Один из верховных богов индуизма. Древние боги индии

Эти энергии, присутствующие в человеке как дикие силы, должны быть управляемыми и проводиться по энергетическим каналам плодотворно, чтобы поселить в нем божественное сознание. Для этого человек должен заручиться доброжелательностью различных богов, которые вызовут в его сознании соответствующий настрой, что поможет ему справиться с различными силами дикой природы. На пути духовного продвижения человека он должен развить в себе различные признаки этого божественного духа для того, чтобы достичь всестороннего духовного совершенствования.

Ведические божества символизируют силы, присутствующие в природе, а также живущие внутри людей. При обсуж­дении символического значения ведических божеств в труде «Тайна Вед» Шри Ауробиндо говорит, что «боги, богини и демоны, упомянутые в Ведах, представляют различные космические полномочия, с одной стороны, и достоинства человека и недостатки, с другой».

Поклонение идолам и исполнение ритуалов живут в самом сердце индуизма и имеют большое религиозное и философское значение. Все индуистские божества - самосто­ятельные символы пути к специфическому аспекту Брахмана. Индуистская Троица представлена тремя божествами: Брахма (Brahma) - создатель, Вишну (Vishnu) - защитник и Шива (Shiva) - разрушитель.

Однако Брахма хоть и велик, но слишком уж велик и потому почти недося­гаем. Вишну замещает его, а роль третьего божества незаметно переходит к богине Шакти. Все индусы, как правило, либо вайшнавы («поклоняющиеся Вишну»), либо шиваиты («поклоняющиеся Шиве»), либ» шакты (то есть «те, которые поклоняются Божественной Матери Шакти», как правило, женщины). Это говорит о том, что и в индуизме при всем его многобожии присутствует определенный элемент Св. Троицы.

Индийский бог Брахма

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки, в другой - сосуд с водой. Его взгляд выражает счастье и спокойствие. Глаза его прикрыты в медитации.

Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена - Сарасвати - богиней учености.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу, южный - Яурведу, западный - Самаведу северный - Атарваведу.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несет воду в сосуде камандалу. Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь миров представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани - Землю.

Цвет кожи Брахмы красный или золотой, одежда - белая. Его вахана - лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб в виде диска чуть больше головы.

Индийский бог Вишну

Вишну наиболее популярный из всех богов индуистского пантеона. Находясь в индуистской триаде после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку, поэтому очень популярен.

Вишну часто изображается сидящим на волшебной четырехлапой птице Гаруде. Он имеет одно лицо и четыре и более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки и булаву - символ власти, которую дает высшее знание, заключающее в себе сущность жизни; в левых руках он несет шкуру, ткань и радугу. Он также держит чакру (колесо) и гаду (жезл). Чакра представляет вращение мира, так же, как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Восемь рук Вишну символизируют четыре стуроны света и четыре промежуточных направления. Раковина представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Вишну часто изображается возлежащим на царе змей Шеша с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира (санскритское слово «шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод, подобным жизни, возникшей когда-то из этих вод Вселенной.

Эта индийская идеограмма символизирует, что бог Вишну - един для всей Вселенной.

В иллюстрированных представлениях Вишну имеет 4 руки (4 полукольца), а крест в круге символизирует высшее деятельное начало.

Индийский бог Шива

Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов индуизма. Вначале явившись на свет как божество гнева и слепых сил природы - Рудра, Шива в наши времена подобрел. В настоящее время он является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект. Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл - представляет смерть. Лимон - семя мира. Трезубец - означает учение. Щит - представляет Дхарму.

Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.

Полумесяц - символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита - его гнев, который покоряет зло.

Тигровая шкура - символизирует желание. Бык Найди - символизирует Дхарму, Закон.

1. Четыре руки - трезубец, барабан, благодающая позиция и четки.

2. Восемь рук. Правые - четки, копье (шакти), жезл (данда) и копье или трезубец (сула). Левые - ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп.

3. Две руки - копье или трезубец (сула), лук. Три глаза.

4. Четыре руки - защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати.

Индийский бог Ганеши

Слоноголовый бог Ганеши - весьма популярный персонаж индуистской мифологии. Это, наверное, самый многострадальный из индуистских богов: у него не только слоновья голова, но он еще и инвалид - у него не хватает одного бивня, который он потерял в схватке с великаном. Великан превратился в крысу, и с тех пор Ганеши на нем ездит. Бедняга родился изрядным уродцем - у него было короткое тело и толстый живот. Зато Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов, а Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеши перо и чернила, и он стал богом учености и образования, покровителем всех студентов и школьников.

Кроме того, Ганеши стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви.

Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеши стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Хотя Ганеши - предводитель низшего пантеона и находится в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Ганеши призывали и при зывают до сих пор в помощь при каждом деле, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеши-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии.

Шакти - женское начало

Шакти - неотъемлемая часть Шивы и женской энергии Пуруши. Кроме того, она является воплощением динамичес­кого принципа. Шива силен и активен только с Шакти и пассивен без нее. Хотя Шакти, конечно, и сама по себе богиня, но здесь на самом деле выступает целый ряд божеств, причем некоторые в позитивном аспекте, а другие в негативном.

Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады - Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жены.

Индийская богиня Деви

Очаровательная Деви, или Махадеви, является самой значительной и многоликой из всех богинь индуистского пантеона. Образ ее восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» - божественного творческого начала. Эта богиня олицетворяет плодородие, изобилие, охраняет религиозные и семейные уставы, является поборницей культуры, символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. Эта богиня - могучая защитница от происков злых духов и от ненависти, ее изображение служит оберегом. Женщины обычно просят ее о различных благах, а также об активной защите от злых духов, болезней и зла.

Образ этой богини повлиял на формирование других богинь, вполне независимых по своим функциям, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.

Индийская богиня Сарасвати

Эта богиня учения и культуры - одна из наиболее популярных среди поклонников различных религий Индостана.

Обычно ее рисуют сидящей на лотосе и играющей на вине, музыкальное инструменте, напоминающем лютню.

По легенде Брахма был настолько очарован собственной дочерью, что у него появилось страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех направлениях - он постоянно смотрел на дочь.

Так Брахма приобрел пять ликов.

Индийская богиня Шри, или Лакшми

Богиня изобилия и процветания, она родилась тогда, когда боги пахтали океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия - амриту.

Она является одной из самых популярных богинь индуистского пантеона. Наверное, это связано с тем, что желание быть богатым является одним из ж основных человеческих желаний.

Лакшми также ассоциируется с красотой и удачей.

Ее изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождали Бху или Сарасвати, она неизменно также составляла ему компанию и тогда звалась Шри.

По мере роста популярности культа образ Лакшми вобрал в себя большое количество народных поверий и стал любимым у индийских женщин.

Известно, что в индуистском пантеоне множество богов. Их обычно рассматривают в качестве личностных проявлений безличного верховного Брахмана или же как аватаров верховных божеств, таких как Ишвара и Бхагаван. Еще один вариант – дэвы (всесильные существа).

Индуистских божеств чаще всего изображают в виде человекоподобных или получеловечных личностей. У каждого из них есть свои личные атрибуты. Жители Индии почитают большинство таких существ, как образы единого бога Брахмана. Все они нужны в качестве своеобразных посредников в общении с Высшим Божеством.

Так, например, «Ригведа» описывает более тридцати богов , каждый из которых олицетворяет определенную стихию природы. Позднее количество богов увеличилось до 330 000 000. В содержании текста часто упоминается термин «Коти» – это обозначение класса, вида. Дословно можно перевести как «десять миллионов». Однако есть мнение, что ни о каких миллионах речи быть не может. Всего божеств было 33 и не более того.

Другая теория гласит, что миллионное количество божеств – это всего лишь обозначение не подсчета, а символа бесконечности высших сил без каких либо ограничений.

Существует общее разделение на группы:

  • на самом верху находится основа Пантеона с тремя главными богами – Тримурти ;
  • затем идут божества, которым нужна опора и защита Высшего Бога, распределены по сторонам света – Локолапы ;
  • в их подчинении находятся общеизвестные индуистские божества;
  • на отдельной ступени находятся ведические боги ;
  • еще подразделяют группу, в которой пребывают .

Возможно, именно они легли в основу сюжета знаменитого фильма Джеймса Кемерона.

Списки и описание

Тримурти

Высшими богами Тримурти являются:

  • творец вселенной с начала времен – ;
  • защитник вселенной в течение всего периода ее существования – Вишну ;
  • уничтожитель вселенной, когда придет срок – (Верховный бог Шиваизма) .

Локолапы

К Локолапам относятся:

  • повелитель дождей, грома, бог-воитель и хранитель восточного направления – ;
  • бог солнца и хранитель юго-восточного направления – Сурья ;
  • сама смерть и справедливость, хранитель южного направления – Яма ;
  • повелитель огненной стихии и защитник юго-западного направления – Агни ;
  • бог воды и защитник западного направления – Варуна ;
  • создатель воздушных потоков и ветра, стражник северо-западного направления – Ваю ;
  • бог всех мировых богатств и хранитель северного направления – ;
  • бог Луны-Месяца, страж северо-восточного направления – Сома .

Общеиндуистские боги

Общеиндуистскими богами признают следующих существ.

  1. Сын, рожденный от Шивы и Вишну – Айяплу . По пуранической легенде, Вишну предстал в обличии существа женского рода Мохини, которую и полюбил бог Шива. Его воспитали люди и почитали как хорошего охотника и укротителя разных диких животных. В числе его заслуг были и победы над злыми демонами.
  2. Сын, рожденный от Паравати и Шивы – Ганеша . Его считают наимудрейшим божеством, отвечающим за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
  3. Супруга Шивы – . Известна, как символ покоя, равновесия, гармонии и благополучия.
  4. Яростная форма Шакти – . Она – уничтожитель демонов.
  5. Сын, рожденный от Лакшми и Вишну (Брахмы)– Кама . Это божество олицетворение любви в индуистской религии.
  6. Супруга Вишну – Лакшми . Источник благости, достатка, процветания и богатств. Она приносит удачу и счастье, воплощение грации и обаяния.
  7. Супруга Шивы – . Это благая форма Дэви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
  8. Супруга Брахмы – . С ее помощью и поддержкой был сотворен мир.
  9. Покровитель воинствующих богов и войны в целом – Сканда . Его часто представляют в виде молодого человека, у которого шесть голов и двенадцать рук, ног.
  10. Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветряных и воздушных потоков) – . Его матерью является апсару Пунджисталу. Хануман – один из основных героев в «Рамаяне», он руководил войском ванаров, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты почитают его за аватар Шивы.

Ведические божества

Ведических божеств довольно много, главные из них перечислены ниже:

  • существа с божественной силой – Абхасвары ;
  • повелитель огня – Агни , является хранителем очага в доме и костра для жертвоприношений;
  • женское начало по ведам – Адити , воплощает собой все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
  • в индуистской религии Адитьи считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
  • одно и божественных существ Адитьев – Анша ;
  • еще одна группа богов – Анилы ;
  • в ведах с водной и огненной стихией взаимосвязан Апам Напат ;
  • космическая вода находится под покровительством Апаса ;
  • сыны Сараньи, боги-близнецы – Ашвины символизируют время рассвета и заката , прибывают на золотой колеснице и дарят богатства всему человечеству, избавляя их от неудач и болезней;
  • за жертвенные обряды и молитвы в индуизме отвечает Брихаспати , он один из наваграх, так называемый «господин речи»;
  • Бхагой зовут одного из Адитьев, он воплощает собой счастье, достаток и клады, распределяет эти дары между разными людьми, приносит удачу;
  • Веруну почитают за верховного хранителя справедливости и судейских дел, в его подчинении находятся мировые воды, он – один из «вседержателей»;
  • Вестошпати ;
  • Вач является богиней речи в мифах Индии;
  • за воздушное пространство и ветер отвечает Ваю (отец Марутов) ;
  • мастером, обладающим божественным даром, признан Вишвакарман (творец Вселенной);
  • ведические божества – Вишведевы ;
  • так же как Брахму и Шиву в мифологии индусов почитают Вишну, он один из богов Тримурти, состоящего в триаде богов; Вишну охраняет мироздание;
  • Дадхикра ;
  • в группе Адитьев, согласно мифам ведов и индусов, есть еще бог Дакша ;
  • за дневное небо по ведам отвечает Дьяус , который является мужем Притхиви, отцом Ушаса, Ашвиновы, Агни, адитьев, марутов, ангирасов;
  • властелином Сварги является Индра (это райское место, в котором нет смерти, а есть радость от ментальной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнии, дождь, потоки рек и войну;
  • Манью ;
  • ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов , которые повелевают бурей, ветром, громом и молниями;
  • еще одна группа богов – Махараджики ;
  • за дружественность, договор, согласие и солнечный свет отвечает Митра (индоиранское божество);
  • бог грозовых туч и ливней – Параджанья ;
  • настоящее олицетворение Земли в Древней Индии – Притхиви ;
  • по легенде Вселенную создали из тела Пуруши , согласно индуистским мифам;
  • с энергией солнца, плодородием и дорогой связан бог Пушан ;
  • на Рибхе по ведам лежат заботы о плодородии и богатстве;
  • ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; он олицетворяет собой гневливость и ярость, а также исцеление;
  • к Рудрам относится группа существ, наделенных божественной энергией;
  • одиннадцать гимнов посвятили веды солнечному Савитару ;
  • за мудрость, знание, искусство, красоту и красноречие в индуизме отвечает Сарасвати ; эта богиня помогала Брахме создавать Вселенную; она же стала творцом Брачного чертога, служащего для спасения и блаженства; ее изначально почитали за речную богиню;
  • бог Сома назван в честь ритуального напитка, который употребляли индоиранцы, веды и древние персы;
  • божественное существо Сурья , взаимосвязанное с солнцем в индуистских мифах;
  • конь из небесной конницы Ригведы – Таркшья ;
  • еще одна группа божественных созданий – Тушитов ;
  • олицетворение зари – Ушас, по ведической мифологии;
  • индуистский бог Яма , который отказался от собственного бессмертия и совершил самопожертвование, ставшее основой появления мира и людей; его называют «Владыкой преисподни», «Миродержцем юга», «Царем смерти и справедливости»;
  • Арьямана почитают как хранителя Ариев, следящего за прочностью их союзов; под его покровительством находятся браки, гостеприимство, путешествия, ритуалы арийцев, подарки и подношения; в поздних текстах Арьяман упоминается во взаимосвязи с покинувшими этот мир предками.

Аватары Вишну

Известны десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего аватаров Вишну существует порядка тридцати.

  1. Матсья.
  2. Курма – Вишну представлен в виде черепахи.
  3. Вараха – вепрь, спасший нашу планету и все человечество.
  4. Нарасимха изображается в виде ужасающего, свирепого человека-льва.
  5. Вамана является воплощением Вишну на земле в виде карлика-брахмана, согласно индуизму.
  6. Бородатый двурукий мужчина с луком и топором – Парашурама .
  7. Рама – один из главных аватаров, ставших позднее независимым объектом в индуистских мифах. С его именем связана собственная мифология.
  8. Кришна и Баларама . обычно рассматривают в качестве полной манифестации Вишну.
  9. Образ Будды представлен в мифологии в виде соблазнителя всех тех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания вед, людей может под действием аватара Будды постигнуть погибель.
  10. Калки – на санскр. «белый конь».

Вишну. Хранитель мироздания. Поддерживает равновесие в мире, не позволяя воинствующему Шиве разрушить все вокруг.

Лакшми. Богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Ее почитатели, по поверьям, будут защищены от всех несчастий и нищеты.Старшая супруга Вишну

Бог Индра и богиня Шачи

Индра. Бог грома и молний. Главный помощник Вишну в борьбе с хаосом. В правой руке обычно держит ваджру (молнию),которой разит врагов и возрождает к бою погибших.

Шачи. Жена Индры . Богиня ревности и гнева. Эталон красоты для всех индийских женщин.

Боги Варуна и Ваю

Варуна. Хранитель истины и справедливости, главный судья среди богов. А также владыка мировых вод. Брат Индры.

Ваю. Бог ветра, сопровождает Индру в бою. Может развеять врагов и предоставить убежище союзникам.

Боги Брахма и Агни

Шива. Разрушитель,олицетворение мужского начала.По преданиям,у него пять лиц,а также четыре, восемь, а то и десять рук, чтобы он смог справиться со всеми делами вселенной.

Парвати. Перерождение первой жены Шивы — Сати.Воплощение женской творческой энергии Шивы . Богиня имеет множество имен.

Боги Ганеша и Сканда

Бхагавати. Сельское воплощение Парвати . Отличается своенравным характером, способна насылать несчастья, болезни.

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов. Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно. Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и . Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения. Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление. Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»). Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма – Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива – Разрушитель. Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Имя Вишну образовано от слова «виш» – наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

Первый аватар – Матсья (рыба):
Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

Второй аватар – Курма (черепаха):
В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту. Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше. В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

Третий аватар – Вараха (вепрь):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

Четвертый аватар – Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов. Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е. ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека – полульва и убил зарвавшегося демона.

Пятый аватар – Вамана (карлик):
И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость. Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними. Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

Шестой аватар – Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

Седьмой аватар – Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте . Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман. «Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

Восьмой аватар – Кришна:
Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

Девятый аватар – Будда:
Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

Десятый аватар – Калки:
Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну. Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет:
Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости» . Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа . В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

В Индии количество богов огромное и у каждого из них есть своя конкретная ниша. Среди них особенно выделяются три главных правителя: Брахма, Вишну и Шива. Они входят в Тримурти (индуистскую троицу), как создатель, вседержитель и разрушитель.

Верховный бог индусов Брахма

В Индии его считают творцом мира. У него нет ни матери, ни отца, а рожден он из цветка лотоса, который находился в пупке Вишну. Брахма создал мудрецов, принимающих непосредственное участие в сотворении Вселенной. Также создал он 11 Праджапати, которые являются прародителями человечества. Изображают Брахму человеком с четырьмя головами, ликами и руками. Царь богов у индусов имеет красный цвет кожи и одет он в такого же цвета одежды. Есть информация, что каждая из голов Брахмы постоянно рассказывает одну из четырех Вед. К характерным чертам можно отнести белую бороду, символизирующую вечную природу его существования. Есть у него и собственные атрибуты:

  • скипетр в форме черпака;
  • сосуд с водой, который сделан или из металла, или из ;
  • молитвенные четки;
  • книги Вед или цветок лотоса.

Бог индусов Вишну

Представляли его человеком с синей кожей и с четырьмя руками. На голове у этого бога корона, а в руках атрибуты, имеющие важное значение: раковина, чакра, жезл и лотос. На шее находится священный камень. Передвигается Вишну на Орле с получеловеческим лицом. Почитали его как божество поддерживающее жизнь во Вселенной. Этот четырехрукий бог индусов обладает огромным количеством положительных качеств, среди которых можно выделить: знание, богатство, могущество, силу, мужество и великолепие. Есть три основные формы Вишну:

Великий бог индусов Шива

Он является олицетворением разрушения и трансформации. Кожа у него белая, а вот шея синяя. На голове находится спутанный пучок волос. Голову, руки и ноги украшают змеи. Надета на нем шкура тигра или слона. На лбу у него находится третий глаз и трипунда из священного пепла. Изображали его в основном сидящим в позе лотоса. В шиваизме многорукий бог индусов считается верховным, а в других направлениях ему причисляют лишь способность разрушителя. Считается, что именно Шива создал известный звук «Ом».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то