Неспокойная "Матильда": что известно о ситуации вокруг фильма Алексея Учителя. Дело «Матильды»: как фильм Учителя стал самым скандальным в России Фильм матильда о чем спорят

История с "Матильдой" не мировоззренческая (религиозная), а политическая . Большинству верующих ни фильм, ни его показ не мешают. Или мешают не больше, чем девушки в мини или секс-шопы, например. Максимум, они на фильм просто не пойдут. А "протестуют" политизированные фрики и "православные" боевики - при поддержке влиятельных кругов в Кремле и РПЦ. Не будь "Матильды", нашли бы чем еще "оскорбиться", что громить и запрещать.

Крестный ход в Питере - традиционный (в память кого-то там). И большинство участников пришли не из-за "Матильды". Но организаторы (читай представители РПЦ и местных властей) либо сами поставили в первых рядах фриков с лозунгами против "Матильды" (каких-то "казаков"; "питерские казаки" - это уже само по себе непристойный балаган), либо не решились убрать их оттуда, обратившись к полиции. В итоге - ложная картинка массы верующих, которые, якобы, все против "Матильды".

Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. ...

Россия привыкла к религиозно мотивированным мусульманским терактам, но, несмотря на часто общее гражданство убийц и жертв, они воспринимались как теракты чужих против своих, меньшинства против большинства. Нынешние нападения – это атаки своих против своих, проводимые от имени большинства. Там была борьба за независимость, здесь – борьба за власть в виде права определять границы дозволенного для всех .

Российский режим относится к тому типу, где дисциплина важнее согласия, а власть не нуждается в соавторах политической повестки и предпочитает принимать поддержку в пассивной форме подчинения и порядка. ... И то, что власть не способна дисциплинировать неукротимую Поклонскую, свидетельствует не о том, как ее идеи крепнут, а как она слабеет под напором собственных идей.

Восходящий поток «инициатива в обмен на лояльность» (по формуле «мы определяем цель, вы нас ведете») хорошо работает между нижним и средним уровнем, но не всегда или с запозданием доходит до верхнего. Когда кипучая низовая инициатива достигает наконец самого верха, Кремлю приходится иметь дело уже не с экстравагантным одиночкой, который хочет быть святее системы, а с полновесным общественным явлением.

В этом парадокс ситуации с «Матильдой»: верхнее звено, хотя предпочитает статику динамике, не всегда пресекает избыточно деятельный восторг на ранних стадиях – это мелко и не по чину и жаль одергивать полезных энтузиастов. Когда же инициатива разрастается до масштабов, при которых Кремлю незазорно ее замечать, цена ее усмирения растет, теперь оно чревато отчуждением ценных групп поддержки и демонстрацией раскола внутри патриотического большинства. В результате уже не Кремль проверяет низовые движения на лояльность себе, а они проверяют Кремль на лояльность провозглашенной им самим идеологии .

Президент России достаточно силен, чтобы одернуть начинающего депутата Поклонскую и бригаду следователей, которые открыли дело Серебренникова и тем самым осложнили ему отношения с множеством потенциальных доверенных лиц. Но на начальном этапе опускаться на уровень Поклонской или следственной группы – слишком мелко. ... Когда вопрос поднимается на уровень, не стыдный для Кремля, участники кампании гораздо более многочисленны и распалены, чем в начале, и в ее рядах уже мелькают влиятельные лица. Одно дело, когда Поклонская нападет на фильм Учителя от своего имени, другое – когда к ней присоединяется епископ Тихон Шевкунов, который много лет считается духовником Путина и некоторых высоких чинов из российских спецслужб.

Одна из проблем персоналистского режима, выстроенного в России, в том, что в нем нет сдержек, кроме самого Путина. Его слово, сказанное ex сathedra, то есть в тронной, управленческой ситуации, все еще принимается всерьез, но именно потому, что слова других высокопоставленных функционеров становятся все менее обязательными к исполнению.

В этом отношении нынешняя верхушка действительно больше не похожа на двор, чем на политбюро. Путин не может девальвировать свое царское слово, обращаясь к Поклонской или следственной бригаде, а слово практически любого другого функционера, даже если он претендует на то, что вступает в разговор от имени Кремля, весит слишком мало, чтобы остановить патриотическую кампанию, уже нарастившую мышечную массу . Ни министр культуры Мединский, который наконец выступил с весьма категорическим осуждением «гвалта» Поклонской, ни президентский пресс-секретарь Песков, ни премьер-министр Медведев с замами для этого уже недостаточно авторитетны: для участников национал-патриотических кампаний они сами – потенциальный объект публичной или келейной борьбы и желательной замены на более патриотичных чиновников.

Для организаторов публичных патриотических кампаний в стране нет идеологов, кроме Путина и их самих. Но Путин отвечает уклончиво, не разменивая высокий сан даже на легкий риск попасть в число оппортунистов, значит, осталось найти «правильного священника» и получить благословение. Русская церковь (как и лидеры мнений из мирян), подобно миру ислама, сейчас достаточно диверсифицирована на среднем уровне. А средний уровень, объединившись с активистами снизу, получает способность навязать волю высшему: и вот на свечных ящиках по приходам лежат подписные листы против «Матильды», и уже не важно, кто их положил, важно, что их не убирают.

Кроме очевидного смешения мученичества как итога жизни и святости, упрощенно понятой как пятерка за поведение, для внешних наблюдателей не всегда понятно, почему именно последний царь, проспавший империю, так почитаем среди имперских националистов. У этой традиции два корня. Еще в советское время подлинность православного духа многими измерялась признанием святости последнего царя: эмигрантская Зарубежная церковь давно почитала его святым, в то время как РПЦ и ее, по общему мнению, завербованные КГБ иерархи под давлением атеистической власти этой святости не признавали. Так что неофиту предлагалось сделать выбор между настоящим и конформистским советским православием. По этой причине культ царя-мученика существовал в русской церкви задолго до того, как Путин в процессе объединения Русской и Зарубежной церкви сделал его официальным.

Тогда же в позднем СССР в спецслужбах стал распространяться культ белогвардейцев как настоящих (не чета большевикам) патриотов, парадоксально совмещаясь с уважением к Сталину и Дзержинскому.

в момент, когда Поклонская со своим экзотическим проектом появилась в Москве, политический центр здесь уже два года сдвигался в сторону бывшего края, примерно туда, где давно трудился философ Дугин, заседало Афонское братство, а православие превращалось в коллективную идентичность, дающую право на превосходство над победителями в холодной войне. Векторы России и Поклонской совпали и дали умножающий эффект, и теперь трудно отдельно остановить Поклонскую, не ставя под вопрос заданное в последние годы идеологическое движение всей России .

Для тех, кто разработал для страны консервативный маневр, депутат Поклонская – беспокойная, но в целом своя, а ее критики – хоть и более уравновешенные – чужие. Противопоказано бить своих на радость чужим .

Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой – еще и набору идей, имеющему независимое существование.

В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет «Матильды» вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более что снизу им кажется – такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против Поклонской и в поддержку проката «Матильды» несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их «гражданская позиция», а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.

(Отдельные места в цитатах выделены мной).

Скандал вокруг новой картины Алексея Учителя "Матильда" набирает все большие обороты. В связи с недавней инициативой участников общественного движения "Царский крест", еще даже не вышедшая на экраны историческая драма стала объектом пристального внимания всех ведущих критиков, депутатов и даже Генпрокуратуры. Дни.Ру решили разобраться: в связи с чем возник столь сильный ажиотаж вокруг любовного увлечения Императора.

Известно, что о "недопустимой лжи" и "клевете" в фильме уже неоднократно заявили не только участники нескольких православных организаций. Директор канцелярии российского императорского дома Александр Закатов уже пояснил в нескольких интервью, что, по его мнению, рассуждать о личной жизни царей и даже святых можно, но остается один вопрос: с какой целью? По мнению Закатова, история, представленная в фильме Учителя, является ничем иным как "извращением".

В первую очередь отметим: хоть новое творение известного режиссера и является исторической драмой, от этого оно не перестает быть художественным фильмом. Следует отличать байопик от киноискусства: ведь если в первом все должно быть выдержано в строгих рамках исторического сюжета, то во втором режиссер может смело себе позволить какие-то "вольности". Например, рассказать историю любви, которая в реальности определенно могла быть, но не случилась.

Балерина Матильда Кшесинская, как она сама заявляла, являлась любовницей и фавориткой Николая II до его помолвки с Алисой Гнессинской. Это подтверждают и мемуары известной примы, которые были опубликованы в Париже в 1960-м году. Сам Учитель, отстаивая свою позицию,ссылается именно на исторические события, которые он, вероятно, весьма основательно изучил.

Кшесинская еще в возрасте 20 лет покорила сердце цесаревича Николая и на протяжении двух с половиной лет состояла с ним в любовной связи. Судя по дневникам и воспоминаниям его современников, Николай не скрывал своего более чем трепетного отношения к приме Мариинского театра.

По факту возмущение общественности вызвал не сам исторический фильм (который к слову, никто на сегодняшний день не видел), а сам намек на то,что у столь знаковой исторической фигуры как Николай II вообще могла быть личная жизнь. Во все времена находятся критики, считающие непозволительным затрагивать тему каких-либо личных страстей людей, ставших своеобразными "иконами" целой эпохи.

По данным информационного агентства ТАСС, на сегодняшний день Генпрокуратура не нашла в фильме никаких нарушений. Вернее, в той его части, которую они смогли посмотреть. Известно, что кинолента готова не полностью, ее премьера намечена на март 2017 года.

Зрителям свой фильм "Матильда". Среди зрителей на премьере были чиновники, артисты, бизнесмены и руководители музеев, в которых проводились съемки.

Еще задолго до своего выхода "Матильда" стала предметом дискуссий, а в последнее время - поводом для откровенного экстремизма со стороны противников ленты. ТАСС рассказывает о хронологии развития ситуации вокруг фильма.

О чем фильм

Фильм "Матильда" рассказывает об отношениях последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. В картине отражены реальные события, в том числе крушение царского поезда в Борках, коронация в Успенском соборе, трагедия на Ходынском поле в Москве.

Готовясь к съемкам фильма, Алексей Учитель на протяжении нескольких лет изучал сотни документов, связанных с жизнью последнего русского императора. Съемки велись в интерьерах дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы, Мариинского и Большого театров.

Для исторической постановки было изготовлено 7 тыс. костюмов. В съемках эпизодов коронации участвовало более 500 человек, драмы на Ходынке - свыше 2 тыс. статистов. Бюджет картины не разглашается. Автор сценария - писатель Александр Терехов, лауреат премии "Национальный бестселлер".

В чем суть конфликта

2 ноября 2016 года стало известно, что депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить фильм "Матильда".

Она пояснила, что к ней как к депутату обратились десятки граждан. Речь идет как о коллективном обращении от общественного объединения "Царский крест", так и об индивидуальных письмах, сказала политик. В них граждане, в частности, жаловались, что данный фильм оскорбляет их религиозные чувства.

Кроме того, организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в кинотеатры письма с призывом не допустить показа фильма.

Режиссер "Матильды" в свою очередь рассказал ТАСС, что прокуратура уже проверяла материалы киноленты и никаких нарушений не выявила .

Позднее, 28 ноября, режиссер выразил мнение, что против "Матильды" выступали активисты из липовых общественных организаций. "К сожалению, эти люди очень агрессивны, я опасаюсь провокаций после выхода фильма на экраны, они врываются в театры, на выставки, что им мешает ворваться и в кинотеатр?" - отмечал режиссер.

Развитие истории

17 апреля Поклонская направила в Генпрокуратуру РФ депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда", сделанной по ее заказу. "Комиссия заключает, что созданный в фильме "Матильда" образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан", - говорится в документе. При этом Поклонская признала, что экспертиза сделана на основе чтения сценария фильма и просмотра двухминутного трейлера картины.

В Минкультуры заявили, что ведомство не будет учитывать эту экспертизу при выдаче разрешения на прокат. Наконец, 25 мая полиция пришла с проверкой в кинокомпанию Алексея Учителя. Запрос о проверке по налоговым преступлениям направила Наталья Поклонская.

Между тем Алексей Учитель направил в Генпрокуратуру два заявления , касающиеся Натальи Поклонской и руководства организации "Христианское государство - Святая Русь". В первом заявлении он попросил "оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской". Во втором - проверить организацию на экстремизм.

10 августа фильм "Матильда" получил прокатное удостоверение. Картине была присвоена категория "16+". В Министерстве культуры подчеркнули, что за субъектами остается право на ограничение показа ленты на их территории.

Обострение ситуации

31 августа здание в Петербурге, где находится киностудия Учителя, забросали бутылками . А 4 сентября мужчина протаранил на машине фасад кинотеатра "Космос" в Екатеринбурге. Депутаты Госдумы связали эти события с ситуацией вокруг "Матильды" и попросили ФСБ и МВД проверить противников фильма на экстремизм.

11 сентября неизвестные подожгли около офиса адвоката режиссера Константина Добрынина две машины. Добрынин рассказал, что рядом со сгоревшими автомобилями были разбросаны листовки со словами "За Матильду гореть". Спустя день "Формула кино" и "Синема парк" заявили о решении не показывать фильм "Матильда". Руководство объединенной сети кинотеатров объяснило это беспокойством из-за угрозы безопасности зрителей.

Подозреваемые в поджоге машин вскоре были арестованы и по решению суда заключены под стражу. Ими оказались активисты организации "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин, Александр Баянов и Денис Манталуц. Позднее стало известно , что Калинин был судим в Норильске за убийство.

После ареста православных активистов Учитель призвал киносети, которые ранее отказались от проката "Матильды", пересмотреть свое решение. 13 октября "Синема Парк" и "Формула Кино" согласились вернуть фильм в репертуар своих кинотеатров.

В тот же день представители культурных учреждений Крыма сообщили о том, что "Матильду" покажут в двух кинотеатрах Симферополя, а также трех кинотеатрах Севастополя.

Реакции

"Я хочу вас поздравить. У нас в России появился замечательный, красивый, прекрасно сыгранный и хорошо поставленный фильм. Я не поклонница Николая II, но после просмотра фильма я стала лучше к нему относиться", - заявила первый зампред комитета Госдумы РФ по культуре Елена Драпеко 28 сентября после закрытого показа "Матильды" в стенах парламента. Позитивно оценили фильм и ряд других депутатов.

Комитет Госдумы по культуре после просмотра выпустил заявление. "Особо хотим подчеркнуть, что фильм не содержит никаких материалов, нарушающих российское законодательство, в том числе законодательство, направленное на защиту нравственности и чувств верующих, - отметили парламентарии. - Считаем, что широкий кинотеатральный прокат фильма вызовет дополнительный интерес к страницам истории нашей страны".

Ситуацию вокруг фильма неоднократно комментировали политики и кинематографисты.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков считает , что экстремистские выходки по отношению к авторам и создателям фильма Алексея Учителя "Матильда" - это повод для расследования правоохранительными органами. Позднее он сказал , что Кремль не видит смысла давать дополнительные указания правоохранителям в связи с выходом в прокат "Матильды".

Татарстанцы покупают билеты из-за ажиотажа вокруг фильма, кинотеатры перешли на усиленную охрану

Сегодня по всей России в широкий прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда». В Казани скандальную ленту будут показывать во всех кинотеатрах практически с утра до ночи. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем того, как в обеденное время кинотеатры заполняются желающими посмотреть обсуждаемую историю, которые рассказали, что заинтересовались «Матильдой» преимущественно из-за возникшего вокруг нее ажиотажа.

«Матильда» вышла на широкий экран

С сегодняшнего дня по всей России стартует прокат самого ожидаемого и обсуждаемого фильма года - «Матильды» Алексея Учителя, картина вызвала не только бурную реакцию у депутата Госдумы Натальи Поклонской, но и привела к хулиганским выпадам со стороны ненавистников фильма.

При этом еще месяц назад обсуждалось, все ли кинотеатры решатся показывать ставший еще до выхода скандальным фильм. В Казани тогда однозначно на этот счет высказалась управляющая кинотеатром «Родина» Елена Чебурных, которая рассказала «Реальному времени», что «Матильде» у них быть, правда, с дополнительной охраной.

Сейчас, по крайней мере, в Казани в афише «Матильда» является, пожалуй, главным фильмом недели. Во всех кинотеатрах столицы республики он идет каждый час - два часа, в отдельных кинотеатрах количество сеансов доходит до 15 в день. Судя по всему, ожидания прокатчиков оправдаются, например, по данным сервиса «Яндекс. Афиша» на 10.30 утра, в «Корстоне» на вечерние сеансы забронировано более половины всех билетов, в «Киномакс Club» в «Южном» - одна треть.

Кинотеатры решили перестраховаться и действительно усилили охрану

Как отмечал председатель Союза кинематографистов РТ, кинорежиссер Ильдар Ягафаров, в Татарстане живет терпимый и воспитанный народ, поэтому провокаций и экстремистских действий ждать не стоит, но тем не менее кинотеатры решили перестраховаться и действительно усилили охрану. Еще один интересный момент - это практически полное отсутствие рекламы. По ТВ «Матильду» не рекламируют. В Казани ее заместили анонсами на уличных видеоэкранах. «Матильду» не увидеть ни на баннерах на улице, ни даже в рекламе в самих кинотеатрах.

«Матильду» усиленно охраняют

В «Киномакс Club» в «Южном», как и в «Родине», «Реальному времени» сообщили, что они будут усиливать охрану торгового центра в связи с показами «Матильды». Утром там уже дежурили на этаже несколько охранников. В «Родине» днем ажиотажа замечено не было, но за порядком на этаже следил бдительный охранник.

В «Каро» в «Кольце» всех посетителей на входе встречала охранница, в зоне самого кинотеатра других охранников заметно не было, но по рассказам присутствующих, они видели, как охранники патрулируют весь ТЦ. В обед практически все посетители шли на сеанс в 12.45 - на «Матильду».

«Конечно, решение пойти на этот фильм было больше из-за всей этой шумихи»

К моменту, когда подошла корреспондент «Реального времени», студенты и друзья Ян Назыров и Герман Каргин как раз обсуждали ситуацию вокруг скандального фильма и сошлись во мнении, что его надо посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, что представляет из себя кинолента и почему вокруг нее поднялся такой ажиотаж.

Ян Назыров и Герман Каргин как раз обсуждали ситуацию вокруг скандального фильма и сошлись во мнении, что его надо посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, что представляет из себя кинолента

Мы решили пойти на фильм, потому что вокруг была сильная шумиха и захотелось понять, это пиар-ход или реальная истерия. И интересно понять, что из себя реально представляет фильм, раз он такой бугурт вызвал у людей, - рассказал Ян Назыров.

Саму историю с любовницей Николая II, описанную в «Матильде», он считает правдивой, а утверждение, что сюжет фильма порочит честь царя и оскорбляет чувства христиан, считает следствием истерии. Сам собеседник издания - человек верующий, но его чувств эта история не оскорбляет.

Это истерия, паранойя и шизофрения у людей, которые так говорят. Это правда, такая, какая есть. Искажение в пользу религии всегда ведет к плохим последствиям, - считает Ян Назыров.

Владислав Тюнькин пришел на «Матильду» со своей девушкой - пара также захотела увидеть фильм, который стал, без преувеличения, самым скандальным и ожидаемым в этом году.

Я слышал сегодня, что Поклонская с еще одним обращением выступила. Конечно, решение пойти на этот фильм было больше из-за всей этой шумихи. Я не историк и, например, до съемок этого фильма даже не знал, что у Николая II была любовница - этого не проходят в школе. Естественно, хочется показать нашим решением, что любой фильм, каким бы он ни был, имеет право быть показанным в широком прокате. Правда это или неправда, хороший фильм или нет - это другое дело. Но такого ажиотажа на моей памяти не было. Сейчас интересно посмотреть сам фильм и понять, ради чего, собственно, был весь этот ажиотаж, - говорит Владислав Тюнькин.

Из всех опрошенных, кто согласился дать комментарий, только один молодой человек пришел на «Матильду» не из-за ажиотажа, а из-за любви к историческим фильмам

По словам молодого человека, он слышал о том, что в Екатеринбурге на фоне обсуждения «Матильды» был сожжен кинотеатр, что в Москве противники фильма сожгли несколько автомобилей у офиса адвоката Алексея Учителя. На вопрос о том, не боялись ли они повторения истории в Казани, собеседник издания ответил смело и безапелляционно.

Я думаю, многие боятся, но я не боюсь. Наоборот, если вдруг сейчас что-то произойдет, я готов содействовать и помочь задержать всех хулиганов.

Из всех опрошенных, кто согласился дать комментарий, только один молодой человек пришел на «Матильду» не из-за ажиотажа, а из-за любви к историческим фильмам.

Я не следил за всей этой историей. Я решил пойти, потому что мне интересны исторические фильмы. Просто я в истории таких фактов не наблюдал, поэтому стало интересно посмотреть, - рассказал Шамиль Мазитов.

По его мнению, в Казани опасаться каких-либо экстремистских действий, связанных с выходом фильма, не стоит, потому что здесь живут более толерантные люди.

Помимо студентов сходить в обед на «Матильду» решило и поколение постарше. Однако эти люди обсуждать скандальную картину отказались.

Заслугу в повышении ажиотажа вокруг «Матильды» можно смело присудить Наталье Поклонской. Фото kremlin.ru

От поджогов до уголовных дел

Заслугу в повышении ажиотажа вокруг «Матильды» можно смело присудить Наталье Поклонской, которая не только очень категорично высказывалась в Госдуме и в социальных сетях, призывая запретить фильм, но и в преддверии премьеры записала несколько видеообращений в адрес главного прокурора России Юрия Чайки. Ранее бывший прокурор Крыма направляла множество запросов в прокуратуру, однако там нарушений в фильме не выявили.

Параллельно с Поклонской работу против фильма развернул лидер движения «Христианское государство» Александр Калинин, которого в сентябре арестовали по делу о давлении на кинотеатры , - напомним, от лица организации прокатчикам рассылались угрозы с требованием не показывать «Матильду». Информация о задержании 10 человек, причастных к поджогам машин съемочной группы студии режиссера Алексея Учителя и кинотеатра в Екатеринбурге, среди которых был и Калинин, появилась 20 сентября. Позже стало известно, что Калинина подозревают в том, что он хотел заработать на кампании против фильма Алексея Учителя «Матильда». По одной из версий, Калинин и его сторонники рассчитывали получить крупные суммы денег, навязав кинопрокатчикам услуги частного охранного предприятия, связанного с православными активистами.

Скромные «#Остановим Матильду Казань»

В августе недовольство фильмом Учителя докатилось и до казанских активистов, которые встали у отеля «Шаляпин» с самодельными плакатами против кинокартины.

«Матильда» - лживый фильм о нашем святом царе. #ОстановимМатильду», - гласила надпись одного из активистов, рядом с которым стоял второй - с «#Остановим Матильду Казань» с подписью в углу транспаранта: «Лживый фильм».

В августе недовольство фильмом Учителя докатилось и до казанских активистов, которые встали у отеля «Шаляпин» с самодельными плакатами против кинокартины. Фото vk.com

Фотографии с одиночных пикетов закреплены в паблике «#Остановим Матильду Казань», в котором состоят всего пять пользователей «ВКонтакте», у двоих из них страницы заблокированы. Корреспондент «Реального времени» обратился к администраторам, которые являются также и оставшимися участниками группы, за комментарием, но на момент публикации ответ получен не был.

Мария Горожанинова

До премьеры нового фильма Алексея Учителя еще больше трёх месяцев, но он уже успел заработать звание, пожалуй, самой скандальной российской картины последних десятилетий. Чем же фильм, который рассказывает о первой любви императора Николая II, так возмутил общественность

Кадр из фильма «Матильда»

В центре сюжета любовные отношения царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Однако их отношения длились сравнительно недолго – а именно, до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Ходят слухи, что у балерины и Николая II даже родилась дочь.

После отношений с царевичем Николаем Александровичем Матильда была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Всё это время она успешно воспитывала внебрачного сына. После революции 1917 года навсегда покинула Россию.


Молодой Николай II с Матильдой Кшесинской

Судьба Кшесинской, как и ее биография, очень насыщены и любопытны. Родившись в Петербурге, она была прима-балериной императорских театров и просто влиятельной особой, в которую легко влюблялись властные мужчины из знатных родов. На роль главной героини Алексей Учитель пригласил польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен, знакомых уху российского зрителя: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина изначально задумывалась и позиционировалась Учителем как масштабная историческая реконструкция: специально для съемок были кропотливо воссозданы Успенский собор того времени, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки по большей части проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Бюджет картины составляет 25 млн долларов, что для российского кино просто огромная сумма.

С чего (или кого) начались протесты против картины

Алексей Учитель приступил к съемкам исторической драмы еще в 2014 году, и тогда все ждали только подробностей о новом творении именитого режиссера. Когда же производство фильма подошло к логическому завершению, общественность неожиданно захлестнула волна агрессивных возражений и требований запрета показа фильма и даже завершения его производства. Возможно, всему виной стал первый трейлер к фильму, который мог показаться несколько провокационным - именно с момента его появления и посыпались жалобы.

Среди главных недовольных были члены общественного движения «Царский крест», которые активно выступали с обвинениями Учителя и его картины в клевете царя Николая II и его царского рода. Именно с них и начался масштабный «флешмоб» против выпуска фильма. «Царский крест» обратился за поддержкой к депутату Госдумы Наталье Поклонской, и тогда скандал получил действительно широкую огласку.

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников.


Наталья Поклонская. Фото: lenta.ru

Наталья Поклонская, в свою очередь, вполне ожидаемо встала на сторону «Царского креста» и дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Однако в обоих случаях проверка не нашла нарушений. В 2016 году к протестам подключился и рунет - на сайте Change.org появилась петиция за запрет фильма в России.


Кадр из фильма «Матильда»

Однако Поклонская не остановилась и на этом - в конце января 2017 ей был отправлен депутатский запрос в Генеральную прокуратуру с целью проверки законности расходования средств, выделенных «Фондом кино» на создание картины. Очевидно, что Поклонская захотела снять фильм с проката иными способами - а тот факт, что ежегодно в России выходят десятки откровенно провальных и финансируемых «Фондом кино» второсортных блокбастеров-пародий, депутата, видимо, не волнует.

Но и это не было концом эпопеи - уже в апреле письмо было направлено в экспертную комиссию для оценки сценария и трейлера фильма. Члены комиссии вполне ожидаемо усмотрели в них массу критических замечаний: от морального облика царя до некрасивой и «нечестной» внешности его возлюбленной. Вердикт комиссии не заставил себя ждать: в фильме изображается ложный образ святого Николая II, а также оскорбляются чувства верующих. Результаты снова были отосланы в Генпрокуратуру.


Кадр из фильма «Матильда»

Недовольство растёт и по сей день - так, буквально вчера в СМИ появились сообщения о том, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров направил обращение российскому министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой не показывать в республике фильм Алексея Учителя «Матильда». В тексте обращения отмечается, что такое решение было принято после ознакомления с информацией, полученной от Натальи Поклонской, о многотысячных заявлениях православных и мусульман об оскорблении религиозных чувств верующих сюжетной линией фильма.

Кто поддержал прокат «Матильды»

Разумеется, подобный скандал привлекает к себе внимание общественности особенно если речь идет о фильме. Многие кинокритики и поклонники творчества Учителя говорят, что преждевременно выносить мнение о фильме, который еще не вышел. Деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

В ответ на многочисленные нападки открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Примечательно, что министр культуры Владимир Мединский, несколько раз лично посещавший съемки картины, тоже поддержал «Матильду».


Кадр из фильма «Матильда»

Что думает Алексей Учитель

Режиссер «Матильды» назвал дискуссию вокруг его новой картины бесполезной и ненужной.

«Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

Кстати, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с ответной жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской. Он заявляет о «необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда». Таким образом, между Поклонской и Учителем вспыхнула настоящая гражданская война. Лишь одно остаётся ясным в данной ситуации - несмотря на все скандалы вокруг картины, премьера фильма состоится в запланированную дату.

Когда фильм выйдет на экраны кинотеатров

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то