глава девятая. Под солнцем победы

Глава первая. Первая высота.

В ту вторую военную осень 1942 года сентябрь в Подмосковье выдался капризным. Солнечная погода часто сменялась холодными дождями, небо хмурилось, блекли безвременно багряные краски осеннего леса.

Ненастная погода, неутешительные сводки Советского информбюро плохо действовали на настроение. Фашисты рвались к Сталинграду, стремились отрезать Кавказ. И на Западном фронте ничего утешительного.

Скорее бы в самолет - и в бой!.. Мы с Толей Украинцевым, товарищем по авиационному училищу, третий день месили грязь на фронтовых дорогах в войсках нужного нам аэродрома. След его отыскался неожиданно. Помог сержант-регулировщик. Он же пристроил нас на машину со снарядами, следовавшую в том направлении.

В кабине трехтонки мы почувствовали себя счастливыми: теперь-то уж наверняка доберемся. Прижавшись друг к другу, чтобы согреться, мы задремали и... проехали свой перекресток. Проснулись от близкого орудийного грохота. Куда это нас занесло? Оказывается, водитель привез нас прямо на огневую позицию батареи, искусно замаскированной на опушке леса. Она поддерживала атаку нашей пехоты на безымянную высоту, по гребню которой окопался враг.

Залпы наших орудий сливались с близкими разрывами фашистских снарядов. В артиллерийской канонаде нам, необстрелянным, трудно было определить, где наш выстрел и где разрыв чужого снаряда. Можно было запросто угодить под тугую волну взрыва или под разлетавшиеся веером осколки. Любопытный Толя поднял один такой, увесистый, с зазубринами, и тут же бросил:

Горячий, сволочь!

В артиллерийскую дуэль вплетались пулеметные очереди. Время от времени над нами, задевая за верхушки деревьев, с надрывом крякали мины, осыпая осколками расчеты батареи. Среди артиллеристов уже были раненые. Но никто не отходил от орудий.

Трудная это была атака: местность впереди открытая, и лют свинцовый дождь с высоты. В ожидании команды прижалась к мокрой земле наша пехота. Вот цепь поднялась и устремилась вперед. С высоты зло залаяли пулеметы. Больно было видеть, как падали и оставались неподвижными фигурки наших солдат. Поредевшая цепь залегла. Атака захлебнулась. Словно поперхнувшись, разом замолчали пушки и пулеметы. На миг воцарилась тишина... Неподвижные фигурки солдат на раскисшем от дождя поле, и эта нелепая, зловещая тишина...

Потом на моем пути было много боев, но этот, первый, увиденный "со стороны", на всю жизнь врезался в память.

Растерянные и ошеломленные, мы не сразу сообразили, чего добивается от нас разгоряченный боем лейтенант-артиллерист с двумя кубиками на петлицах. После наших сбивчивых объяснений понял наконец, что мы, молодые летчики, направляемся в штурмовой авиационный полк, ищем аэродром.

Там ищите! - резко махнул он рукой в тыл, а сам сорвался на крик: - И вообще, где она - ваша авиация? Где обещанная поддержка с воздуха? Кто ответит за них? - Лейтенант бросил гневный взгляд в сторону наших бойцов, оставшихся на склоне безымянной высоты.

Подавленные, возвращались мы с передовой. Зарядивший с утра дождь не переставал. Наши серые солдатские шинели промокли насквозь. В пудовых от налипшей грязи сапогах хлюпала вода.

Давно был съеден сухой паек - шесть черных сухарей. И все-таки больше голода и холода терзала нас обида. Мы так гордились нашей авиацией, а тут вдруг самолеты не прилетели, атака пехоты сорвалась. На наших глазах погибло столько бойцов!

Как ни мал был наш опыт, мы, конечно, догадывались, что авиация в тот день была обречена на бездействие из-за сложных метеорологических условий. При такой видимости даже с малой высоты трудно рассмотреть объект штурмовки. А зазеваешься - сам врежешься в какой-нибудь косогор. Нет, приходили мы к выводу, в такую погоду летать нельзя.

Но как только в памяти вставала картина боя за высоту и искаженное гневом лицо лейтенанта, логический ход наших рассуждений обрывался. Вроде бы и сознавали мы, что штурмовики и в дождь должны действовать в интересах наземных войск. Но в ту пору еще неведомо было нам, что скоро сами будем вести боевую работу в куда более трудных условиях.

За разговорами незаметно подошли к нужному нам повороту на деревню Чертаново. К одиноко стоящему высохшему тополю прибита фанерная указка с лаконичной надписью: "Хозяйство Тысячного".

Сомнений нет, идем правильно. Еще в отделе кадров Западного фронта нам сказали, что майор Тысячный - командир нашего штурмового авиационного полка.

Вот наконец и Чертаново. Единственную улицу перегораживал самодельный шлагбаум. Миновав его, тут же встретили офицера с красной повязкой на рукаве.

Вам кого, товарищи военные?

В коротких замызганных шинелях и выцветших старых пилотках мы мало походили на выпускников известного в стране авиационного училища. Офицер прочитал наши предписания и тотчас оживился:

Ну, давайте знакомиться. Я - лейтенант Васильев, командир звена. Милости просим в наш будущий гвардейский полк.

Родился 6 мая 1923 года в селе Кантемировка (ныне поселок городского типа Воронежской области). Отец, Ефимов Николай Герасимович (ум. в 1939), - потомственный железнодорожник. Мать - Ефимова Акулина Митрофанова (1904-1984). Женат. Имеет четверых детей. Сыновья: Виталий Александрович (1948 г. рожд.) - генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор; Игорь Александрович (1953 г. рожд.), - полковник, преподаватель той же академии, доктор технических наук; Дмитрий Александрович (1961 г. рожд.), подполковник, кандидат технических наук, работает в системе аэрофлота. Дочь, Нина Александровна (1950 г. рожд.), окончила Московский авиационный институт.

Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился не так, как хотел его отец. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдет по его стопам. Но нет. Александр выбрал другой путь - небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамье, в середине 30-х годов. А кто не мечтал тогда стать летчиком? Да почти вся молодежь.

Саша посещал школьный авиакружок (а учился он в средней школе N 2 городе Миллерово), где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осовиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов. Ребята с увлечением осваивали теорию и с нетерпением ждали самостоятельных полетов.

Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Пусть на небольшую высоту, но поднялся, парил над землей. Чувство это не передать словами!

Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии - династии авиаторов Ефимовых. Ведь не только его дети, но и внук, Александр, посвятил свою жизнь авиации.

После окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 - в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1942 года и сразу - на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 233-й штурмовой авиадивизии.

Александру, как говорится, повезло: его определили во вторую авиаэскадрилью капитана В. А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Еще до войны Виктор Малинкин был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на летчика-штурмовика. Под его руководством и началось становление летчика Ефимова. И очень успешно: он быстро встал в боевой строй.

Как и все фронтовики, Александр Николаевич помнит свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понес он. Первый вылет доставил молодому летчику немало радости оттого, что выполнил задачу.

Лучшие дня

К началу Курской битвы Александр был уже зрелым летчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал заместителем командира эскадрильи.

Задания следовали одно сложнее другого, обстановка порой складывалась самая невероятная. Летчикам приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях, с превосходящими силами врага. Накрепко врезался в память Александра Николаевича бой, происшедший в середине июля 1943 года.

Курская битва разворачивалась во всю ширь. Фашисты, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратили наступление и повернулись вспять. 198-му полку было приказано нанести удар на болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в поселках Сорокино, Уколицы. Для выполнения этой задачи командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе четырех "илов", в которую входил экипаж Ефимова, повел на задание капитан Малинкин.

Непродолжительный полет - и штурмовики уже у цели, у поселка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Фашисты успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и минометов. Вот так сюрприз!

Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На гитлеровцев летят мощные ПТАБы. Взрывы - и вверх взметываются языки пламени. Горят фашистские танки.

Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулеметов живую силу.

Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре летчики увидели, как большая группа фашистских самолетов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать стервятников. А их было тринадцать Ме-110 и четыре "Фокке-Вульф-190". Силы явно неравные. Но это не испугало капитана Малинкина. "В атаку, за мной!" - приказывает он по радио.

Завязалась смертельная схватка. Мощным огнем из пушек Малинкин сбивает одного "мессера". Фашисты тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Бой продолжается. Стрелку Ефимова удается подбить еще один "мессер". Однако Александр вскоре остается без ведомого - падает на землю самолет лейтенанта Петрова. Потеря огромная!

Карусель в воздухе не прекращается ни на одну секунду. Невероятными усилиями "илам" удается потеснить врага, прикрыть свою пехоту. Но используя свое абсолютное превосходство, фашисты действуют нагло, атакуют беспрерывно.

"Командир, подбит самолет комэска", - услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть капитана он не мог, "мессеры" наседали. Теперь Александр остался один против стаи стервятников. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперед штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулеметов и сосредоточенным огнем разнес фашиста в клочья. Стервятник взорвался в воздухе.

Ефимов уже вел штурмовик по верхушкам деревьев, затрудняя маневры "мессерам". Неожиданно они отстали от "ила". Александр понял: у них кончилось горючее, и гитлеровцы вышли из боя. На это он и рассчитывал.

Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.

Это был, пожалуй, самый тяжелый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он стойко выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных летчиков, так изрядно потрепали гитлеровцы? Долго ломал голову Александр и пришел к выводу: устарели тактические приемы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое летное мастерство свое и своих подчиненных, оттачивал искусство маневра. После гибели капитана Малинкина старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром второй эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!

Полетите фотографировать передний край противника, - сказал Александру Ефимову командир полка. - Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать шесть истребителей.

Есть! - коротко ответил Александр.

Да, Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовится к вылету. В его самолете, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.

В назначенное время Александр поднял в воздух "ил" и взял курс на город Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу - передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошел вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъемку. Ефимов так вел машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Фашисты открыли бешеный огонь.

Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает свое дело. Наконец фотосъемка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.

Последний боевой вылет капитан Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана полка.

Всего за время войны А. Н. Ефимов совершил 222 боевых вылета и 47 на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолетов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А сколько техники и живой силы потеряли фашисты от огня его штурмовика! Их число исчисляется сотнями. За героизм, мужество, отвагу, высокое боевое мастерство 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 года его награждают второй медалью "Золотая Звезда".

Александр Николаевич не мыслил себя без авиации. После окончания войны он остался в боевом строю ВВС. В 1951 году А. Н. Ефимов окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина), а в 1957 - Военную академию Генерального штаба. Грамотный, образованный офицер (в 1970 г. он получил звание "Заслуженный военный летчик СССР"), А. Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, авиадивизией, воздушной армией. В 1975 году ему присваивается звание маршала авиации.

В 1984 году А. Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации - главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году маршал Ефимов удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года он - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.

А. Н. Ефимов избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 9 - 11 созывов, народным депутатом СССР (1989-1991 гг.), депутатом Верховного Совета РСФСР, Украинской и Латвийской ССР. Он - профессор, кандидат военных наук.

Александр Николаевич награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многими медалями, а также иностранными орденами и медалями.

В настоящее время маршал авиации А. Н. Ефимов является председателем комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ, президентом Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945".

Совершил 222 боевых вылета. К началу апреля 1945 г. на счету капитан Ефимова значились уничтожение 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков. Проведя 58 воздушных боёв, он сбил 7 самолётов противника, включая один лично.

Биография

Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка Воронежской губернии в семье железнодорожника. Детские и юношеские годы прошли в Миллерово, окончил десятилетку. С мая 1941 г. в Красной Армии, окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков и в августе 1942 г. был направлен на фронт.

Кем был

В начале войны недолго служил в 594-й штурмовой авиаполк, а затем направлен в 198-й шап, с которым оказалась связана почти вся военная биография. В апреле 1945 г., после 200-го успешного боевого вылета, был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.

Чем знаменит

Умело и тактически грамотно водил группы штурмовиков, что позволяло выполнять боевые задания с минимальными потерями, нанося при этом огромный урон неприятелю. Внес большой вклад в развитие тактики применения самолетов Ил-2. Продолжил военную службу после Победы. В 1951 г. по окончании Военно-воздушной академии в Монино командовал полком, дивизией; в 1957 г., окончив Военную академию Генштаба, назначается заместителем, а затем командующим воздушной армии. С марта 1969 г. заместитель Главкома, а с декабря 1984 по июль 1990 г. Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР; с 1990 по 1993 г. председатель Госкомиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. Вел большую общественную работу. Доктор военных наук, профессор.

Места сражений

Вступил в бой в Подмосковье, участвовал в Ржевско-Сычевской, Орловской, Могилевской, Белостокской и других крупных наступательных операциях, закончив войну в Восточной Померании.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Один из наиболее жестоких боев с большой группой истребителей выдержал 13 июля 1943 г. к западу от Козельска; лейтенант Ефимов сбил «мессершмитт-110», но единственный из всей четверки вернулся на аэродром на сильно поврежденном штурмовике. При атаке танков северо-западнее Гродно 24 июля 1944 г. противник сбил всех трех ведущих - командиров эскадрилий 198-го шап. И в этот раз мужество и мастерство летчика спасли жизнь всему экипажу капитана Ефимова.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, Мужества, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Лауреат Государственной премии СССР.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то