Дуоденальное зондирование техника. Учебное пособие зондовые манипуляции Катетеризация мочевого пузыря мужчины катетером Фолея

РВОТА – это сложно - рефлекторный акт выброса содержимого желудка через рот или через нос.

ПОКАЗАНИЯ: рвота у пациента.

ОСНАЩЕНИЕ: таз; нестерильный лоток; клеенка или полотенце; салфетки для ухода за полостью рта; 2% раствор натрия бикарбоната или 0,05% раствор калия перманганата; электроотсос или грушевидный баллончик; клеёнчатый фартук; перчатки.

1. Усадить пациента. Поставить к ногам таз для сбора рвотных масс.

2. Грудь прикрыть клеёнкой. Дать полотенце.

3. Сообщить о пациенте врачу через посредника

4. Надеть перчатки и индивидуальные средства защиты.

5. Придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на его лоб свою ладонь.

6. Обеспечить пациенту полоскание полости рта водой после каждого акта рвоты.

7. Вытереть лицо пациента салфеткой.

8. Оставить рвотные массы до прихода врача, после осмотра слить в канализацию, таз подвергнуть дезинфекции.

9. Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

10. Проконтролировать состояние пациента.

Пациент ослаблен или без сознания

1. Повернуть пациента на бок. Если невозможно изменить положение тела, повернуть голову набок.

2. Убрать подушку. Если есть - удалить зубные протезы.

3. Положить под голову пациента клеенку, либо накрыть клеенкой шею и грудь, ко рту подставить почкообразный лоток.

4. Срочно сообщить о пациенте врачу через посредника. Надеть перчатки и СИЗ.

5. Осуществлять уход за полостью рта и носа после каждого акта рвоты – отсосать электроотсосом или грушевидным баллончиком из полости рта и носа рвотные массы.

6. После окончания рвоты провести туалет полости рта. Вытереть лицо пациента салфеткой.

7. Оставить рвотные массы до прихода врача, после осмотра рвотные массы слить в канализацию, таз подвергнуть дезинфекции.

8. Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

3.Проконтролировать состояние пациента . Документировать выполнение манипуляции.

Промывание желудка толстым зондом

ПОКАЗАНИЯ: отравления различными ядами, алкоголем, лекарственными веществами, грибами; употребление недоброкачественной пищи.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: органическое сужение пищевода; кровотечения из органов ЖКТ; язвы и опухоли желудка; тяжелые химические ожоги слизистой оболочки глотки, пищевода и желудка кислотами; инфаркт миокарда; нарушение мозгового кровообращения; бронхиальная астма.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильные: лоток, пинцет, толстый желудочный зонд длиной 100-200 см с овальными отверстиями на слепом конце, резиновая трубка длиной 70 см и соединительная стеклянная трубка диаметром 8 мм, воронка емкостью 1 л, вазелиновое масло, перчатки;

Стакан с водой для съемных протезов, полотенце или пелёнка; кувшин емкостью 1 л; емкость с водой 8-10 л (20оС); клеенчатый фартук – 2 шт; емкость для сбора промывных вод; емкость для порции желудочного содержимого и направление в лабораторию;

1. Объяснить цель и ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Надеть СИЗ. 4. Надеть фартук на пациента.

3. Усадить пациента на стул, плотно прислонив к спинке стула, слегка наклонив голову вперед и разведя колени.

4.Если есть - удалить съемные зубные

5. Между ног пациента поставить емкость для сбора промывных вод.

6. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд:

по формуле: рост пациента в см – 100; (отмерить расстояние от кончика носа, до мочки уха, и далее до мечевидного отростка).

7. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

8. Слепой конец зонда смочить стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

3. Встать справа от пациента. Попросить пациента широко открыть рот и дышать носом.

4. Положить на корень языка слепой конец зонда. Попросить пациента сделать несколько глотательных движений.

7. Как только пациент сделает глотательное движение, продвинуть зонд в пищевод. Провести зонд через пищевод в желудок до нужной отметки.

8. Опустить воронку до уровня колен пациента: в нее начнет поступать желудочное содержимое.

9. Держа воронку наклонно, налить в нее около 1 л воды.

10. Медленно поднять воронку на 30 см выше головы пациента. Как только вода достигнет устья воронки, опустить ее ниже исходного положения.

11. Когда воронка наполнится, слить содержимое в емкость для промывных вод.

12. Повторять действия п.п. 8-11 до появления чистых промывных вод. Измерить количество вводимой и выделенной жидкости.

13. Отсоединить воронку, осторожно извлечь зонд из желудка, обернув его марлевой салфеткой.

14. Предложить пациенту прополоскать рот кипяченой водой.

15. Снять с пациента фартук. Доставить к постели и помочь ему лечь.

16. Часть промывных вод с направлением отправить в лабораторию, остальные вылить в канализацию.

17. Использованное оснащение подвергнуть дезинфекции. Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции. Вымыть и осушить руки.

8. Документировать выполнение манипуляции.

ТЕМА лекции № 16: Зондовые процедуры

Цель лекции: формирование профессиональных знаний по методике выполнения зондовых процедур.

План лекции

1. Зондовые процедуры – понятие термина, цели проведения процедур, виды зондов.

2. Этико-деонтологические сестринские вмешательства при проведении зондирования

3. Правила техники безопасности при зондовых процедурах

4. Алгоритм фракционного желудочного зондирования.

5. Алгоритм фракционного желудочного зондирования с парентеральным раздражителем.

6. Алгоритм дуоденального зондирования

7. Алгоритм проведения промывания желудка

8. Сестринская помощь при рвоте

9. Глоссарий.
Лечебные зондовые процедуры

Зависимое сестринское вмешательство при отправлении недоброкачественной пищи, лекарствами, химическими вещества – это промывание желудка. Процедуру в лечебном учреждении проводят с помощью зонда.

Зондировать – значит выяснять, получать сведения о наличии или об отсутствии чего – либо при помощи предмета ухода – зонда.

Цели зондовых процедур:


  • Лечебное – детоксикационная – прекращение всасывания ядовитых веществ и их удаление из желудка;

  • Диагностическая – лабораторная –забор содержимого желудка/кишечника для исследования.

Различают зонды по

Дуоденальный зонд в рабочем конце имеет оливу для преодоления привратника желудка при прохождении из желудка в двенадцатиперстную кишку во время процедуры зондирования.
Зондирование (франц. исследовать) – инструментальное исследование полых и трубчатых органов, каналов, ран с помощью зондов.

Противопоказания:

1) пищеводные и желудочные кровотечения

2) воспалительные заболевания с изъявлениями слизистой оболочки пищеварительного тракта

3) выраженная сердечно – сосудистая патология

Этико – деонтологическое обеспечение проведения зондирования

Многие пациенты плохо переносят введение зонда. Причиной этого являются повышенный кашлевой или рвотный рефлекс, высокая чувствительность слизистой оболочки глотки и пищевода. В большинстве случаев плохая переносимость зондовых процедур вызвана отрицательной психологической установкой больного на процесс зондирования, возникает «боязнь исследования». Для устранения «боязни исследования» пациенту следует объяснить цель исследования, его пользу, разговаривать с ним вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

«Сейчас мы приступим к процедуре. Ваше самочувствие будет во многом зависеть от поведения во время зондирования. Первое и основное правило – не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться, дышать медленно и не глубоко. Пожалуйста, откройте рот, руки держите на коленях. Медленно и глубоко дышите. Сделайте глубокий вдох и проглотите кончик зонда. Если вам трудно дышать носом, дышите ртом и во время вдоха, осторожно, продвигайте зонд».

При головокружении несколько минут подышите обычно, не глубоко, затем возобновите глубокое дыхание. Вы очень хорошо глотаете. Хорошо, если бы и другие пациенты глотали зонд также легко.

Правила техники безопасности


Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь – зондирование прекратить!

Внимание!

Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становиться синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

Внимание!

Внимание!


В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозолем 10% раствора лидокаина.

Внимание!


Противопоказания для всех зондовых манипуляций:

Алгоритмы манипуляций

Фракционное желудочное зондирование по методу Лепорского

Цель манипуляции:

Получение желудочного сока для исследования.

Противопоказания:

Подготовка пациента:

Утром, натощак.

Оснащение:

Стерильный теплый и влажный, желудочный зонд – резиновая трубка диаметром 3-5 мм с боковым овальным отверстиями на слепом конце. На зонде через каждые 10 см имеются отметки. Стерильный шприц емкостью 20,0 мл для извлечения, шприц Жанэ для введения капустного раствора.

Посуда: 7 чистых флаконов с этикетками.

Раздражитель: капустный отвар, подогретый до температуры 38 0 С, перчатки, полотенце, лоток, направление:


Направление

в клиническую лабораторию

анализ желудочного сока, полученного с помощью энтерального раздражителя

Пациент: Ф.И.О., возраст

D.S: обследование

Подпись (врача):


  1. Объяснить пациенту порядок проведения процедуры.

  2. Взять письменное согласие.

  3. Правильно усадить пациента: опираясь на спинку стула, наклонив голову вперед.

  4. Вымыть руки, надеть перчатки.


  1. Рассчитать длину зонда: рост – 100см.

  2. Стерильным пинцетом достать. Взять его в правую руку, а левой рукой поддерживать свободный конец.

  3. Смочить теплой водой (кипяченой) или смазать стерильным вазелиновым маслом.


  4. Положите конец зонда на корень языка, предложите пациенту делать глотательные движения, дыша глубоко через нос.

  5. Вводите до нужной отметки.
Помните!

На зонде через каждые 10 см отметки.


  1. Извлеките с помощью 20,0 шприца одну порцию натощак

  2. С помощью шприца Жанэ введите 200,0 капустного отвара, подогретого до 38 0 С.

  3. Через 10 минут извлеките 10 мл желудочного содержимого (шприц Жанэ).

  4. Через 15 минут извлеките все желудочное содержимое (шприц Жанэ)

  5. В течение часа через 15 минут 4 порции желудочного сока (стимулированная секреция) (шприц 20,0 мл)

  6. Отправьте с направлением в клиническую лабораторию I, IV, V, VI, VII – флаконы.

Фракционное желудочное зондирование с парентеральным раздражителем
Цель манипуляции:

Получение для исследования желудочного сока.

Противопоказания:

Желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Подготовка пациента:

Утром, натощак.

Оснащение:

Стерильный, теплый и влажный желудочный зонд – резиновая трубка, диаметром 3-5 мм с боковыми овальными отверстиями на слепом конце, на зонде через каждые 10 см имеются отметки. Стерильный шприц, емкостью 20,0 мл для извлечения.

Посуда: 9 чистых баночек с этикетками.

Раздражитель: раствор гистамина 0,1%, раствор пентагастрина 0,025%.

перчатки, полотенце, лоток, направление:


Направление

в клиническую лабораторию

анализ желудочного сока, полученного с помощью парентерального раздражителя

Пациент: Ф.И.О. возраст

Воронежская ЦРБ, тер. отд., палата №

D.S: обследование

Подпись (врача):

Алгоритм действия при введении зонда:

1. Объяснить пациенту порядок проведения процедуры.

2. Взять письменное согласие.

3. Правильно усадить пациента: опираясь на спинку стула, наклонив голову вперед.

4. Вымыть руки, надеть перчатки.

5. На шею и грудь пациента положить полотенце, если есть съемные протезы, снять их.

7. Стерильным пинцетом достать. Взять его в правую руку, а левой рукой поддерживать свободный конец.

8. Смочить теплой водой (кипяченой) или смазать стерильным вазелиновым маслом.

9. Предложить пациенту открыть рот.

10. Положите конец зонда на корень языка, предложите пациенту делать глотательные движения, дыша глубоко через нос.

11. Вводите до нужной отметки.
Алгоритм получения материала для исследования:


  1. Извлеките с помощью 20,0 мл шприца одну порцию натощак.

  2. В течение часа (через каждые 15 мин) извлеките 4 порции желудочного сока (не стимулированная или базальная секреция).

  3. Введите подкожно раствор гистамина 0,1% из расчета: 0,1 мл на 10 кг массы, (предупредив пациента, что у него может возникнуть окраснение кожи, головокружение, тошнота, пентагастрин вводится по специальной схеме, см. инструкцию).

  4. В течение часа (через 15 мин) 4 порции желудочного сока (стимулированная секреция).

  5. Отправьте с направлением в клиническую лабораторию.

Дуоденальное зондирование

Цель манипуляции:

Получение для исследования желчи.

Противопоказания:

Желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Подготовка пациента:

Утром, натощак.

Оснащение:

Зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий. Олива нужна для лучшего прохождения через привратник. Стерильный шприц, емкостью 20,0 мл.

Посуда: флаконы для желудочного сока, штатив с пробирками, помеченными «А», «В», «С».

Раздражитель: 40 мл теплого 33% раствора сульфата магния или 40 мл 40% раствора глюкозы.

Перчатки, полотенце, лоток, грелка, валик, направление:

Направление

в клиническую лабораторию

Желчь

Пациент: Ф.И.О., возраст

Воронежская ЦРБ, тер. отд., палата №

D.S: обследование

Подпись (врача):

Алгоритм действия при введении зонда:


  1. Объясните пациенту порядок проведения процедуры.

  2. Взять письменное согласие.

  3. Правильно усадите пациента: опираясь на спинку стула, наклонив голову вперед.

  4. Вымыть руки, надеть перчатки.

  5. На шею и грудь пациента положить полотенце, если есть съемные протезы, снять их.

  6. Рассчитать длину зонда: рост – 100 см.

  7. Стерильным пинцетом достать зонд. Взять его в правую руку, а левой рукой поддерживать свободный конец.

  8. Смочить теплой кипяченой водой или смазать стерильным вазелиновым малом.

  9. Предложить пациенту открыть рот.

  10. Положите конец зонда на корень языка, предложите пациенты делать глотательные движения, дыша через нос.

  11. Вводите до нужной отметки.
Помните!

На зонде через каждые 10 см метки.


  1. С помощью 20 мл шприца получите мутноватую жидкость – желудочный сок. Значит зонд в желудке.

  2. Предложите пациенту медленно походить, заглатывая зонд до 7-ой метки.

  3. Уложите пациента на кушетку на правый бок, подложив под правое подреберье грелку, а под таз – валик (облегчается прохождение оливы в 12-ти перстную кишку и раскрытие сфинктеров).

  4. В течение 10-60 мин пациент заглатывает зонд до 9-ой метки. Наружный конец зонда опущен в емкость для желудочного сока.

Алгоритм получения материала для исследования:


  1. Через 20-60 мин после того, как уложите пациента на кушетку, начнет поступать желтая жидкость – это порция «А» - дуоденальная желчь, то есть полученная из 12-типерстной кишки и поджелудочной железы (секрет ее тоже поступает в 12-ти перстную кишку). Пробирка «А».

  2. Введите через зонд с помощью 20,0 мл шприца 40 мл теплого раздражителя (40% глюкоза или 33% сернокислой магнезии, или растительного масла) с целью открытия сфинктера ОДДИ.

  3. Завяжите зонд.

  4. Через 5-7 мин развяжите: получите порцию «В» - темно-оливковая концентрированная желчь, которая поступает из желчного пузыря. Пробирка «В».

  5. Вслед за этим начинает поступать прозрачная золотисто – желтого цвета порция «С» - печеночная желчь. Пробирка «С». Каждая из порций поступает на протяжении 20-30 мин.

  6. Отправьте желчь в клиническую лабораторию с направлением.

Промывание желудка

Показания:

Отравления: пищевые, лекарственные, алкогольные и т.д.

Противопоказания:

Язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Оснащение:

Стерильный толстый зонд, длиной 100-200 см, на слепом конце 2 боковых овальных отверстия на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца метки.

Стерильная резиновая трубка, длиной 70 см и стерильная соединительная стеклянная трубка, диаметром 8 мм.

Стерильная воронка, емкостью 1 л.

Стерильное вазелиновое масло.

Таз для промывных вод.

Ведро чистой воды комнатной температуры на 10-12 литров и литровая кружка.

Резиновые перчатки, фартуки.
Алгоритм действия:


  1. Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка, воронка.

  2. Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите его.

  3. Наденьте перчатки.

  4. Зонд смочите стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

  5. Положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос.

  6. Как только пациент сделает глотательное движение, продвигайте зонд в пищевод.

  7. Доведя зонд до нужной метки (длина введенного зонда: рост – 100см.), опустите воронку до уровня колен пациента.

  8. Держа воронку наклонно, влить на 30 см выше головы пациента.

  9. Медленно поднимите воронку на 30 см выше головы пациента.
10. Как только вода достигнет устья воронки, опустите ее ниже исходного положения.

  1. Выливайте содержимое в таз до тех пор, пока вода не пройдет через соединительную трубку, но останется в резиновой и на дне воронки.

  2. Начните наполнять воронку снова, повторяя все действия.

  3. Промывайте так до «чистых вод».

  4. Измерьте количество вводимой и выделенной жидкости.

  5. Часть промывных вод направьте в лабораторию.

  6. Зонд выньте. Проведите предстерилизационную очистку всей системы.
Примечание:

Если при введении зонда у пациента начался кашель, он начал задыхаться, немедленно извлеките зонд, т.к. он попал в трахею, а не в пищевод.

Помощь при рвоте

Рефлекторный обратный выброс содержимого желудка называется рвотой.

Оснащение:

Клеенка, полотенце, таз, стакан с водой.

Алгоритм действий:

1. При положении пациента лежа, поверните его голову на бок. Если возможно – усадите его.

2. При положении лежа положите клеенку и почкообразный лоток под голову пациента; при положении сидя положите клеенку на грудь и колени пациента и поставьте таз возле него.

3. После рвоты дайте пациенту прополоскать рот или проведите орошение полости рта.

4. Уберите таз и клеенку.

5. Осмотрите рвотные массы и проведите их дезинфекцию.

Примечание:

Во время рвоты (особенно в положении пациента лежа) может произойти аспирация (попадание рвотных масс в дыхательные пути). С этой целью необходимо обязательно повернуть голову пациента на бок.

Рвотные массы при наличии в них крови будут иметь вид «кофейной гущи» - темно-коричневого цвета.

Дезинфекция рвотных масс производится путем добавления к ним маточного раствора хлорной извести из расчета 1:1 на один час или засыпаются сухой хлорной известью (200 гр. на 1 л рвотных масс.)
Напоминаем!

Предстерилизационная очистка и стерилизация зондов:


  1. Промыть водой в закрытой емкости, залить воду на 1 час 10% раствором хлорной извести, затем вылить в канализацию.

  2. Зонды поместить в 3% раствор хлорамина на 1 час.

  3. Промыть под проточной водой.

  4. Высушить

  5. Сдать в ЦСО (укладка – биксы)
Стерилизация:

В паровом стерилизаторе:


  • давление - 1,1 атм,

  • температура – 120 0 С,

  • время - 45 мин.

Беззондовые методы

Исследования желудочного сока. Применяются тогда, когда имеются противопоказания для проведения исследования зондовым методом, или когда пациент отказывается от него. Одна из таких методик «Ацидотест» основан на обнаружении в моче красителя, образующегося в желудке при взаимодействии принятой внутрь ионообменной смолы (желтое драже) со свободной соляной кислотой. Окраска мочи разной интенсивности в зависимости от количества свободной соляной кислоты. Результат условно достоверен.

Оснащение рабочего места:


  1. Зонд желудочный.

  2. Зонд дуоденальный.

  3. Перчатки.

  4. Пинцет стерильный.

  5. Бикс.

  6. Грелка, валик.

  7. Посуда для сбора анализов:

    • чистые сухие баночки

    • штатив с пробирками и емкостью (баночка для желудочного содержимого)

  • Бланки направлений.

  • Раздражители:

  • 200,0 капустного отвара

  • 0,1% гистамина

  • 40 мл 40% глюкозы.

  • Шприцы:

  • 20,0 мл

  • 1,0 – 2,0 мл

  • 2 иглы для набора из ампулы и инъекции

  1. Толстый зонд, стеклянная соединительная трубка, толстая резиновая трубка.

  2. Воронка.

  3. Фартуки 2 шт.

  4. Ведро с водой.

  5. Кружка, емкостью 0,5 – 1,0 л.

Сравнительная характеристика дуоденального и фракционного зондирования


Дуоденальное

зондирование


Фракционное

зондирование


Цель

Получение для исследования желчи

Получение для исследования желудочного сока

Показания

Диагностика заболеваний печени

Диагностика язвенной болезни, хронического гастрита

Противопоказания

Желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология

Желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология

Вид зонда

Зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий

Тонкий желудочный зонд диаметром 3-5 мм с боковыми овальными отверстиями на слепом конце

Подготовка пациента

Утром, натощак

Утром, натощак

Положение пациента при зондировании



Сидя опираясь на спинку стула, наклонив голову вперед

Раздражители

40 мл теплого 33% раствора сульфата магния или 40 мл 40% раствора глюкозы

Раствор гистамина 0,1%, раствор пентагастрина 0,025%

Получаемый секрет

дуоденальная желчь,

концентрированная желчь,

печеночная желчь


Желудочный сок

Количество порций

3

9

Название порций

порция «А», порция «В»,

порция «С»


1-9 порции

Время проведения зондирования

1,5 часа

2 часа

Глоссарий


  1. DUODENIM – 12 перстная кишка.

  2. Желудочный зонд – резиновая трубка, диаметром 3-5 мм, с боковыми овальными отверстиями на слепом конце, на зонде через каждые 10 см имеются отметки.

  3. Дуоденальный зонд – зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий, через каждые 10 см отметки.

  4. Дуоденальное зондирование – зондирование при котором исследуют желчь из 12-ти перстной кишки.

  5. Фракционное зондирование - зондирование, при котором исследуют секреторную функцию желудка.

  6. Рвота - Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса.

  7. Икота - рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком.

  8. Изжога - о щущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода.

  9. Тошнота - тягостное ощущение в подложечной области и глотке.

  10. Метеоризм - скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями.

  11. Запор - длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника

  12. Понос (диарея) - частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника.

  13. Боль - неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях.

  14. Отрыжка - непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот.

  15. Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности.

  16. Стеноз пищевода - сужение просвета пищевода.

  17. Перфорация желудка - прободение стенки желудка.

  18. Асфиксия - нарушение проходимости дыхательных путей.

Основная:


  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», ГЕОТАР-Медиа, 2012.
Дополнительная:

1. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник для мед. уч-щ и колледжей..-М. :ГЕОТАР-Медиа, 2008 -320с.


  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник для мед. уч-щ и колледжей. -2-ое изд.,испр. и доп.-М. :ГОЭТАР-Медиа, 2009. -366с. :ил.

Кяхтинский филиал

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

Т. Д. Дансарунова

Учебное пособие по самоподготовке

для студентов

Профессиональный модуль 04. ПМ.04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.01. Технология оказания медицинских услуг, организация безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

340201 Сестринское дело

Зондовые манипуляции

Утверждено на заседании ЦМК Утверждено метод. советом колледжа

Е.Л. Лысенок ____________ Е.Л. Лысенок

Пояснительная записка

Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 340201 «Сестринское дело».

Профессиональный модуль 04. является фундаментом, необходимым для изучения клинических дисциплин, закладывает основу для всей будущей практической работы.

Учебная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры наряду с традиционными формами необходимо активно применять дополнительные, самостоятельные формы обучения и воспитания студентов, поскольку в совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов они имеют большое значение.

Преподаватель, ведущий дисциплину, с первых дней обучения в учебном заведении должен научить студента рациональной последовательности в работе, его планированию.

В данном пособии предлагается разноуровневая методика контроля овладения материала. Методическое пособие включает в себя различные виды тестовых заданий: ситуационные задачи, таблицы, кроссворды и дает возможность студентам самостоятельно составить алгоритм манипуляций, решить и проанализировать ситуационную задачу.

Данное пособие имеет цель привить студентам навыки самостоятельной работы с книгой, умение находить и пользоваться необходимой информацией для выполнения конкретного задания. Задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, самоконтролю, вырабатывает умение логически рассуждать и творчески мыслить.

Подготовка и проведение

промывания желудка

Общие компетенции:

    Цели и показания для промывания желудка

    Виды желудочных зондов

    Промывание желудка

    Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в

бессознательном состоянии

    Взятие промывных вод для исследования

    Дезинфекция использованного оборудования

    Уход при рвоте;

    Подготовку пациента;

    Подготовку зондов;

    Методики проведения манипуляций.

Профессиональные компетенции:

    Подготовить пациента;

    Приготовить необходимое оснащение для промывания желудка;

    Ввести зонд, выполнить зондирование;

    Произвести забор промывных вод для лабораторного исследования;

    Написать направление в лабораторию;

    Провести предстерилизационную обработку зондов.

Вопросы для самоподготовки

    Изучить анатомическое строение желудка;

    Цели, показания и противопоказания проведения зондовых манипуляций.

    Деонтологические аспекты для проведения манипуляции.

    Необходимое оснащение зондовых процедур.

5.Алгоритмы действий при промывании желудка.

6. Применение беззондовых методов, их положительные и отрицательные стороны.

7.Проведение промывания желудка в случае бессознательного состояния пациента;

8.Рвота и оказание помощи при рвоте.

9.Виды зондов.

10.Дезинфекция и предстерилизационная очистка зондов

Этико – деонтологическое обеспечение

Зондовые манипуляции – довольно непростая в психологическом отношении процедура для пациентов. Многие пациенты плохо переносят манипуляции, связанные с введением зонда. Во время процедуры у них появляются кашель, рвота, слюнотечение, что объясняется повышенной чувствительностью слизистой оболочки глотки и пищевода. Поэтому немаловажное значение имеет психологический настрой больного на такое исследование. Для устранения «боязни исследования» медицинской сестре следует объяснить пациенту цель исследования, его пользу, разговаривать с ним вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

Хорошая подготовка пациента, правильное поведение во время процедуры позволят уменьшить неприятные ощущения.

Необходимо запомнить несколько простых правил предосторожности:

При появлении крови в материале, полученном в результате зондирования или промывания, следует его немедленно прекратить.

В том случае, если пациент начал задыхаться, кашлять, синеть, следует быстро извлечь зонд, так как он попал в дыхательные пути.

Следует дать возможность отдохнуть больному и через несколько минут повторить действие.

Провести примерный инструктаж пациента:

«Ваше самочувствие будет во многом зависеть от поведения во время зондирования. Самое главное - не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться, дышать медленно и не глубоко. Руки нужно держать на коленях. Медленно и глубоко дышать. Сделав глубокий вдох, начинать делать глотательные движения. Если трудно дышать носом, можно через рот».

Правила техники безопасности

Запомните:

    Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь – зондирование прекратить!

    Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

    В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозолем 10% раствора лидокаина.

    Противопоказания для всех зондовых манипуляций: желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Теоретическая часть.

Наименование манипуляции

Промывание желудка

Показания:

Отравления: пищевые, лекарственные, алкогольные и т.д.

Противопоказания:

Язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Оснащение:

Стерильный толстый зонд, длиной 100-200 см, на слепом конце 2 боковых овальных отверстия на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца метки.

Стерильная резиновая трубка, длиной 70 см и стерильная соединительная стеклянная трубка, диаметром 8 мм.

Стерильная воронка, емкостью 1 л.

Стерильное вазелиновое масло.

Таз для промывных вод.

Ведро чистой воды комнатной температуры на 10-12 литров и литровая кружка.

Резиновые перчатки, фартуки.

Алгоритм действия:

    Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка, воронка.

    Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите его.

    Наденьте перчатки.

    Зонд смочите стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

    Положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос.

    Как только пациент сделает глотательное движение, продвигайте зонд в пищевод.

    Доведя зонд до нужной метки (длина введенного зонда: рост – 100см.), опустите воронку до уровня колен пациента.

    Держа воронку наклонно, влить на 30 см выше головы пациента.

    Медленно поднимите воронку на 30 см выше головы пациента.

10. Как только вода достигнет устья воронки, опустите ее ниже исходного положения.

    Выливайте содержимое в таз до тех пор, пока вода не пройдет через соединительную трубку, но останется в резиновой и на дне воронки.

    Начните наполнять воронку снова, повторяя все действия.

    Промывайте так до «чистых вод».

    Измерьте количество вводимой и выделенной жидкости.

    Часть промывных вод направьте в лабораторию.

    Зонд выньте.

    Проведите предстерилизационную очистку всей системы.

Наименование манипуляции

Помощь при рвоте

Рвота - это рефлекторный выброс содержимого желудка наружу через рот.

Оснащение:

Клеенка, полотенце, таз, стакан с водой, электроотсос или грушевидный баллон, клеенчатые фартуки, марлевые салфетки, перчатки резиновые

чистая сухая стеклянная банка, емкости с дезинфицирующим раствором

Алгоритм действий:

1. При положении пациента лежа, поверните его голову на бок. Если возможно – усадите его.

2. При положении лежа положите клеенку и почкообразный лоток под голову пациента; при положении сидя положите клеенку на грудь и колени пациента и поставьте таз возле него.

3. После рвоты дайте пациенту прополоскать рот или проведите орошение полости рта.

4. Уберите таз и клеенку.

5. Осмотрите рвотные массы и проведите их дезинфекцию.

Примечание:

Во время рвоты (особенно в положении пациента лежа) может произойти аспирация (попадание рвотных масс в дыхательные пути). С этой целью необходимо обязательно повернуть голову пациента на бок.

Рвотные массы при наличии в них крови будут иметь вид «кофейной гущи» - темно-коричневого цвета.

Дезинфекция рвотных масс: засыпаются дезинфектантом.

Предстерилизационная очистка и стерилизация зондов:

    Зонды поместить в дезинфектант.

    После экспозиции промыть под проточной водой.

    Высушить.

    Сдать в ЦСО (укладка – биксы)

Стерилизация:

В паровом стерилизаторе:

    давление - 1,1 атм,

    температура – 120 0 С,

    время - 45 мин.

Глоссарий

Желудочный зонд – резиновая трубка, диаметром 3-5 мм, с боковыми овальными отверстиями на слепом конце, на зонде через каждые 10 см имеются отметки.

Дуоденальный зонд – зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий, через каждые 10 см отметки.

Дуоденальное зондирование – зондирование при котором исследуют желчь из 12–ти перстной кишки.

Фракционное зондирование - зондирование, при котором исследуют секреторную функцию желудка.

Рвота - Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса.

Икота - рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком.

Изжога - о щущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода.

Тошнота - тягостное ощущение в подложечной области и глотке.

Метеоризм - скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями.

Запор - длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника

Понос (диарея) - частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника.

Боль - неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях.

Отрыжка - непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот.

Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности.

Стеноз пищевода - сужение просвета пищевода.

Перфорация желудка - прободение стенки желудка.

Асфиксия - нарушение проходимости дыхательных путей.

Задание на самоподготовку

Вопрос

Виды желудочных и дуоденальных зондов

Т.П. Обуховец «Общий уход за больными»;

Помощь пациенту при рвоте находящемуся в сознании и бессознательном состоянии

А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле»

Промывание желудка толстым желудочным зондом

Т.П.Обуховец «Общий уход за больными»;

А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле»

Помощь при желудочном кровотечении

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Общий уход за больными»

Дезинфекция зондов

«Инфекционный контроль. Профилактика ВБИ». Приказ № 408, ОСТ 42-21-2-85

Задания по самоконтролю

    Терминологический диктант

Задание: дополнить предложения терминами.

    Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот из-за спазматических сокращений мышц желудка - это

    Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком - это...

    Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода- это ...

    Неприятные ощущения в подложечной области и глотке- это ...

    Скопление газов с вздутием живота, с отрыжкой - это ...

    Длительная задержка стула из-за расстройства функции кишечника-это ...

    Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника - это...

    Неприятное ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях ...

    Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот - это.. .

    Истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности ...

    Тестовый контроль на выбор правильного ответа

Задание: выбрать один правильный ответ.

    Боли при заболеваниях желудка локализуются:

а) внизу живота

б) в эпигастральной области

в) в области правого подреберья

    Зондовые манипуляции проводят:

а) после завтрака

б) натощак

в) в любое время

а) тонкий резиновый зонд

б) зонд с металлической оливой

в) толстый желудочный зонд

    При промывании желудка зонд вводится на расстояние:

в) рост пациента минус 100 см

    Для промывания желудка необходимо приготовить:

а) 10 -12 литров воды

б) 1 – 1,5 литра воды

в) 5 литров воды

    При рвоте для профилактики асфиксии голову необходимо запрокинуть:

в) вперёд, поддерживая за лоб

    При появлении крови в промывных водах необходимо:

а) продолжить промывание

б) поставить пузырь со льдом на область эпигастрия

в) поставить грелку на область эпигастрия

    Полученный желудочный сок направляют:

а) в биохимическую лабораторию

б) в клиническую лабораторию

в) в бактериологическую лабораторию

    Резиновые зонды стерилизуют при режиме:

а) 180 в течение 60 минут

б) при 2,2 атм., Т 132 в течение 20 минут

в) при 1,1 атм., Т 120 в течение 45 минут

    Резиновые зонды стерилизуют:

а) в сухожаровых шкафах

б) в автоклавах

в) в 3% растворе хлорамина

Ситуационные задания

Инструктаж: в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и определить тактику медицинской сестры.

1. При введении толстого желудочного зонда, пациент начинает кашлять, задыхаться. Что случилось? Какова тактика медицинской сестры?

    Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении. С целью суицида выпил большую дозу снотворных таблеток, находится без сознания. Ваши действия в данной ситуации.

    Пациентка поступила в приёмное отделение с отравлением уксусной кислотой. Каким методом необходимо промыть желудок?

    При промывании желудка через 10 минут в промывных водах появилась кровь. Какова тактика медицинской сестры?

    Вечером, после 18 часов, накануне дуоденального зондирования, пациент поел чёрного хлеба, картофельного пюре, свежих огурцов. Можно ли проводить исследование?

    К дежурной медицинской сестре обратился пациент с жалобами на боли в эпигастральной области, рвоту чёрной массой. Что с пациентом? Тактика медицинской сестры?

    При проведении дуоденального зондирования не поступает порция «В», содержимое желчного пузыря. Что случилось? Тактика медицинской сестры?

    Пациентка находится в хирургическом отделении для решения вопроса об операции по поводу опухоли желудка. У пациентки пищевое отравление. Можно ли делать промывание желудка зондовым методом?

    Тесты

Задание: дополнить предложение.

1. Стерилизацию резиновых зондов проводят в ……при режиме …………

    Для промывания желудка необходимо приготовить …………… воды.

    При появлении ……в процессе проведения зондовой процедуры, манипуляцию необходимо ……

    Резиновые зонды дезинфицируют в ………….% растворе ……………

    Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют тёплый 33% раствор ………………………………

    Желудочный сок при ……………….зондировании извлекают через каждые ………….минут.

    Порция «С» - это содержимое ……………………

    Базальная секреция – это порции с …………….. по ………………..

    Для промывания желудка используют ………………. желудочный зонд.

    Предупредите пациента, что после введения гистамина у него может возникнуть ………………. кожи, головокружение, тошнота.

5.Задание

Задание: укажите № варианта с правильным ответом

ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА

1 Вариант

2 Вариант

Стерилизация зондов:

(продолжи фразу)

Давление……………………

Температура……………….

Время………………………

6.Ситуационные задачи

Задание : в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и выполнить задания.

Задача № 1.

При проведении фракционного зондирования во время введения зонда пациент начал кашлять, задыхаться, лицо его стало синюшным.

Задача № 2.

При проведении фракционного зондирования пациенту был введен парентеральный раздражитель 0,1 гистамин. Вскоре пациент почувствовал головокружение, чувство жара, тошноту, затруднение дыхания, АД 90/50.

    О каком состоянии можно думать.

2. Выявите нарушенные потребности.

3. Выявите настоящие, приоритетные, потенциальные проблемы.

4. Тактика медицинской сестры.

Задача № 3.

Пациенту назначено дуоденальное зондирование. В беседе с медицинской сестрой выяснилось, что больной испытывает боязнь перед предстоящим исследованием.

    Тактика медицинской сестры.

Задача № 4.

При проведении дуоденального зондирования, в пробирку не поступает порция «А».

    Тактика медицинской сестры.

Задача № 5.

При проведении дуоденального зондирования, после введения раздражителя в пробирку не поступает порция «В».

1. О каком состоянии можно думать.

    Тактика медицинской сестры.

Эталон ответов

    Терминологического диктанта

1. Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса – рвота.

    Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком – икота.

3. Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода – изжога.

    Тягостное ощущение в подложечной области и глотке – тошнота.

    Скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями – метеоризм.

    Длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – запор.

    Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – понос (диарея).

    Неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях – боль.

    Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот – отрыжка .

    Истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности – кровотечение.

Эталон ответов

    Тестового контроля на выбор правильного ответа

Помощь пациенту при рвоте

Усадите пациента и наденьте на него клеёнчатый фартук; на себя фартук и перчатки

Успокойте пациента Успокойте пациента

Наденьте на Наденьте на себя фартук и перчатки

Во время рвоты придерживайте пациента за лоб

Рвотные массы соберите на исследование

Помогите пациенту лечь

Подставьте к ногам пациента таз

После рвоты дайте пациенту прополоскать рот

Отгородите пациента ширмой, если процедура выполняется в палате

Задание: расставьте в правильной последовательности цифры напротив алгоритма действий при рвоте

Промывание желудка

Усадите пациента

Объясните пациенту цель предстоящей манипуляции

Наденьте стерильные перчатки

Между ног пациента поставьте таз

Встаньте от пациента сбоку

Представьтесь пациенту

Медленно поднимите воронку вверх

К зонду присоедините воронку и опустите её до уровня колен пациента

Слепой конец зонда смажьте вазелином

Положите на корень языка пациента слепой конец зонда и медленно продвигайте зонд до нужной метки

Определите расстояние, на которое следует ввести зонд

Как только вода достигнет устья воронки, опустите её в исходное положение и вылейте содержимое в таз

Держа воронку на уровне колен пациента слегка наклонно, налейте воды

Повторите процедуру до чистых промывных вод

По окончании промывания отсоедините воронку, выведите зонд из желудка, уложите пациента в постель

Наденьте на себя и на пациента клеёнчатый фартук

Эталон ответа на ситуационные задания

    Это означает, что зонд попал не в пищевод, а в гортань или трахею. Следует немедленно извлечь зонд, успокоить пациента и ввести его снова.

    Промывание желудка, если пациент без сознания, проводят в положении головы на боку, роторасширителем открывают рот, языкодержателем фиксируют язык. Введение зонда проводят под контролем до нужной метки, после чего начинают промывание.

    Промывание в данном случае проводят только зондовым методом.

    Прекратить промывание. Вызвать врача.

    Проводить дуоденальное зондирование в этом случае нельзя, так как эти продукты вызывают вздутие живота. Результат исследования может быть недостоверным. Сообщить врачу, отложить зондирование на 1 – 2 дня.

    Зонд может завернуться. Потянуть медленно зонд, а лучше это делать в рентгеновском кабинете.

    Уложить пациента в положение Фаулера, немедленно вызвать врача, приготовить лекарственные препараты (димедрол, пипольфен, кордиамин и т.д.)

    Успокоить пациента, уложить в постель, пригласить врача.

    Не открылся сфинктер Одди. Приготовить 0,1% раствор атропина, пригласить врача, по назначению врача ввести 1 мл атропина подкожно. Если через 15 – 20 минут не пойдёт порция «В», зондирование прекратить.

    Промывание желудка при опухолях желудка противопоказано. Вызвать врача, выполнить назначения врача.

    Тесты

1. Цель дуоденального зондирования – получение желчи для исследования.

    Для проведения дуоденального зондирования необходимо приготовить тонкий желудочный зонд с металлической оливой на конце.

    Стерилизацию резиновых зондов проводят в автоклаве при режиме 1,1 атм, 120 0 С, 45 мин.

    Желудочный сок для исследования получают с помощью фракционного зондирования.

5. Порция «А» при дуоденальном зондировании – это содержимое 12 – ти перстной кишки

    Цель фракционного желудочного зондирования – получение желудочного сока.

    Получение желчи проводят с помощью дуоденального зондирования.

    Для проведения дуоденального зондирования пациента укладывают на правый бок, подложив под правое подреберье грелку.

9. При исследовании желудочного сока беззондовым методом, используют пробу с ацидотестом.

10. При дуоденальном зондировании порция «В» является содержимым желчного пузыря.

    Для стимуляции желудка при фракционном зондировании используют 0,1% раствор гистамина.

    Для промывания желудка необходимо приготовить 10 – 12 литров воды.

    При появлении крови в процессе проведения любой зондовой процедуры, манипуляцию необходимо прекратить.

    Резиновые зонды дезинфицируют в 3 % растворе хлорамина.

    Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют тёплый 33% раствор магния сульфата.

    Желудочный сок при фракционном зондировании извлекают через каждые 15 минут.

    Порция «С» - это содержимое печёночных протоков.

    Базальная секреция – это порции с 2 по 5

    Для промывания желудка используют толстый желудочный зонд.

    Предупредите пациента, что после введения гистамина у него может возникнуть гиперемия кожи, головокружение, тошнота.

    Задание

Верно: 2 Вариант


10. Ситуационные задачи

Задача № 1.

    Зонд попал в гортань или трахею.

    Быть здоровым, нормальном дыхании, нормальном сне, заниматься любимым делом

    Настоящие проблемы: кашель, нехватка воздуха, синюшность лица; Приоритетные проблемы: кашель, нехватка воздуха;

    Следует немедленно извлечь зонд.

Задача № 2.

    Аллергическая реакция на введенный парентеральный раздражитель.

    Быть здоровым, нормальном дыхании, поддержании личной безопасности, заниматься любимым делом.

Настоящие проблемы: почувствовал головокружение, чувство жара, тошноту, затруднение дыхания, АД 90/50.

Приоритетные проблемы: затруднение дыхания.

Потенциальные проблемы: асфиксия.

    Следует немедленно прекратить введение препарата, вызвать врача.

Задача № 3.

    Для устранения «боязни исследования» медицинской сестре следует объяснить пациенту цель исследования, его пользу, разговаривать вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

Задача № 4.

    Скорее всего зонд завернулся или не введен до нужной отметки.

    Немного потянуть зонд назад, или чтобы удостовериться в этом необходимо, сделать снимок в рентгенологическом кабинете.

Задача № 5.

    Не открылся сфинктер Одди.

    Необходимо ввести пациенту 1,0 подкожно 0,1 % раствора атропина для снятия спазма сфинктера. Если это не поможет – зондирование прекратить.

Критерии оценок по различным видам работ

Фронтальный опрос:

    грамотный полный ответ на вопрос - 5 баллов

    попытка ответа с явными ошибками - 2 балла

    нет ответа - 0 баллов

    Терминологический диктант (10 вопросов)

    Определено не менее 14 терминов и понятий - 5 баллов

    Определено не менее 12 терминов и понятий - 4 балла

    Определено не менее 9 терминов и понятий - 3 балла

    Определено 8 и менее понятий - 2 балла

    Тестовый контроль на выбор правильного ответа (10 вопросов):

    До 10% - 2 ошибки – оценка «5»

    До 20% - 4 ошибки – оценка «4»

    До 30% - 6 ошибок – оценка «3»

    Больше 30% - более 6 ошибок – оценка «2»

    Решение кроссворда:

    Определено не менее 9 понятий - 5 баллов

    Определено не менее 8 понятий - 4 балла

    Определено не менее 7 понятий - 3 балла

    Определено 6 и менее понятий - 2 балла

    Алгоритм выполнения манипуляций:

    Алгоритм действий определён с неточностями - 4 балла

    Алгоритм действий определён с явными ошибками - 3 балла

    Алгоритм действий составлен не верно - 2 балла

    Решение ситуационных заданий:

    Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов

    Ситуационное задание решено с неточностями - 4 балла

    Ситуационное задание решено с явными ошибками - 3 балла

    Задание решено не верно - 2 балла

    Нет попыток решения задания - 0 баллов

    Тесты (10 вопросов):

    Определено не менее 18 терминов и понятий - 5 баллов

    Определено не менее 16 терминов и понятий - 4 балла

    Определено не менее 14 терминов и понятий - 3 балла

    Определено 12 и менее понятий - 2 балла

    Сравнительная характеристика дуоденального и фракционного зондирования:

    2 ошибки – оценка «5»

    4 ошибки – оценка «4»

    6 ошибок – оценка «3»

    более 6 ошибок – оценка «2»

    Задание:

    Правильный ответ - 5 баллов

    неполный ответ с незначительными поправками - 4 балла

    нет ответа - 2 балла

    Задание:

    полный ответ на вопрос - 5 баллов

    неполный ответ на вопрос с незначительными поправками - 4 балла

    неполный ответ на вопрос с незначительными поправками

преподавателя или студентов - 3 балла

    нет ответа - 2 балла

    Решение ситуационных задач:

    Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов

    Ситуационная задача решена с неточностями - 4 балла

    Ситуационная задача решена с явными ошибками - 3 балла

    Задача решена не верно - 2 балла

    Нет попыток решения задачи - 0 баллов

    Отработка практических навыков:

    Правильное выполнение манипуляции в соответствии

со стандартами - 5 баллов

    Манипуляция выполнена с незначительными ошибками - 4 балла

    Манипуляция выполнена с явными ошибками - 3 балла

    Манипуляция не выполнена, но были попытки это сделать - 2 балла

    Нет попыток выполнения манипуляции - 0 баллов

    Т. П. Обуховец «Основы сестринского дела» 2009г.

2. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников «Основы сестринского дела» Москва «Медицина» 2010г.

3. Ю.Д. Елисеев. Справочник медсестры. Москва. 2008 г.

4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Общий уход за больными» М, Медицина, 1989г.

5. С.А. Мухина, Н.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебник 1998г.

6. С.А. Мухина, Н.И. Тарновская «Атлас манипуляционной техники»

7. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сесринского дела» Москва 2001г.

8. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум» Ростов – на – Дону Феникс 2008г.

9. Н.В.Широкова «Сборник тестовых заданий по основам сестринского дела» Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006г.

10. Интернет-ресурсы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Зондовые процедуры

Диспепсия - расстройство пищеварения. Клинические признаки диспепсии: отрыжка, изжога, тошнота, рвота, дискомфорт в области живота. Рвота - сложный рефлекторный акт при возбуждении рвотного центра с последующим непроизвольным выбросом содержимого желудка через пищевод, глотку, иногда носовые ходы.

Рвота может быть центрального или периферического происхождения. Рвота периферического происхождения (отравления пищевые, химические, медикаментозные) приносит пациенту облегчение, а промывание желудка способствует детоксикации организма. В этом случае рвота - защитно-приспособительная реакция организма человека, вызванная раздражением слизистой оболочки желудка. Предвестником рвоты могут быть тошнота, чаще при заболеваниях желудка. У тяжелобольных и пациентов, находящихся в бессознательном состоянии, рвотные массы могут попасть в дыхательные пути, возможна угроза асфиксии и развитие воспаления легких.

Во время рвоты из желудка удаляются вредные для организма химические вещества или недоброкачественная пища, при этом человек испытывает облегчение. Рвотные массы содержат остатки не переваренной пищи, имеют кислый запах.

Рвота центрального происхождения (расстройство мозгового кровообращения) или рефлекторного характера (инфаркт миокарда) не облегчает состояния пациента.

Рвота цвета «кофейной гущи» - признак желудочного кровотечения. Клинические признаки острой кровопотери: слабость, головокружение, потемнение в газах, одышка, тошнота, жажда, обморок. У пациента отмечают бледность кожных покровов, конечности холодные, частый пульс, артериальное давление снижено. В этом случае сестра должна срочно вызвать врача. Независимые сестринские вмешательства: уложить пациента на спину, на область эпигастрия положить пузырь со льдом, исключить прием пищи и жидкости.

диспепсия рвота желудок зонд

Лечебные зондовые процедуры

Зависимое сестринское вмешательство при отравлении недоброкачественной пищей, лекарствами, химическими веществами - это промывание желудка. Процедуру в лечебном учреждении проводят с помощью зонда.

Зондировать - значит выяснять, получать сведения о наличии или об отсутствии чего-либо при помощи предмета ухода - зонда.

Дуоденальный зонд имеет оливу для преодоления привратника желудка при прохождении из желудка в 12-ти перстную кишку во время процедуры зондирования.

Различают зонды по

Зондирование (франц. исследовать) - инструментальное исследование полых и трубчатых органов, каналов, ран с помощью зондов.

Противопоказания:

1) пищеводные и желудочные кровотечения;

2) воспалительные заболевания с изъязвлениями слизистой оболочки пищеварительного тракта;

3) выраженная сердечно-сосудистая патология.

Промывание желудка - удаление остатков пищи, газов, слизи или ядовитых веществ. Показания определяет врач. Процедуру проводят зондовым и беззондовым способами.

Цели:

· лечебная - прекращение воздействия токсических веществ и их эвакуация из организма;

· диагностическая - обнаружение в промывных водах химических веществ, микроорганизмов и их токсинов.

Наиболее эффективен зондовый метод промывания по принципу сообщающихся сосудов (метод сифона). В желудок многократно дробными порциями вводят жидкость по системе двух сообщающихся сосудов: желудка и воронки, соединенных наружным концом зонда. Процедуру повторяют до «чистой воды», пока все содержимое желудка не будет выведено из него с водой. Клинический диагноз подтверждают лабораторными исследованиями промывных вод желудка.

Система для промывания желудка: воронка емкостью 0,5 - 1 л, два толстых желудочных зонда, соединенных стеклянным переходником. Промывание проводят водой комнатной температуры (теплая вода усиливает всасывание).

Глубину введения зонда пациенту определяют:

· измерением расстояния: мочка уха - резцы -мечевидный отросток

· или по формуле: рост в см. минус - 100.

При введении зонда пациент делает глотательные движения. При позыве на тошноту/рвоту следует пережать зонд зубами и делать глубокие вдохи для подавления рвотного рефлекса.

Особенности промывания желудка пациенту в бессознательном состоянии: сестра вводит пациенту назогастральный зонд после интубации трахеи, выполненной врачом, промывают полость желудка водой с помощью шприца Жане.

При затруднении введения зонда используют беззондовый способ промывания желудка.

Беззондовый способ промывания желудка

Вне стационара допустимо промывание желудка естественным способом, Готовят 2-3 литра воды. Пациенту предлагают выпить подряд 4-6 стаканов воды. Побуждают рвотный рефлекс, раздражая механическим путем (шпателем/пальцем) корень языка. Процедуру повторяют несколько раз до «чистых промывных вод». Это способствует детоксикации - прекращению воздействия токсических веществ и их удалению из организма.

При любом виде зондирования в условиях стационара сестра заранее информирует пациента о предстоящей манипуляции для создания благоприятного морально-психологического климата во время проведения процедуры. Нередко пациенты испытывают страх, плохо переносят введение зонда через рот. Внимательная, заботливая, ласковая медсестра в состоянии устранить или компенсировать опасения и тревогу пациента.

Литература

1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова "Основы сестринского дела", Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 2. Т.П. Обуховец, О.В.Чернова "Основы сестринского дела", Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская "Теоретические основы сестринского дела" часть I, Москва 1996

4. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников "Основы сестринского дела" "Медицина" Феникс, 2007 5. И.В. Яромич "Сестринское дело", Москва, ОНИКС, 2007

6. К.Е. Давлицарова, С.Н.Миронова Манипуляционная техника, Москва, Форум-ИНФРА, Москва, 2005

7.Никитин Ю.П., Машков Б.П. Всё по уходу за больными в больнице и дома. М., Москва, 1998

8. Басикина Г.С., Коноплева Е.Л. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела для студентов. - М.: ВУНМЦ, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные причины возникновения острой почечной недостаточности. Интенсивная терапия преренальной олигоурии. Методы коррекции метаболизма при ОПН. Механизм и особенности проведения гемодиализа, противопоказания для данной процедуры и возможные осложнения.

    презентация , добавлен 25.01.2014

    Теории происхождения и механизмов образования полипов в пищеварительных органах. Полипы желудка и толстого кишечника, их виды, причины возникновения. Симптомы заболеваний, возможные осложнения. Диагностика, профилактика, лечение и дальнейшее наблюдение.

    презентация , добавлен 28.12.2013

    Введение зонда в желудок через ротовую и носовую полости. Промывание желудка тонким зондом. Взятие желудочного содержимого. Обучение пациента методике "Ацидотест". Возможные затруднения при зондировании. Аспирационно-титрационный метод зондирования.

    презентация , добавлен 10.10.2013

    Устройство и функции фетоскопа, показания и противопоказания для проведения процедуры. Суть метода амниоскопии, дающего возможность диагностировать предлежание петель пуповины и низкое прикрепление плаценты. Методика проведения процедуры кольпоскопии.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Предрасполагающие факторы заболевания. Клинические проявления болезни. Возможные осложнения. Особенности диагностики рака желудка. Методы лечения и профилактика. Основные проблемы пациентов с синдромом новообразований. Особенности ухода за больными.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Кровавая рвота как симптом кровотечения из пищевого, желудка и двенадцатиперстной кишки, причины ее появления и порядок диагностирования заболевания. Анализы и процедуры при госпитализации. Помощь при кровотечении из почек и мочевыводящих путей.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Показания к местной анестезии и оценка ее главных преимуществ. Имеющиеся противопоказания. Виды местного обезболивания. Инфильтрационная анестезия по А.В. Вишневскому. Техники проведения данного вида анестезии, возможные осложнения и применение.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Противопоказания к ВТС-лобэктомии, техника ее проведения. Расположение торакопортов и операционной бригады при нижней лобэктомии слева. Поводы для сомнений торакальных хирургов. Возможные осложнения при проведении операции, действия врачей по устранению.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Изучение методов коррекции функциональной окклюзии путем сошлифовывания выявленных преждевременных контактов на естественных и искусственных зубах. Показания и противопоказания для проведения избирательного пришлифовывания зубов, возможные осложнения.

    презентация , добавлен 14.12.2017

    Характеристика синдромов отдаленных осложнений после операций резекции желудка, антрумэктомии, ваготомии. Их клинические проявления и диагностика. Этиология и патогенез рака желудка, его анатомо-гистологические формы, стадии протекания и лечение болезни.

манипуляции.

      Установить доброжелательные отношения с

пациентом.

      Уточнить информированность пациента о лекарственном средстве и получить его согласие на проведение манипуля­ции.

      Надеть маску. Обработать руки гигиеническим уровнем с антисептиком и надеть стерильные перчатки.

      Проверить пригодность лекарственного средства (название, дозу, срок годности, физическое состояние).

1.6 Повторно убедиться в соответствии лекарственного

препарата с назначениями врача.

1.7 Набрать в шприц необходимое количество назначенного лекарственного средства, затем в этот же шприц набрать растворителя.

      Надеть на конус шприца иглу для внутривенной инъекции, выпустить воздух. Поместить на стерильный лоток.

      Приготовить не менее 5-ти шариков, смоченных спиртом и поместить на стерильный лоток.

    Выполнение манипуляции.

    1. Предложить пациенту лечь, при необходимости помочь ему. Освободить место для инъекции (место локтевой вены).

      Под локоть пациента подложить обрабатываемый валик. Наложить жгут на плечо пациента на 5 см выше локтевого сгиба, покрытое салфеткой или его одеждой.

Примечание: при наложении жгута пульс на лучевой артерии не должен измениться. Кожные покровы ниже места наложения жгута багровеют, вена набухает. При ухудшен наполнения пульса, жгут необходимо ослабить.

      Попросить пациента поработать кулачком

(сжать-разжать кулак).

      Исследовать вену пациента.

      Обработать место инъекции шариком со спиртом от периферии к центру (снизу-вверх), площадью 10x10 см 2 .

      Взять шприц в правую руку так, чтобы указательный палец фиксировал иглу сверху. Проверить проходимость иглы и отсутствие воздуха в шприце.

      Попросить пациента зажать кулак.

      Зафиксировать вену большим пальцем левой руки, проколоть кожу возле пунктируемой вены (игла срезом вверх!) и войти вену на 1/3 длины иглы.

      Потянуть поршень на себя для появления крови в шприце.

      Развязать жгут. Попросить пациента ослабить кулак. (Рис. 1)

      Потянуть поршень на себя, чтобы еще раз убедиться в том, что игла находится в вене.

      Не меняя руки, надавить на поршень левой рукой и медленно ввести лекарственный препарат вену, наблюдая за состоянием пациента и спрашивая о самочувствии, если пациента в сознании. В шприце оставить 0,5 мл лекарственного препарата.

      Приложить шарик со спиртом в месте прокола иглой кожи и резко выйти из вены.

      Попросить пациента согнуть руку в локтевом сгибе и подержать 5-7 минут. Затем забрать у пациента использованный шарик (в дез. раствор), убедившись, что у пациента свернулась кровь в месте прокола. Если пациент не в состоянии согнуть руку, то наложить давящую повязку.

    Окончание манипуляции.

3.1. Весь использованный материал поместить для дезинфекции.

3.2. Провести гигиеническую обработку рук.

3.3. Сделать записи о выполнении процедуры в медицинской документации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то