Греки Крыма: историческая справка. Кто такие греки Крыма и какова их историческая судьба? Первые греки в крыму

в рубрике

В VII-VI веках до нашей эры, когда в крымских степях господствовали скифы, на черноморском побережье Крыма основывали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Древнегреческими колонистами было основано много городов, среди которых современные города Феодосия и Керчь (Пантикалей или Боспор), Херсонес, находившийся в пределах нынешнего Севастополя.

Греческие поселения в Крыму начали появляться во второй половине VII века до н.э. и к средине VI века до н.э. освоили все побережье. Первым был Пантикалей, основанный на восточном побережье выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

Поставки из Китая , товары из Китая оптом, мебель — это хорошая возможность создать выгодный бизнес, который будет пользоваться спросом и приносить неплохую прибыль. Ведь недорогие товары хорошего качества всегда найдут своих покупателей. Тем более, Китай оптом предоставляет как небольшие, так и многотонные партии товаров.

Греки продолжали жить в Крыму и в византийское время. Они говорили на одном из диалектов новогреческого языка - крымско-румейском. К ХV в. греческие колонии в Крыму пришли в упадок. Здесь образовалось Крымское ханство. Многие греки эмигрировали в Россию. Кроме того, усилению миграции греков способствовали русско-турецкие войны. Так, по ходатайству святителя Игнатия Мариупольского перед Екатериной II и затем по ее приказу, в 1778 г. греки-христиане переселились в Приазовье, где основали город Мариуполь и более двадцати сел.

В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.

После заключения Кючук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали неправильно называть албанцами. За ними также закрепилось и другое название - «арнауты». Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву, который впоследствии стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князем Потемкиным им была поручена охрана береговой полосы от Севастополя до Феодосии.

В годы первой мировой войны в Крым из Турции перебралось около 13 тысяч греков. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы.

В 1921 г. в Крыму проживало более 23 тысяч греков, что составляло 3,3% от всего населения полуострова. 65% греков жило в городах. По всему Крыму в местах компактного проживания греков были открыты школы-семилетки, а в Керчи - средняя школа. В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. По данным всесоюзной переписи 1926 г., греческое население было преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с. Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (под Севастополем).

В селах греки преимущественно занимались огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах, где жили русские, татары, немцы.

Разговор «История крымских греков»

Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико.

Учёные подразделяют их на четыре разные группы. Эти группы отличаются друг от друга особенностями своего формирования, языка и культуры.

К самой ранней группе относятся античные греки, их эпоха длится с VI в. до н.э. до III в н.э.

Вторая группа - это средневековые крымские греки (III-XVIII вв.), потомков которых сейчас называют "мариупольскими греками".

Их сменили греки "русского периода" истории Крыма, жившие в конце XVIII-XX вв.

В результате взаимной ассимиляции эллинов, тавров, готов, аланов и боранов, в южнобережном и Горном Крыму начала складываться новая средневековая народность. Себя они стали называть "ромеями". Само звание "ромей" стало синонимом "православный", а позже в это слово вкладывается и этническое содержание - "православный грек", а не эллин-язычник, поклоняющийся своим олимпийским богам.

В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, следствием которой было принятию греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки.

Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски - такие документы хранятся сейчас в архивах.

Первым греческим поселением был Пантикапей, основанный выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

Затем недалеко от него были основаны другие города – Нимфей, Тиритака, Киммерик, Мирмекий и другие. Остатки некоторых этих городов можно увидеть и сегодня.

В V веке до н.э. на крымском побережье возникли два самостоятельных греческих государства – Боспорское автократическое государство со столицей Пантикапей и демократическая рабовладельческая республика Херсонес Таврический .

Херсонес Таврический – рабовладельческая республика с демократической формой правления, в состав которой вошли земли западного Крыма – Гераклейский полуостров, Керкинитида (современная Евпатория) и Калос-Лимени (Черноморское).

Слово «Херсонес» в переводе с древнегреческого- «полуостров».

Греческие колонисты завезли на побережье Крыма кораблестроение, выращивание оливковых и других деревьев, виноградарство. Они выращивали пшеницу и ячмень. Боспор был крупнейшим поставщиком зерновых в Грецию, особенно в Афины, и на многие острова.

Также греки строили храмы, театры, стадионы, занимались разными ремеслами. Во многих греческих селах было развито пчеловодство. Особенно славились своим медом горные деревени Корбеклы, Шумы, Демерджи, располагавшиеся у подножий гор Чатырдага и Демерджи, и, конечно, деревня Мускомия, само название которой означало "душистый мед".

Наиболее известным местом по части рыболовства было море в районе деревни Ласпи. Рыбы было так много, что каждое воскресенье по случаю удачной ловли греки устраивали на берегу пышные пиршества с вином, танцами и музыкой

Греческих училищ в Крыму не было, а высшее духовенство получало образование в Константинополе. Правда, в Крыму были учителя, которые обучали грамоте. Во многих духовных семьях воспитанием детей занимались греки-иностранцы.

Ежегодно, 1 июля, в день святых Козьмы и Демьяна к знаменитому одноименному источнику из всех греческих сел отправлялись длинные вереницы воловьих подвод. К путешествию начинали готовиться за много дней до праздника. Дорога к источнику Козьмы и Демьяна местами была довольно опасной. Шла она вдоль реки Альмы и часто, когда река после дождей выходила из берегов, размывалась. Поэтому ехали с большой предосторожностью.

Паломничество к источнику Козьмы и Демьяна также имеет легендарное объяснение.

Некий пастух, пораженный проказой, решил как-то отдохнуть у источника. Пастух искупался и уснул. Во сне ему явились двое незнакомцев и посоветовали сделать это трижды. Когда пастух снова уснул, к нему вновь явились Козьма и Демьян (это были, естественно, они) и сказали, чтобы тот каждый год в этот день (а это было 1 июля) приходил сюда.

Кроме праздника Козьмы и Демьяна, у греков Крыма было много других ежегодных праздников. В Ильин день, 2 августа, многие греки собирались в монастыре святого Ильи-пророка близ деревни Би-юк-Ломбат на южном берегу. Здесь также находился источник, вытекавший прямо из-под алтаря. В богослужениях тут нередко принимали участие греческие митрополиты,

Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А. И. Куинджи, ученый К. Ф. Челпанов, поэт Г. А. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие.

Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском морском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др.

Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу, используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиций и обычаев.

Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи - в Феодосии, Месаксуди - в Керчи.

В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе, а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки - Шахмурзу, Армутлук, Пайляры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями.

Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили "пособниками оккупантов". "Чёрным днём" в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков.

В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность «Федерация греков Крыма». В 1993 в Старом Крыму было создано городское региональное греческое общество "Понтос".

Несмотря на неоднократные выселения, греческая община полуострова никогда не прекращала своего существования и активно возрождалась.

В греческой, как и во многих других национальных кухнях, обобщен опыт поколений. Не менее важный является и тот факт, что за всю историю народа традиционные способы приготовления пищи не были записаны, а передавались из уст в уста, ряд блюд и способов их приготовления утрачены или вышли из употребления. Блюда аналогичные греческим имеются у крымских татар, караимов, болгар, армян.

Одно из распространенных блюд греков во многих регионах – пирог, который пекут на «греческий новый год» - Ай – Василь. У разных этнических групп называется этот пирог по-разному. У крымских греков он имеет название – «василопита».

Трижды перекрестив пирог, хозяин дома разрезает его на части: первый кусок предназначается Ай-Василю (святому Василию), его ставят возле икон, второй кусок – дому, третий кусок – для скотины.

У крымских греков пирог делают из слоёного теста в семь слоёв, у румеев в два слоя, один с мясом, второй с тыквой. Называется он - турта.

Мусака - очень распространенное блюдо в Греции, но его любят и крымские греки. Мусака представляет собой слоеную запеканку из баклажанов и других овощей, характерных сезону и местности.

Давайте посмотрим на разнообразие греческой кухни в Крыму на слайде.

Важными составляющими греческой музыки являются не только ритм, мелодия, но и геометрия, философия, поэзия и другие искусства.

Литература греков тоже является важным культурным наследием. В древнегреческом слове важно все, будь то поэзия, риторика, философия или история, и нет ничего, что бы не оставило свой след на современной цивилизации.

С древних времен гостеприимство у греков возведено в ранг высшей добродетели. Согласно древнегреческим мифам, боги предпочитали путешествовать в облике простых смертных, поэтому греки радушно встречали любого гостя, ведь им мог оказаться любой бог, даже сам Зевс. Непревзойденному греческому гостеприимству и сегодня отводится наивысший приоритет.

Давайте еще посмотрим на мужской и женский костюмы крымских греков.

А еще на днях мы посетили Греческий отдел в библиотеке № 18 г. Симферополя. Раньше это был единственный на всю Украину отдел греческой литературы. А сейчас - один из немногих в России. Ребятам показали фильм об Александре Македонском, показали много книг на греческом языке. Девочки с удовольствием померили костюм крымской гречанки. Дети нашли для себя там много нового. День провели с удовольствием и хорошим настроением.

Греки Крыма: история и современное положение

Практически вся «письменная» история Таврики — Крыма, насчитывающая более 2600 веков, теснейшим образом связана с греками. Однако необходимо различать четыре группы греков, которые проживали на полуострове в различные периоды его истории. Эти группы отличаются друг от друга особенностями их формирования, а также своеобразием языка и культуры. Речь идет об (VI в. до н.э. — III в.н.э.), о средневековых крымских греках (III – XVIII вв., их потомков – более 70000 человек теперь называют «мариупольскими греками»), о греках Крыма, живших в последней четверти XVIII – первой половине XX вв., и о современной греческой общине, которая складывается на полуострове в наши дни (вторая половина XX – начало XXI вв.). Следует отметить, что это деление достаточно условно. Ведь часть «варваризированных» греков позднеантичного периода участвовала в этногенезе средневековых крымских христиан. Часть греков–старожилов, ушедших в 1778 г. на северные берега Азовского моря, вскоре вернулась на родину и обеспечила преемственность элементов культуры, сложившейся на полуострове в средние века, и их развитие в культуре «новых» греков – мигрантов из разных областей Османской империи. В свою очередь, потомки этих греков – носители греческой культуры, сложившейся в Крыму, на греческих островах, во Фракии, Малой Азии и в Анатолии, возвратившись из депортации, участвуют в формировании современной греческой общины.

Несмотря на неоднократные выселения, греческая община полуострова никогда не прекращала своего существования и активно возрождалась.

Традиционное греческое трудолюбие, предприимчивость и толерантность всегда способствовали процветанию Крыма и страны в целом.

Араджиони М. А.

По материалам Республиканского комитета АР Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан.

КРЫМСКИЕ ГРЕКИ — часть греческой диаспоры, которая в разные периоды истории по-разному формировалась, имела определенные этнические, языковые и культурные отличия. Возникновение ее относится к VI в. до н. э., когда началась колонизация Крыма античными греками, создавшими на западном, юго-восточном и восточном побережье и на Керченском полуострове целый ряд полисов: Керкинитиду, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др., позднее объединившихся в 2 государства — Боспорское царство и республику Херсонес. Античные греки, занимаясь главным образом земледелием, ремеслами и торговлей, внесли большой вклад в экономическое развитие и культуру Крыма. В начале средневековья античные греки в основной своей массе ассимилировались с местным (тавро-скифским) и пришлым (сармато-аланским, германским, позже тюрко-булгарским) населением, а также с переселявшимися на полуостров византийцами, среди которых также было много греков. Следующая волна греков нахлынула в Крым в XI-XIII вв. в связи с восстановлением власти Византии в Таврике. Вызвала широкое распространение христианства, строительство церквей, монастырей, замков, крепостей. Основным занятием греков в этот период были скотоводство, ремесла, торговля. Многие из них тюркизировались по языку, обычаям, частично — по религии. Большинство средневековых греко-христиан в 1778 было переселено царским правительством в Приазовье, но вскоре часть из них по приказу Г. А. Потемкина возвратилась на полуостров. В то же время после Кючук-Кайнарджийского мира 1774 в Керчи и Еникале были поселены греки сформированного графом А. С. Орловым архипелажского войска. После присоединения Крыма к России из них был создан батальон для охраны Южного побережья, позже этот батальон участвовал в Крымской войне. 12-13 тыс. греков бежало в Крым из Турции, спасаясь от геноцида, в годы 1-й мир. войны (их называли «новогреками»). На полуострове греки жили небольшими компактными группами рядом с болгарами, русскими, украинцами, татарами и др. в городах и 398 селах и деревнях, занимаясь преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством и торговлей, а также виноградарством и рыболовством. В 1939 в Крыму проживало 20 652 грека. Во время Великой Отечественной войны многие крымские греки были на фронте, очень активно участвовали в партизанском и подпольном движении. 14.VI.1944 все крымские греки, в т. ч. бывшие фронтовики, партизаны и подпольщики, были насильно депортированы из Крыма «в другие районы СССР». В связи с тем, что крымские греки не сотрудничали с гитлеровскими оккупантами, они не нуждались в реабилитации. Уже в 50-гг. некоторые из них возвратились на полуостров. Сейчас этот процесс активизировался. Однако многие из крымских греков эмигрировали и продолжают эмигрировать в Грецию.

Греки оказались на Крымском полуострове благодаря так называемой «большой греческой колонизации» VIII-VI вв. до н.э., охватившего сначала Средиземноморья. Часть искателей новых земель или рынков сбыта достигла северных берегов Черного моря, где по-первых создала торговые фактории на побережье: так была основана Ольвия. В течение V-III вв. до н.э. выходцы из различных греческих регионов основывают на полуострове города Керкинитида, Херсонес, Феодосия, Нимфей, Пантикапей, Тиритака, Мирмекий и др. По своим административным устройством это были города-государства (полисы), изначально заключали между собой различного рода союзы, а впоследствии входили в состав древних государств: Боспорского царства, Понтийского царства, Римской империи. Отношения пришельцев с местным населением были, скорее всего, мирными и взаимовыгодными, что, собственно, и привело значительный прогресс в развитии греческих полисов. Важное место в деятельности греческих граждан занимала торговля: с одной стороны, с кочевниками — скифами, а с другой, с греческими метрополиями, куда доставляли продукты питания, кожу, сырье.

Значительные изменения в отношениях между кочевыми народами Причерноморья впоследствии нарушили мир на полуострове и, начиная с III ст. до н.э., греческие полисы часто находились в состоянии осады или войны с Скифское царство. Наконец, в конце II в., После столкновения скифов с, войском Понтийского царя Митридата VI Евпатора, все греческие полисы Тавриды, а также Боспорское царство подпадают под протекторат Понта, а после поражения Митридата, подчиняются Рима. По римской эпохи жизни в греческих полисах нормализуется, пригородное тубольцевской населения в значительной степени ассимилируется и воспринимает греческую культуру, часто в ее христианском варианте. Такое состояние длится до III ст., Когда в Тавриду вдруг врываются германские племена готов. Захватчики уничтожают позднюю Скифский государство, захватывают мелкие греческие города, причиняют значительные миграционные процессы среди населения, но в итоге оседают на полуострове, образуя несколько самостоятельных государств. Однако следующая христианизация готов способствует их вхождению в единое цивилизационное пространство и сближению с населением греческих полисов.

«Великое переселение народов» IV-VI вв. частично вымывает из Тавриды активное кочевое население, но древние полисы, несмотря на все трудности, продолжают свое существование. Укрепления Византийской империи на протяжении VI-IX вв. способствует дальнейшей консолидации населения на юге полуострова, формируется несколько христианских епархий во главе с митрополитами. Именно в это время, вероятно, образуется определенное ядро грекоязычного населения полуострова, в который вошли представители различных древних этносов: греков, скифов, аланов, готов и др.

Отдельные изменения в культурной среде Тавриды могли быть также следствием известных в истории переселений с Византийской империи до полуострова.

Так, во время религиозных конфликтов в Тавриду были высланы отдельные христианские иерархи и многие монахов.

Частая смена власти в степной части полуострова, кажется, не было существенного влияния на греческие города и поселения южного побережья Тавриды. О состоятельности и уровень греков может отчасти свидетельствовать захвата крупнейшего города на полуострове — Xерсонес — киевским князем Владимиром в 988 г.. Однако постепенное ослабление Византийской империи, особенно падения Константинополя в 1204 г.. Оставляют Таврии греков в одиночестве перед растущей угрозой захвата городов воинственными кочевниками. Поэтому население городов постепенно уменьшается и переходит к меньшим поселений и больше к земледелию, виноградарства и садоводства, а также рыболовного промысла. Однако сокрушительный удар византийским подданным наносит татаро-монгольское нашествие 1223 протяжении Xm ст. бывшие греческие полисы упадок. К тому же в городах и замках Тавриды появляются военные формирования венецианцев и генуэзцев, которые из-за разницы между католическим и православным обрядам воспринимаются местным население крайне негативно. Исламизация тюркских народов XIV-XV вв. также добавляет немало недоразумений и все увеличивает пропасть между различными группами населения.

Между тем, оставленные Византийской империей на произвол, христиане иногда активизируются и даже образуют собственные государственные институты. Среди последних наиболее известное княжество Феодоро на горе Мангуп. В XV в. на полуострове в очередной раз в истории устанавливается определенная этническая и конфессиональная равновесие между Крымским ханством, генуэзцами и полунезависимая от них христианами-греками. Однако события в Малой Азии, где туркам-османам в мае 1453 наконец удается захватить Царьград, снова обостряют политическую ситуацию на полуострове. 1475 османы уничтожают княжество Феодоро, захватывают города на южном побережье, повсюду устанавливаются законы Османской империи. Следующие два века были, наверное, самыми тяжелыми в истории христианского населения полуострова. Несмотря на формальное невмешательство государства в дела христиан, усиливается давление на «неверных». Возможно, именно в этот период формируется значительная часть христиан, носителей тюркских диалектов — урумов, в отличие от руме, сохраняющие в быту новогреческие диалекты. Бывшие христианские епархии тоже упадок и наконец 1678, по решению Константинопольского патриарха образуют одну Готской-Кафский митрополию.

В XVIII в. Крым становится ареной острой политической борьбы между Россией и Османской империей за будущее Крымского ханства. По результатам русско-турецкой войны и подписанного мира 1774 в крепости Ени-Кале, близ Керчи размещается российская залога, в состав которой вошли греки с Архипелага — давние противники турок в борьбе за национальную независимость. Почти одновременно в Крыму разворачивает деятельность предназначен 1771 митрополит готский и Кафский Игнатий Гозадинов. Прогрецкой во многих отношениях политика российского правительства находит свою частичную реализацию в проекте вывода христиан из Крыма, начавшийся летом 1778

Руководил переселением А.В. Суворов. По его сведениям, из Крыма вышло более 31 тыс. Христиан греков и армян. Последние (около 13 тыс.) Поселились в современной Ростовской области, а греки отправились в Самарской паланки и Александровской крепости, где вынуждены были зимовать. Однако и в следующем, 1779, вопрос с отводом земли для греков не был решен. Только весной 1780 переселенцы пришли к побережью Азовского моря у впадения реки Кальмиуса, а оттуда начали наделять землю на потребности отдельных поселений. Руме и урумы поселились отдельно в 20 селах, названных по именам бывших поселений в Крыму. Тюркоязычные жители христианского пригорода Бахчисарая Мариамполь основали город Мариуполь.

Несмотря на пассивное сопротивление переселению и тяжелые испытания во время самого переселения, в Крыму остались немногие греческие семьи и те, что согласились принять магометанство. Немногим удалось и вернуться с Надазовья в Крым после аннексии полуострова Россией 1783

Между тем, греческий залога в Ени-Кале служила после 1783 определенным залогом улучшения жизни для значительного количества новых переселенцев с территории Османской империи. Новые эмигранты селятся преимущественно в городах узбережзя Крыму и обычно не образуют устойчивых этнических группировок. Исключение группа греков из Фракии, прибывших, вероятно, вместе с волной болгарских, гагаузских и албанских беженцев из Османской империи, которые перешли к Причерноморья в первой трети XIX в. Потомков этих «фракийских» по своей новогреческий наречии греков можно и сегодня встретить в селе Чернополье восточнее Симферополя. В целом на протяжении XIX в. в Крым переехала довольно значительное количество греков. Кроме упомянутых греков с Архипелага и материковой Греции, разговаривали новогреческий язык, в Крым переселялись также греки Понта — из районов Трапезунда и Карса, где хранился особый понтийский диалект. Собираясь вокруг церквей и просветительных обществ, греки Крыму местами образовывали заметные городские или сельские общины. Отдельные представители этих общин широко в истории не только Крымского полуострова, но и Российской империи. На рубеже ХIХ и ХХ вв. в Крыму насчитывалось, по разным оценкам, до 20 тыс. греков.

События 1917-1920 гг. В очередной раз привели к уменьшению греческого населения. Значительная часть греков выехала вместе с Белой гвардией барона Врангеля. Этому способствовало, в частности, греческое консульство на полуострове.

Приспособление греков Украины к новой власти было прервано репрессиями 1930-х годов. В конце 1937 были арестованы и в начале 1938 расстреляны тысячи самых влиятельных и активных членов греческих общин по всей республике. Пострадали и крымские греки.

Война 1941-1945 гг. Тоже нанесла тяжелый удар по грекам, которые остались на полуострове. Многие участвовал в партизанской борьбе. Но это не спасло ни их лично, ни весь народ от депортации в июне 1944 г.. Было вывезено более 15 тыс. Человек. Местами расселения предназначались разные города и села Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана и др.

Лишь немногие греки проживали в Крыму в последующие десятилетия — в основном новые советские «мигранты» или «скрытые» за чужими фамилиями местные жители, члены российских или украинских семей.

Несмотря на формальную реабилитации депортированных народов в 1950-х гг., Ни возвращения утраченного имущества пострадавшим грекам, ни помощи им для возвращения в родные места не было до конца 1980-х годов. Более того, существовала формальный запрет возвращаться в Крым. Несмотря на все препятствия, часть греков смогла вернуться в родные места. Переезжали в Крым и другие греки СССР.

С начала 1990-х гг. На полуострове ширится движение за восстановление национальных прав меньшинств.

Сегодня в Крыму насчитывается около 4 тысяч греков. Самые активные из них объединены в национально-просветительские общества Севастополя, Симферополя, Керчи и других городов и сел полуострова. Большинство этих организаций Входят в Федерацию обществ греков Украины.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то