Православие для чего нужно поститься. Почему люди постятся? Отдельные периоды воздержания

Что такое пост? Для чего нужен он и как правильно его соблюдать? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Цель православного поста

Что такое пост? Для чего нужен? Целью для христианина является уничтожение пагубных душевных проявлений и привнесение в свою жизнь добродетели. Этого верующие добиваются искренней и внимательной молитвой, а также более часто наносят визит в храм для участия в богослужениях.

Как поститься? От чего стоит отказаться? Во время поста православные христиане добровольно воздерживаются от употребления мясных, молочных блюд, десертов. Также они стараются избегать всевозможных удовольствий и развлечений. Но православный христианин, прежде всего, должен позаботиться не о желудке, а о своем душевном состоянии. Пост неправильно воспринимать как диету.

Часто многие люди, соблюдая пост, становятся раздражительными, ждут скорейшего его окончания, забывая о душе. Если бы человек в самом деле начал задумываться о своей душе, то он стал бы непременно радоваться посту. Ведь вся его сущность устремлена на врачевание души.

Таким образом, для истинного христианина время поста является самым лучшим, в это время он становится ближе к Богу.

Что важнее: пост телесный или пост духовный?

Что такое пост? Для чего нужен? Важнее пост телесный или духовный? Для христианина очень важно понимать, что только воздержание от пищи ничего не значит без поста духовного. Скорее, напротив, как было указано выше, это может навредить. При этом вред может заключаться не только в раздражительности, но и в том, что постящийся может проникнуться чувством своего превосходства и излишней благочестивости. А ведь значение поста заключается именно в уничтожении грехов.

Что такое пост? Для чего нужен? Пост - это лекарство. Не всегда сладкое, но действенное. Он помогает оторваться от наслаждений, собраться с мыслями и подумать о своем духовном здоровье.

Если постящийся человек, употребляя лишь при этом вместо покаяния и молитвы, помощи ближнему, исполнения добрых дел постоянно испытывает греховные чувства, то пост не будет подлинным, не будет духовным.

Нужно понимать, что когда человек постится, он не голодает. Ни в одной службе Великого Поста не упоминается о нем в привычном для людей понимании, то есть в неупотреблении мяса и вкусной пищи. Церковь призывает поститься телесно и поститься духовно.

Итак, пост лишь тогда будет иметь истинное значение, когда он объединен с духовной работой над собой. Обычный человек, живущий в ритме современного мира, не будет доступен влиянию Высшей силы. Пост смягчает черствость человека, и тогда он становится более доступным для воздействия Высшего мира.

О чем заставляет задуматься пост, как правильно себя вести?

Как поститься правильно? Многие люди, постясь, полагают, что будет большим грехом, если они съедят, даже по бессилию, что-либо непостное, но их ни капли не смущает то, что они пренебрегают и порицают ближних, например друзей обделяют, оскорбляют или лгут им. Это настоящее лицемерие по отношению к Богу. Это неосознание веры и смирения!

Абсолютно очевидно, что раскаяние и молитва во время поста всегда должны сопровождаться размышлениями о собственной греховной жизни и, безусловно, должны идти рядом с воздержанностью от разнообразных забав и развлечений: хождений на танцы, в театры, к друзьям. Нужно стараться избегать чтения книг легкомысленного характера, прослушивания радостных музыкальных композиций, просмотра телевизионных программ с целью развлечения. Если все эти занятия манят христианина, то ему предстоит произвести над собой усилие, для того чтобы избавить от этого всего свою душу, хотя бы в постное время. Именно в этом суть поста.

Таким образом, поститься нужно и душой, и телом, с радостью. Необходимо научиться объединять пост наружный с внутренним постом. Нужно изучить свою душу и исправить свои пороки. Когда люди чистят свое тело посредством воздержания, они должны очищать и душу покаянием и молитвой, и тогда они смогут обрести добродетель и смирение, любовь и уважение к ближнему. Именно это и будет являться подлинным постом, угодным Богу, следовательно, спасающим душу человека.

Когда в пост можно есть рыбу?

Когда в пост едят рыбу? По общим правилам этот продукт разрешен в большие праздники, выпадающие на время поста.

В Великий пост, посвященный воскресению Господа, можно употреблять рыбу на праздники Благовещения, Вербного воскресения (вход Господний в Иерусалим), в Лазареву субботу.

Когда в пост едят рыбу еще? Также этот продукт можно есть в те православные праздники, которые выпали на период поста. Ведь, например, каждый год Великий пост приходится на разное время.

В Успенский пост, посвященный Святой Деве Марии, рыба разрешена в праздник Преображения Господня.

Рождественский пост посвящен рождению Господа нашего Иисуса Христа, он не такой строгий, как Великий пост, рыбу можно вкушать каждые субботу и воскресенье.

В Петров пост, посвященный святым апостолам Петру и Павлу, рыбу можно употреблять по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям.

Однако, как было сказано выше, пост - это не диета. Если человеку, христианину, по немощи своей необходимо вкушать рыбу, то с благословения священника на послабление поста можно употреблять рыбу в любой день. Ведь главное - это врачевание души, а не то, что в желудке. Пост в еде помогает держать и пост духовный, ведь, наевшись жирной, вкусной пищи, человеку так необходимо полежать, поспать, провести время в праздности, не хочется читать молитвы, а уж тем более идти в храм. А еду можно приготовить такую, что будет постно и вкусно.

Как держать пост православному христианину?

На самом деле этот вопрос абсолютно не имеет четкого ответа. Каждый человек должен поститься в меру своих сил и возможностей. Кто-то может, грубо говоря, продержаться весь пост на хлебе и воде, пребывая в постоянной молитве, часто посещая храм, еженедельно бывая на Таинствах, а для кого-то отказ от просмотра телевизора - уже пост. Не нужно сразу браться за непосильное, к посту необходимо подходить постепенно, с умом.

Общие же правила предполагают отказ от мяса, сладостей, рыбы (за исключением нескольких дней), в каждом посту есть дни сухоедения, когда нельзя вкушать приготовленную и горячую пищу.

Но это так называемый пищевой аспект и совсем не основной, как уже упоминалось выше. Главное - пост духовный.

Во время поста человек очищает себя от греховной грязи, он пытается приблизиться к Христу. В это время нужно вычитывать больше молитв, читать духовную литературу, почаще посещать храм, к тому же во время поста всегда идут особые службы, каждую из которых можно наблюдать лишь раз в год, в этот церковный пост. Это чудо из чудес, каждый должен прочувствовать это сам.

О Таинствах во время поста

Обязательно во время поста нужно приобщаться к церковным Таинствам: Исповеди и Причастию.

Исповедь - это покаяние в своих грехах, где священник выступает посредником между Богом и христианином. Весь груз грехов своих оставляет верующий там. И лишь после этого он может приступить к Великому Таинству Причастия - вкушению плоти и крови Христовой. Сам Бог входит в душу человека через эти Таинства, очищая и излечивая ее.

А исходя из сути и смысла православного поста понятно, почему именно в это время так полезны Таинства.

Таким образом, пост - это не только ограничение себя в пище, это огромная духовная работа, а для каждого человека она своя.

Отдельно о Великом посте

Перед Пасхой христиане соблюдают самый длительный, Великий пост. Это неотъемлемая часть великого христианского праздника. Соблюдать пост нужно для того, чтобы очистить свои тело и душу к великому празднику, Воскресению Господню.

Пост длится шесть недель, седьмой является Страстная Семидица, на ней требуется еще более строгое воздержание. Этот период самый строгий и торжественный одновременно. Подготовка к нему начинается за три недели до его начала.

Основной целью Великого поста, как и любого другого, является покаяние, отказ от привычных, бренных, суетных занятий и дел.

Во время поста стоит помнить, что он необходим не Богу, а самому человеку. Христианин не Богу постом одолжение делает, он лечит вою душу. Как уже упоминалось выше, Великий пост состоит из 2 частей: Четыредесятница - это период покаяния, и Страстная Седмица - период очищения.

Ведь неспроста Православная Церковь двукратно за Четыредесятницу предлагает прихожанам вычитывать прощальный Не зря еженедельно по субботам во время всенощного бдения в храмах поют: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Как раз для раскаяния христианам и дается время Четыредесятницы. Если у человека нет цели покаяния, не стоит приступать и к посту — это тщетная трата времени.

Отдельно о Страстной Семидице

Страстная Седмица по-другому в народе называется Страстной неделей. Это предшествующая Пасхе неделя, это особенное время для православных.

«Страсти» в переводе с церковнославянского обозначает «испытания и страдания». Название такое получила эта неделя потому, что на ней вспоминают последние дни, которые провел Иисус Христос на земле, его страдания, предательство, боль распятия, погребение и воскресение.

Во время Страстной недели поста христиане соблюдают самое строгое воздержание, особенно в духовном плане. Увеличивается количество служб в храмах, каждая из которых несет свой особенный, глубокий смысл.

Каждый день Страстной Седмицы на службах в храмах особый, священнослужители читают отдельные главы из Евангелия, которые рассказывают христианам о событиях, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Каждый день на Страстной неделе христиане вспоминают то, что произошло тогда.

Самыми особенными днями являются четверг, пятница и суббота.

Великий четверг

В четверг православные вспоминают Тайную Вечерю, когда Спаситель в последний раз собрал своих учеников, причастил их, дал наставления. Он тогда уже сказал, что кто-то из его учеников предаст его, и каждый из них отрицал это, в том числе и Иуда.

Великая пятница

В пятницу предательство свершилось, и в этот же день Христа распяли. В во всех православных храмах выносится плащаница (гроб). Вынос совершается после двух часов дня, в час смерти Спасителя, распятого на кресте.

В этот день богослужение несет в себе особый, трагический смысл, на нем повествуется о муках и страданиях, которые вынес Христос на кресте.

Великая суббота

В Великую субботу Православная Церковь вспоминает погребение Спасителя и сошествие его в ад для спасения рода человеческого и воскрешения мертвых.

В ночь с субботы на воскресенье христиане радуются и празднуют Великий праздник - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Вот и наступила светлая Пасха. Пост закончился. Можно и вкусить непостной пищи.

О молитвах во время Великого поста

Во время Великого поста молитве необходимо уделить немного больше внимания и времени, чем это получается в обычное время.

Также желательно как можно больше времени уделять богослужениям, которые будут посещаться во время поста. Если сложно отследить слова, которые читает священник, можно взять с собой в храм книгу с текстами молитв.

Стоит с особой тщательностью и усердием осуществлять молитвенные правила, как утренние, так и вечерние.

Утром можно проснуться пораньше, а вечером пораньше закончить свои дела, для того чтобы начать вычитывать молитвы, прибавив еще какие-то, по своему усмотрению.

Во время поста ежедневно стоит вычитывать молитву преподобного Ефрема Сирина. По дороге на работу, учебу или по делам при помощи наушников можно послушать Псалтирь или почитать в транспорте, если это удобно.

Молитвы, читаемые в Великий пост, помогают полностью очистить душу и тело, заслужить прощение и получить благословение.

Неисчислимым искушениям, которые так и обрушиваются на человека во время Великого поста, также полезно противоборствовать молитвой: на злобу, ярость, печаль, зависть, лень, греховные мысли самому себе надобно отвечать короткой

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Мф. 9, 29)

Когда вы постились… Для меня ли постились?

.(Зах. 7, 5)

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности — мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории — на исцеление тела.

Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

По словам еп. Германа: «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них — изгнание из души своей лукавого духа — древнего змия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»,- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе Духа» (Лк. 4, 14).

Как говорит св. Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим» (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений — хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Пост — период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: «Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить» и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:

1) Отказ от мяса.

2) Отказ от молочного.

3) Отказ от рыбы.

4) Отказ от масла.

5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка.

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

«Почему мы постимся, а Ты не видишь?»- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста — не случайные дни.

Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время — время ослабления и падения веры — нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох — без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба — лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю — в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни — схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего».

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы»,- говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. «Когда вы постились… для Меня ли вы постились?»- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю», т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода — «плача и скрежета зубов».

Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.

Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей — сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Как пишет пастырь о.Иоанн С. (св. прав. Иоанн Кронштадтский. — прим. ред.) : «Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех».

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т.п.

Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: «служи мне, и потом ешь и пей сам»,- говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого — мира, радости и любви.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы «совершили пост и молитву» (Деян. 13, 3).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих — не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю — ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы — пост открывает истинную сущность человека».

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого:

«Едят все — и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?»

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, — ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

«Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод — ведение тайн Божиих».

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.

(Мф. 9, 13)

Покажите… в добродетели рассудительность.

(2 Пет. 1, 5)

Все доброе в нас имеет некую черту,

перейдя которую незаметно обращается во зло.

(Прот. Валентин Свенцицкий)

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения — забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби — как могущий умереть каждый день».

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился — «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост — не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 -18).

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте — вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды».

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни.

Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: «Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего».

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: «не мечите бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: «Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста — облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том — какую употребляешь ты пищу? — сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть «хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним» (Мф. 12, 4).

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23).

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста — ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: «Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный».

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное — по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь — нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу».

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

«Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста», — говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого. В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия — игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь устами пророка отвечает им: «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»» (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих — как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (Мф. 23, 4). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения «правила» поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).

Православная Церковь выделила специальное время в году, чтобы верующие могли усиленно поработать над собой – очистить свою душу и тело. Такой временной период называется пост. В эти дни христиане усердно молятся, исповедуются и приобщаются к Святым Христовым Тайнам. Предписано также не употреблять в этот момент мясо, яйца, молоко, в некоторых случаях даже рыбу. Такая пища – продукты животного происхождения – называется скоромной. Однако, это слишком короткий ответ на вопрос: что такое пост. Поскольку его традиция гораздо шире общепринятого мнения.

Вконтакте

Одноклассники

История традиции

Как явление и традиция, существовал еще с ветхозаветных времен. Сам Господь Иисус Христос 40 дней постился в пустыне, о чем и сказано в Евангелии. По его величайшему примеру апостолы тоже отказывались от пищи в течение такого же периода времени. Так родилась традиция Великого Поста или Четыредесятницы.

Есть версия, согласно которой сначала православный пост был достаточно кратким, всего 40 часов. Так утверждают некоторые церковные исследователи. Исторические же свидетельства в древних книгах говорят о том, что когда-то, в древние времена, постились около двух суток, а перед Пасхой люди — шесть дней.

Иными словами, эта традиция пришла из глубины веков и претерпела постепенно значительные изменения. Как предполагают церковные ученые, когда-то существовал обычай крещения желающих обратиться в христианство на праздник Пасхи. Перед этим нужно было обязательно долго поститься, чтобы доказать свою потребность следовать Путём Христа на деле. Дабы поддержать дух своих будущих братьев по вере, ограничивали себя в приёме пищи и все христиане общины.

Свидетельства историков

Обычай поститься распространился повсеместно и соблюдался в одно и то же время в течение 40 дней, свидетельства тому пришли к нам из 4 века нашей эры. О чем и повествовал в своих древних книгах писатель Тертуллиан, исповедовавший христианство. Он рассказывал, что в течение дня верующие отказывались от пищи совсем, даже не пили воду. И только вечером вкушали хлеб, сушеные овощи и фрукты. Возбуждающая пища была запрещена полностью, а та, которой питались в эти дни, должна была употребляться весьма воздержанно.

При этом, какое бы то ни было проявление ярких чувств – веселья, радости – было запрещено.

Такой вид поста называли сухоядением и ему активно следовали вплоть до 12 века. Спустя какое-то время нужный спектр продуктов, которые можно было употреблять во время поста, значительно расширился, кроме овощей и фруктов, разрешалось употреблять в пищу рыбу и некоторые виды птицы.

Без крайностей не обходилось, поскольку некоторые христиане стали считать ограничения во время поста самым главным своим предназначением. Другие же отрицали саму обязанность поститься. Такие мнения считались ересью и пресекались.

Традиции прошлого

В дни Великого поста на Руси и в других странах , большинство жителей которых исповедует христианство, обычно прекращались всяческие развлечения, закрывались театры, переставали работать ярмарочные балаганы. Лавки, торгующие мясом, молочными продуктами и яйцами, даже бани переставали на время работать. В судебных заседаниях прекращалось рассмотрение дел. Активно приветствовалась всяческая благотворительность, и даже рабов отпускали на волю.

Нынешние правила, что пришли из глубины веков, предписывают соблюдение поста обязательным для всех. Нарушение поста здоровым человеком, не имеющим каких-то особых противопоказаний по состоянию здоровья, будет осуждаться.

Не приветствуются и те христиане, которые впадают в крайности, начинают придумывать для себя новые постные дни и считают употребление мяса в христианские праздники делом греховным.

Обязательно ли поститься

Господь Иисус Христос проповедовал о том, что соблюдение поста – это дело духовное , предназначенное для того, чтобы обрести душевный мир и успокоение, гармонию и равновесие чувств. Человек в такой период наполняется очень тонким и глубоким чувством благоговения перед Богом. Поэтому православный пост – это серьезная внутренняя работа души, которую нельзя выставлять напоказ перед всеми. Если кто-то будет пытаться таким образом произвести некое впечатление на окружающих людей, показать публично, насколько он «глубоко верующий» человек, давать ложные обещания, то это не принесет ему блага.

Православный пост посвящается исключительно Богу, с радостным и искренним порывом. Это смирение перед Всемогущим, искоренение гордыни. Человек в такое время будет отдавать себя полностью во власть Самого Господа и уповать только на его милость. Лицемерие при этом становится бессмысленным и никогда не приведет к той высокой цели, которой и посвящаются дни поста.

Для чего нужен пост

Смысл поста , как предписывает церковь, — это обретение очищения духа и тела от страстей земных, от негативных проявлений своего «я», раскаяние в неблаговидных поступках и покаяние, прощение зла другим, борьба духовная с ненавистью скорее внутри, чем снаружи.

Люди постились всегда перед свершением какого-то важного духовного события в их жизни. Для христиан это нужный период, когда человек сам делает шаги навстречу Богу, чтобы прийти к определенному этапу в своём духовном развитии. Это не просто «период голодания» перед праздничным застольем, а многогранная и упорная работа над собой. Именно такой православный пост будет угоден Богу, когда человек искренне и усердно будет стараться изменить себя к лучшему. Его молитвы от сердца в такой момент обязательно будут приняты Господом, который будет давать человеку силы и помогать совершать добро на этой земле.

Сегодня каждый сам решает по вере своей, стоит ли ему поститься. Никто не заставит человека ограничивать его в чем-то против его воли. Однако церковь рекомендует соблюдать пост, нужный каждому христианину, чтобы сократить для себя путь к Богу.

Нужно отметить особо, что не все люди в состоянии поститься , часть находится в таком положении, когда строгое ограничение в пище может нанести ущерб здоровью. Поэтому православная церковь учитывает столь важнейшее обстоятельство и никогда не настаивает в соблюдении поста для людей, которые не могут этого сделать в силу своего физической слабости. По предписанию отцов церкви, официально разрешено не соблюдать его следующим людям:

Медицинские работники несколько расширяют этот список. Ограничение в пище могут позволить себе далеко не все. При определенных заболеваниях нельзя нарушать предписанную диету, это может повлечь серьезные нарушения здоровья, порой, невосполнимые. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от ограничений в пище во время поста людям, имеющим следующие заболевания .

  • Онкологическим больным;
  • Диабетикам;
  • Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • Больным с нарушениями желудочно-кишечного тракта;
  • Людям, страдающим остеопорозом;
  • Тем, кто занимается тяжелым физическим трудом;
  • Тем, кто проживает в суровых климатических условиях;

В любом случае, если человеку будет поставлен серьезный диагноз, необходимо, прежде чем принять решение ограничить для себя принятие пищи во время поста, обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

В Библии сказано , что человек должен уяснить для себя главное: соблюдение поста духовного гораздо важнее поста телесного. Человек в дни поста должен пребывать в целомудрии, смирении, посвящать своё время молитвам, приобщиться к Таинствам Христовым, причаститься. Ограничение в пище – это только один из аспектов этого особого периода времени.

Насколько должен быть строгим период поста – это, согласно церковным правилам, устанавливает для себя сам человек, предварительно посоветовавшись со своим духовником. Если православный христианин чувствует себя грешным и желает очиститься от груза, что лежит у него на душе, то ему нужно соблюдать более строгую традицию поста.

Как правильно соблюдать пост?

Для очищения тела и укрепления духа физически здоровые люди во время поста должны соблюдать пищевое воздержание. Всего существует пять видов поста:

Только здоровый человек может отказываться от приема пищи. Люди со слабым здоровьем, пожилые, дети и подростки могут применять только первый из указанных пунктов ограничений.

Суть не в том, чтобы просто не есть мяса или рыбы. Главное – это ограничение своих вкусовых пристрастий , своеобразная жертва, на которую идет человек, желающий проявить в физическом мире свою любовь к Богу, испытав свою духовную стойкость. Настоящий постящийся отличается смирением в пище, отказом от потакания чревоугодию. Даже из простых постных продуктов можно приготовить очень вкусные блюда и таким образом по-прежнему угождать своим чувствам.

Человек, который осознает свои грехи и желает в них раскаяться, не будет во время поста вставать из-за стола с переполненным желудком и кушать только ради наслаждения вкусом пищи.

Человек пожилой или со слабым здоровьем , посоветовавшись со своим духовным наставником, может и не воздерживаться от скоромной пищи. Зато следовать традиции соблюдения поста духовного. Это означает, что он поменяет своё поведение и отношение к окружающим людям, будет следить за своими эмоциями и мыслями. Будет стараться сдержать раздражительность, забыть и простить нанесенные ему обиды, перестанет осуждать других людей, станет гасить ссоры и избегать дурных мыслей.

Когда нет возможности соблюдать отказ от пищи, можно ограничить себя в другом. Скажем, отказаться от сладостей, любимых изысканных блюд в пользу простого и скромного питания. Вкусные блюда следует принимать только по праздникам.

Можно ограничить количество принимаемой скоромной пищи. Если здоровье позволит, то отказаться от мясного не на весь период поста, а только в определенные дни, например, в среду и пятницу .

Помимо этого, христианин, независимо от того, какой вид поста он выбирает, избегает всевозможных развлечений, которые будут только отвлекать его от главной цели.

Какие бывают посты в православии

В православии различают однодневные и многодневные виды постов. Они применяются обычно перед определенными значимыми событиями в жизни верующего человека или церковными праздниками.

Однодневные посты

— Среда и пятница – эти посты соблюдаются еженедельно. Их значение – это напоминание о предательстве Иуды, которое, как известно, было совершено в пятницу. По церковному календарю эти постные дни отменяются на Пасхальной неделе. Празднование Пасхи на самом деле происходит в течение целой недели, это, по сути, единый Светлый день. От соблюдения поста в среду и пятницу отказываются в течение недели после празднования Троицы. Пропускаются эти посты на Святки, которые обычно начинаются после Рождества и празднуются до самого Крещения. На Масленицу перед Великим постом, запрещается есть мясо, но разрешаются молочные продукты.

  • В Праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября соблюдается пост в течение дня;
  • День усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечается 11 сентября, также обязательно постятся;
  • Днём, накануне Крещения тоже следует поститься в течение дня.

Многодневные посты

Как правильно соблюдать пост перед причастием

Если человек соблюдает все посты в течение года , в том числе по средам и пятницам, то перед ему будет достаточно отказаться от приема пищи и воды с утра, когда он идёт в церковь.

Если христианин не соблюдает постов , причащается редко, только один раз в году, то следует поститься неделю. За сутки перед самим причастием, нужно отказаться от приема воды и пищи до самого момента причастия на следующий день.

При этом, конечно, следует соблюдать и другие правила, читать молитвы, стараться искренне раскаяться в своих греховных делах и поступках, мыслях. Освободиться от тяжести на душе гораздо легче, если поститься.

Как правильно соблюдать Четыредесятницу

Великий Пост христианами соблюдается перед Пасхой . Он самый продолжительный и строгий. По церковному уставу Великий пост делится на Седмицы (недели). Первая часть поста называется Четыредесятница, период покаяния. Вторая часть поста носит название Страстная седмица, это момент очищения.

Первая седмица знаменуется полным отказом от пищи в понедельник и вторник. Лишь во вторник вечером для людей со слабым здоровьем можно съесть немного постной пищи.

По субботам и воскресеньям в обед может состоять из вареной пищи с постным, растительным маслом.

Рыбу кушают только два раза за весь пост , в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Вербное воскресенье.

На пятой седмице, в четверг, чтобы подкрепить силы, разрешено давать красное вино, поскольку в этот день в церквях слишком продолжительная служба, и необходимо восстановить силы.

На Страстной седмице соблюдаются самые строгие правила, а в Страстную Пятницу, день распятия Христа, рекомендуется и вовсе воздержаться от пищи.

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

Все знают, что верующий человек должен поститься, однако, не каждому известно истинное значение поста, его основная цель и механизм.

Людям, слабо верующим и несведущим основополагающих Православной Церкви, но при этом искренне стремящимся познать их и жить по Закону Божиему, первостепенно необходимо разобраться в предназначении поста, принять и понять его составляющие, и лишь тогда начинать поститься. Ибо, не будет полезен тот пост, придерживаясь которому верующий не осознает всю подлинную его необходимость.

Что такое пост?

Пост является религиозной традицией временного полного или же частичного отказа от приема пищи и питья, сопряженного с рядом других разнообразных духовно-аскетичных практик. При этом пост должен быть добровольным деянием, совершающимся во славу Господа Бога.

Пост подразумевает:

— воздержание от вкусной и сытной пищи, и всяческих увеселений;

— тщательную и глубинную проверку души своей и очищение ее греховности;

— искреннее побуждение себя на свершение добрых дел, на общение с Богом через молитву и размышление о своем духовном предназначении.

Результатом поста выступает духовный рост, его пользой – пребывание в глубинной сосредоточенности и трезвении, в сердечном и непоколебимом призыве к Богу о том, чтобы Он присутствовал в жизни верующего, прощал его и направлял на путь праведный.

Суть поста.

Человек устроен так, что его плоть непрерывно и мощно оказывает давление на его душу. Каждый из нас постоянно противостоит подобному плотскому давлению. Ибо телесная сторона человека жаждет противного духовной стороне, а дух, соответственно, желает противного плоти. Именно православный пост помогает верующему укрощать свою плоть и справляться с ее греховными желаниями.

Христианин, временно отказываясь от того, к чему он привык и без чего он не представляет собственную жизнь, воспитывает душу свою, обучает ее противостоять своим плотским требованиям. Пост для верующего – это, прежде всего, «воспитатель» души. Именно поэтому поститься нужно осознанно, с целью духовного развития, а не ради бахвальства и одобрения окружающих.

Чтобы понять механизм поста, нужно первостепенно уяснить, что пост не должен расцениваться с точки зрения категории смены рода потребляемой пищи, важно воспринимать пост как время строгого воздержания, умышленного ограничения себя и возможности развития в себе стойкости духа.

Рассматривая механизм поста, необходимо учитывать естественные потребности человека, определяющие его всесторонний рост и развитие. Однако, важно понимать, что для их удовлетворения многого не нужно. Все излишества – это и есть плотские желания, поработившие душу грешника. Каждый из нас должен стремиться избавиться от данного рабства и сделать плоть свою более слабой и немощной при помощи соблюдения поста.

Конечно, пост не дает полного освобождения от телесных страстей, но он помогает подавить их силу и мощь. Пост не искореняет греховные страсти, он ослабляет плоть и ее влияние на душу.

Для каждого верующего пост должен быть не самоцелью, а тем вспомогательным средством, которое позволяет укрощать плоть и возвышать дух.

Принимая решение поститься, важно соизмерять степень поста с тем физическим состоянием здоровья, в котором пребывает верующий, т.е. степень поста должна определяться степенью здоровья человека. Выделяют пять основных степеней поста:

— первая степень допускает употребление рыбы и любых овощных продуктов (как в сыром, так и в приготовленном виде);

— вторая степень разрешает употреблять овощи и вареные фрукты, сдобренные растительным маслом;

— третья степень позволяет вкушать только вареную пищу без добавления растительного масла;

— четвертая степень характеризуется сухоядением (невареная растительная пища без масла);

— пятая степень предписывает полный отказ от пищи, при котором дозволяется только прием воды.

В былые времена человек отличался более крепким здоровьем, нежели сейчас. Основной свод церковных правил писался с учетом того, что большинство людей при посте добивались основной его цели – сделать плоть слабее и немощнее во благо духовного роста.

Однако, нынешнее поколение при наличии многочисленных серьезных и хронических заболеваний не всегда способно получить от поста истинную пользу. В связи с чем, для некоторых людей необходимо определение послабления в посте. Дети, беременные женщины, люди, страдающие серьезным заболеванием или же занимающиеся тяжелым физическим трудом, по наставлению священника, могут получать индивидуальную степень строгости поста, соответствующую их состоянию здоровья и тем особенностям организма, которыми они обладают.

Сопровождайте пост неистовой молитвой, искренней верой и безграничной любовью, и тогда, он будет иметь настоящую ценность, правильное значение и истинный смысл!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то