Фреска рима. Римские фрески

«Искусством знаменитым» называл живопись ученый и писатель I в. н. э. Плиний Старший. Наиболее яркое представление о характере древнеримской живописи дают мозаики и фрески. К сожалению, многое утрачено или дошло до нас во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, освоением воздушной перспективы, развернутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Главными особенностями живописных произведений того времени являются непосредственность восприятия окружающего мира и стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

Фрески

До сих пор поражают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях , городах, прекративших существование в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 г. н. э. Великолепны техника их исполнения, богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки (нанесения тонких и прозрачных слоев краски), легкость, эскизность и стремительность рисунка, тщательная продуманность композиций. На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью. Краски составляли из тщательно растертых полудрагоценных камней и осколков синего и зеленого стекла. Все это позволяло защищать фрески от растрескивания и обеспечивало их поверхности ярчайший блеск. Многослойные лессировки придавали изображениям воздушность и прозрачность. Последующая полировка и покрытие фресок тонким слоем воска с добавлением оливкового масла защищали краски от выцветания. Время наглядно доказало оправданность подобной техники создания фресок.

В вилле Мистерий , построенной в первой половине II в. до н. э. в пригороде Помпей (реконструирована ок. 60 г. до н. э.), сохранились великолепные образцы фресковой живописи. Главное их сокровище - фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. Объединенные в группы, 29 участников праздника, посвященного богу Вакху, движутся в ритуальном действе. Их четкие силуэты эффектно выделяются на ярко-красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-желтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном ее тела. Рядом - коленопреклоненная девушка, припавшая к коленям сидящей женщины. Хотя содержание росписей, значение отдельных фигур и последовательность их движения по-прежнему таят в себе немало загадок для исследователей, мастерство их исполнения бесспорно и несомненно.



Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают хрупкость и прозрачность стекла, а темно-зеленые листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабийблиз Помпея . Девушка, символизирующая весну, как будто плывет по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее золотисто-желтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.

Мозаики

Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно еще в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, а поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. На них изображены странствующие актеры, обитатели морского дна, дерущиеся петухи, кошка с куропаткой в зубах.



Хорошо известна помпеянская копия мозаики «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III». На ней запечатлен решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария, который изображен в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлестывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремился бесстрашный всадник, копьем пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь 15м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу сражения.

В IV-V вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил свое былое величие. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Вопросы и задания

1. Расскажите о развитии искусства римского скульптурного портрета. Каковы его источники, особенности и назначение? В чем его отличие от произведений древнеегипетских и греческих мастеров?

2. Каковы характерные особенности древнеримской монументальной живописи? Расскажите о главных сюжетах и темах мозаичных и фресковых композиций. Опишите некоторые из них.

3. Известно, что древнеримская живопись переняла у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, но немало она сделала и собственных открытий, например, в манере письма и выборе цветовой гаммы. Сравните произведения греческих и римских мастеров. Попробуйте выявить характерные различия в их творческой манере.

4. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней

Греции? В чем их различие? Как вы думаете, оправданно ли рассматривать художественное наследие Древнего Рима как составную часть Античности?

5. Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское

зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать

его характерные элементы?

6. Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены римский Форум и Колизей, но почти в первозданном виде сохранился Пантеон?

7. Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: театрах, термах, акведуках? Расскажите о некоторых из них

подробнее.

Творческая мастерская

1. Подготовьте экспозицию выставки по теме «Шедевры изобразительного искусства Древнего Рима» и проведите по ней экскурсию для одноклассников.

2. Попробуйте сочинить рассказ на тему «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» (по выбору).

3. Немецкий ученый XVIII в. И. Винкельман так писал в «Истории искусства древности» о фресках Геркуланума: «Что касается исполнения, то большинство древних картин набросаны были быстро, подобно первому замыслу рисунка; но как легки и подвижны танцовщицы и другие геркуланумские фигуры, написанные на черном фоне и приводящие в восторг всех знатоков! Техника живописи у древних была выше современной; они достигли высокой степени жизненности в передаче тела». Разделяете ли вы это мнение ученого? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, почему прорисовка лиц на фресках менее выразительна, чем изображения тел фигур, передачи их жестов и движения?

4. Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?

5. Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н. В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, живописных картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева при закате солнца»).

6. Посмотрите некоторые из художественных фильмов об истории j него Рима и сделайте рецензию на один из них («Древний Рим. Расцвет и падение империи». Реж. Н. Мерфи, Н. Грин; «300 спартанцев». Р. Матэ; «Спартак». Реж. С. Кубрик; «Камо грядеши?» Реж. М. Лерой)

Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом - коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м 2 , сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.

Римская мозаика - художественное искусство, появившееся в Древнем Риме, являющееся смесью культуры Греции и Византии. Первоначально это были рисунки на стенах, дорожках и полах, потолках, сделанные при помощи гальки. Потом мозаичные картинки складывали из стекол. Со временем совершенствовалась обработка камней и стекол, изображения становились все четче и разборчивее. Таким образом в древнеримском государстве украшали дворцы и дома богатых людей, делали портреты людей, рисовали охоту, войну и другие картины.

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения - рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений - надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло - смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле - более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключение

Мозаика в древнем Риме положила начало развитию керамики, но при этом осталась самостоятельным искусством, переданным потомкам. В настоящее время такой способ украшения (особенно опус сектиле) используется при отделке храмов, интерьеров квартир. Сейчас применяются более современные материалы: клей, краски.

Как ни один другой город в мире Рим наполнен ценнейшими произведениями искусства. Многочисленные музеи, художественные галереи, дворцы и виллы хранят огромное количество великолепнейших экземпляров творений человеческого гения разных эпох. В этой статье мы хотим рассказать о самых впечатляющих фресках Рима, увидев которые замирает дыхание от их красоты и осознания того, какая пропасть времени отделяет нас от их созидателей.

В Древнем Риме представители высших слоев общества любили украшать свои жилища скульптурами из мрамора, бронзовыми изваяниями, мозаиками и фресками. Подтверждением тому являются многочисленные росписи частных вилл, обнаруженные при раскопках античного города Помпеи. В Риме сохранилось не так много подобных фресок, однако Вечный Город может похвастаться их большим количеством периода VI-XVI веков – важнейшего в истории становления христианства.

Психея среди богов Олимпа. Рафаэль. 1517

Эпоха Возрождения подарила Риму новый облик, сделала его торжественным и изысканным. Понтифики привлекали известных мастеров к строительству своих роскошных дворцов, реставрациям церквей и декоративному украшению часовен, самой известной из которых является Сикстинская Капелла в Ватикане. Именно с нее и начнем наш рассказ о самых впечатляющих фресках Рима.

Фрески Сикстинской капеллы

Расположенная в Апостольском Дворце Ватикана часовня Успения Пресвятой Богородицы, более известная как Сикстинская капелла, прославилась на весь мир своими потрясающими росписями. Над декоративным оформлением интерьера одного из главных помещений Святого Престола в свое время работали такие выдающиеся художники как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пинтуриккио, Пьетро ди Козимо и, конечно же, Микеанджело. Не смотря на то, что капелла до сих пор используется по своему прямому назначению, она почти всегда открыта для свободного посещения.

Наиболее известными фресками часовни являются росписи ее свода, над которыми трудился великий Микеланджело Буонарроти. Серия сюжетов, взятая им из Книги Бытия, рассказывает об истории дохристианского периода. Работа над декоративным оформлением свода, площадью 512 квадратных метров, длилась 4 года.

Страшный суд Микеланджело

Самая знаменитая работа Микеланджело, украсившая стену за главным алтарем Сикстинской Капеллы, является и самой известной фреской в мире. Именно поэтому мы решили выделить данную работу отдельным пунктом нашего списка.

Рассматривать это произведение можно часами – более 200 квадратных метров росписи и почти 400 фигур! Над «Страшным судом» Микеланджело Буонарроти работал самостоятельно, без привлечений других художников.

Станцы Рафаэля

В начале XVI века глава Святого Престола — Юлий II, урожденный Джулиано делла Ровере, пригласил Рафаэля Санти для росписи папских апартаментов в Апостольском дворце. Понтифик поручил молодому художнику украсить фресками четыре комнаты.

«Станцы Рафаэля», над которым известный мастер работал вместе со своими учениками в период с 1508 по 1524 года, на сегодняшний день являются самыми знаменитыми открытыми для посещения помещениями, находящимися в Ватикане.

Фрески Лоджии Психеи

Вилла Фарнезина, расположенная на набережной Тибра, также может порадовать ценителей прекрасного. Лоджия виллы, изначально являвшаяся открытой, украшена циклом фресок, изображающих истории Амура и Психеи.

Работа над декоративным оформлением лоджии была доверена мастерской Рафаэля. Вместе с художником над росписями трудились Джулио Романо, Раффаэллино дель Коллэ, Джованни Франчско Пэнни.

Потолок во Дворце Барберини

Увидеть одну из самых впечатляющих фресок Рима можно посетив палаццо Барберини. Главный зал дворца, а точней его потолок, украшает красивейшая роспись «Триумф божественного провидения», созданная Пьетро да Кортона в первой половине XVII века, занимающая площадь более 400 кв. метров. Она является не только одной из самых значимых работ художника, но и ценнейшим произведением периода раннего барокко.

Галерея Фарнезе

Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.

Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида.

Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

Цикл фресок, украшающих стены раннехристианского храма, производит сильнейшее впечатление не только своей красотой, но и тем, что на них изображено. Созданные во второй половине XVI века знаменитым Помаранчо росписи изображают сцены мученичества христианских святых.

На фресках можно увидеть практически все виды казней, применявшихся во времена гонений на христиан с I по IV века нашей эры. Данный цикл, являющийся своего рода наглядной энциклопедией мученичества, уникален в своем роде и дает широкое представление о самом сложном и трагическом периоде в истории Церкви.


Капелла Карафа

В базилике Санта Мария Сопра Минерва, расположенной недалеко от Пантеона, находится небольшая часовня – капелла Карафа, знаменитая циклом фресок, написанных Филиппо Липпи. Росписи, украшающие стены и свод часовни, являются ценнейшим примером религиозной живописи Рима второй половины XV века.

«История Древней Греции и Рима» - Завоевания Александра Македонского. Греко-персидские войны. Спарта. Первоисточники по истории раннего христианства. Установление системы домината в Римской империи. Возникновение христианства. Социальная структура Греции. Эллинизм. Греческое влияние на культурную жизнь Рима. Введение в античность. История античности.

«Древние цивилизации Европы» - Зарождение античной цивилизации. Алфавитное письмо. Нравственное сознание. Античная цивилизация. Классическое рабство. Цивилизация эллинизма. Полисная система ценностей. Древние цивилизации Европы. Эллинизм- целостная культура. Культура. Расцвет древнегреческой цивилизации. Древнеримская цивилизация.

«Античная цивилизация» - Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Античность. Античная система хозяйства. А значит, не было условии для возникновения деспотии. Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Образование рабовладельческой экономики. Технологическая сфера античности.

«Античный полис» - Афинский стратег Перикл. Римские диктаторы. Народное собрание. Хронология. Октавиан Август. Гай Юлий Цезарь Август. Античная Греция. Упадок. Древний Рим. Периодизация истории Древней Греции. Римская империя периода домината. Ареопаг. Клеопатра VII. Римский император Константин Великий. Этапы развития Византийской империи.

«Микены и Троя» - Микены. Микены и Троя. Почему погиб Икар. Сокровища микенских царей. Нить Ариадны. Выступление войска из древних Микен. Карточка. Город Микены. Троянская война. Лабиринт. Артемида. Глиняные таблички. Троя. Реконструкция царского дворца в Микенах. Имя героя. Кинжал из царской гробницы. Большой остров.

«Эгейская культура» - Остров Крит. Смежные комнаты. Памятники погребального искусства. Эгейская кикладская скульптура. Кносский дворец. Богиня. Микены. Критское искусство. Образ «парижанки». Эгейская культура. Шедевры эгейской архитектуры. Ритуальный бой с быком. Античная культура. Вазы раскрашивали в яркие цвета. Главный вход.

Всего в теме 17 презентаций

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то