Операции на открытом рынке — это оперативный и действенный метод воздействия на денежную массу. Операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики Операции на открытом рынке коммерческий банк

Открытый рынок - это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг на вторичном рынке. Покупки на открытом рынке оплачиваются Центральным банком увеличением резервного счета банка продавца. Суммарные денежные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Продажи Центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Поскольку Центральный банк является крупнейшем дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, Центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Это самый лучший инструмент, однако его эффективность снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы. Преимущества данного метода:
Центральный банк может контролировать объем операций;
операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;
операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;
рынок ликвиден и скорость проведения операций высока ине зависит от административных проволочек.
На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций:
прямые сделки - покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Покупатель становится собственником бумаг, которые не имеют срока погашения;
сделки репо - проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьировать.
По типам операции открытого рынка делятся:
динамические операции - направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки;
защитные операции - проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо.
Применение операций открытого рынка зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. В качестве аналога операций на открытом рынке Банк России использует также валютные интервенции.
Валютные интервенции - покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Они воздействуют на курс рубля по отношению к доллару. Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка - к его понижению. Если Центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег. Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент - валютные свопы.
Валютные свопы - это операции купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Они позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.
Что такое рефинансирование банков?
Рефинансирование банков - инструмент денежно-кредитной политики, когда Центральный банк предоставляет ссуду банку, счет этого банка в Центральном банке кредитуется. Пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. В итоге прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, сокращение - уменьшает.
Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя способами:
воздействуя на величину процентной ставки по кредитам;
воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.
Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение Центральным банком целей, форм, условий и сроков кредитования. Кредитное рефинансирование также используется как инструмент стабилизации
банковской системы. Это наиболее эффективный способ предоставления дополнительных резервов и соответственно ликвидности банкам в период кризисных потрясений.
Традиционная форма рефинансирования - пересчет векселей Центральным банком, смысл которого состоит в том, что Центральный банк покупает векселя, уже учтенные банками.
Объем рефинансирования зависит от уровня ставки рефинансирования (стоимости кредитов Центрального банка). Но все-таки ставку рефинансирования принято рассматривать как индикатор намерений Центрального банка. Изменяя ставку рефинансирования, Центральный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики.
Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную систему. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, на сколько необходимо изменить ставку рефинансирования, для того чтобы банки обращались за кредитами в Центральный банк. Издержки банков по использованию ставки рефинансирования высоки и изменение ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки.

Процесс

Поскольку большая часть денег в наше время существует в электронном виде, а не в виде банкнот и монет, операции на открытом рынке производятся путём увеличения (кредитование ) или уменьшения (дебетование ) объёма базовых денег (денежная база) на резервном счету банка в центральном банке. Таким образом, процесс не требует печати новой валюты. Однако, он увеличивает обязательство центрального банка напечатать деньги, если коммерческому банку потребуются банкноты в обмен на уменьшение электронного баланса.

Когда присутствует повышенный спрос на базовые деньги, центральный банк должен предпринять действия, если он желает удержать краткосрочные процентные ставки у целевого уровня. Он делает это путём увеличения предложения базовых денег. Центральный банк выходит на открытый рынок, чтобы купить финансовый актив (государственные облигации, иностранную валюту или другие сравнительно стабильные активы). Чтобы заплатить за актив, центральный банк создаёт новые базовые деньги и кредитует ими счёт банка-продавца актива. Таким образом увеличивается денежная база в экономике. И наоборот, если центральный банк продаёт активы на открытом рынке, соответствующая сумма базовых денег списывается со счёта банка-покупателя, таким образом денежная база сокращается.

Возможные цели

  • При инфляционном таргетировании операции на открытом рынке используются для поддержания определённой краткосрочной процентной ставки на долговых рынках. Целевое значение ставки периодически изменяется, чтобы удерживать инфляцию внутри установленного коридора. Однако, другие варианты монетарной политики также используют операции на открытом рынке: Федеральная резервная система , Банк Англии и Европейский центральный банк используют операции на открытом рынке для достижения своих процентных ставок.
  • Кроме целевого уровня процентных ставок могут быть другие целевые индикаторы при операциях на открытом рынке. Целью может быть сокращение денежной массы, как в конце 1970-х - начале 1980-х в США при председательстве Пола Волкера .
  • При валютном совете операции на открытом рынке используются для поддержания фиксированного обменного курса по отношению к иностранной валюте.

Специфика в разных странах

Соединенные Штаты Америки

Деньги создаются и уничтожаются с изменением резервного счёта коммерческого банка в ФРС. Федеральный резерв проводит операции на открытом рынке с 1920-х годов через Отдел открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке . Операции на открытом рынке также являются одним из способов контроля инфляции: продажа государственных облигаций коммерческим банкам уменьшает их возможность выдавать кредиты, таким образом часть денег изымается из циркуляции.

Еврозона

Российская Федерация

Банк России также имеет возможность совершать операции с корпоративными облигациями и акциями (с последними только в рамках операций РЕПО); покупать гособлигации банк может только на вторичном рынке в целях недопущения прямого финансирования бюджета. Торговлю госбумагами Центробанк может осуществлять через соответствующую секцию ММВБ , либо на внебиржевом рынке, при этом контрагентами должны выступать только российские кредитные организации.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем лик­видных ресурсов коммерческих банков являются операции на откры­том рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денеж­ной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на цен­ные бумаги правительства достигается эффект колебания объема де­нежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государ­ственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кре­дитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.

Проведение на открытом рынке операций, известных под названи­ем политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.

Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целе­сообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кри­зиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерчес­ких банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгод­ной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и лик­видности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия цен­трального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгод­ными, чем условия предоставления кредитов населению и предприяти­ям нефинансового сектора.

Успеху политики открытого рынка способствует развитость инсти­тутов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь централь­ные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также пред­приятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-


Глава 8. Кредитно-денежное регулирование

кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.

Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Ан­глии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с кото­рыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг прави­тельства.

Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла при­менение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих бан­ков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществля­ют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скид­кой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммер­ческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглаше­ния РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на услови­ях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первич­ной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.

Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адек­ватного функционирования его механизмов.

На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:

Казначейские векселя;

Долговые обязательства правительства и местных органов власти;

Беспроцентные казначейские свидетельства;

Долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;

Особые векселя.

По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-


Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткос­рочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максималь­ный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил воз­можность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его дина­мики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обра­щаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

Бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

Новые инструменты государственного долга.

11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в зна­чительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финан­сов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..


Похожая информация.


В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке--официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

В российской практике, согласно статье 39 федерального закона «О Центральном Банке (Банке России)», под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Схема проведения этих операций такова:

  • 1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный Банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный Банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов, сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
  • 2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный Банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный Банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. в результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и к увеличению денежного предложения.

Таким образом, воздействуя на денежную массу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике.

Операции Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Обратные операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими банками о покупке государственных ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или два месяца по заранее оговоренной цене.

В этом случае операции на открытом рынке проводятся регулярно в один и тот же день недели, чтобы день покупки Центральным банком новых партий государственных ценных бумаг у коммерческих банков совпадал с днем "возвращения" (обратной продажи) ранее купленных ценных бумаг на срок. В указанных операциях могут принимать участие только те коммерческие банки, которым открыты специальные внебалансовые счета по хранению и учету ценных бумаг в Центральном банке.

Суть операций заключается в том, что Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в "собственности" Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за "пользование" денежными средствами, полученными от продажи ценных бумаг на срок. При этом курс продажи и покупки ценных бумаг может на начальных этапах проведения операций на открытом рынке совпадать с номинальной стоимостью казначейских векселей. В последующем он может фиксироваться на уровне среднерыночной цены данных ценных бумаг (официального курса фондовой биржи) на день, предшествующий двум рабочим дням до заключения сделки.

Например, если Центральный банк объявляет о проведении аукциона по покупке ценных бумаг на срок в среду, то за базу при заключении сделки принимается среднерыночный курс (официальный курс фондовой биржи) ценных бумаг, установленный в понедельник.

В зависимости от ситуации, складывающейся на денежном рынке, возможно использование одного или двух вариантов проведения аукционных торгов.

Первый вариант заключается в том, что Центральный банк объявляет величину процентной ставки, в соответствии с которой он готов предоставить коммерческим банкам денежные средства в форме покупки у них государственных ценных бумаг на срок. Эта ставка может определяться в зависимости от средней ставки процента по межбанковским депозитам на соответствующий срок (один или два месяца).

Коммерческие банки определяют количество ценных бумаг, которые они готовы продать Центральному банку по данной ставке, после чего направляют свои заявки в учреждения Центрального банка. Последние сортируют заявки и сообщают сводные результаты в центральный аппарат, где заявки суммируют, и, исходя из оценки потребности экономики в кредитных ресурсах, а также с учетом установленных показателей роста денежной массы определяется пропорция, в которой указанные заявки коммерческих банков могут быть удовлетворены.

Например, в заявках коммерческих банков указывается, что общая стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать Центральному банку по установленной им ставке процента, составляет 10 млрд.руб. По оценкам Центрального банка, потребность экономики в дополнительных кредитных ресурсах составляет только 5 млрд. руб., или 50 % суммы, указанной в заявках коммерческих банков. Соответственно все заявки коммерческих банков удовлетворяются только на 50 %.

Использование данного варианта проведения операций на открытом рынке и организации аукционных торгов возможно главным образом в условиях достаточно стабильной ситуации на денежном рынке, незначительных колебаний ставки процента по межбанковским депозитам.

В условиях нестабильной ситуации на денежном рынке используется другой вариант проведения аукционных торгов. В этом случае ставка процента по покупаемым Центральным банком ценным бумагам заранее не устанавливается. Коммерческие банки в своих заявках указывают не только общую стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать на срок Центральному банку, но и величину процентной ставки, которую они готовы уплатить. После анализа заявок и с учетом целей денежно-кредитной политики Центральный банк определяет минимальную границу процентных ставок, в соответствии с которой он готов купить предлагаемые коммерческим банкам ценные бумаги.

При этом все заявки коммерческих банков на продажу Центральному банку ценных бумаг удовлетворяются по ставке процента, предложенной в заявках - в случае, если величина процентной ставки не опускается ниже минимальной ставки процента, устанавливаемой по результатам проведения аукциона Центральным банком. При этом заявки, в которых будет указана ставка процента, равная минимальной ставке процента, установленной Центральным банком, могут быть удовлетворены лишь частично, в определенной пропорции к общей стоимости предложенных к продаже ценных бумаг.

Следует отметить, что благодаря проведению операций по покупке ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи (независимо от формы и условий проведения аукционных торгов) Центральный банк будет иметь возможность не только расширять объемы кредитной экспансии коммерческих банков, "вливая" дополнительные ресурсы в банковский сектор, но и ограничивать объемы кредитной экспансии, "изымая" средства из кредитной системы. Так, как уже отмечалось, операции на открытом рынке должны проводиться Центральным банком регулярно в один и тот же день недели, и день обратной продажи ранее купленных ценных бумаг совпадает с днем покупки "новой порции" ценных бумаг у коммерческих банков. Соответственно если объем обратной продажи ранее купленных ценных бумаг превышает объем покупки новых партий ценных бумаг, то на практике это означает ограничение размеров кредитных ресурсов банковского сектора, и наоборот.

Операции на открытом рынке могут проводиться Центральным банком и на нерегулярной основе время от времени, по мере возникновения потребности ограничения или расширения объемов денежно-кредитной эмиссии. В этом случае Центральный банк будет либо покупать, либо продавать ценные бумаги коммерческим банкам. При этом его контрагентами могут выступать не только коммерческие банки, но и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, организованные в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью и получившие соответствующую лицензию на проведение указанных операций в Центральном банке или другом органе государственной власти по контролю за рынком ценных бумаг и деятельностью фондовых бирж. Указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг может предоставляться статус "официальных дилеров по операциям с государственными ценными бумагами".

Предоставление статуса "официального дилера по операциям с государственными ценными бумагами" предполагает заключение соглашения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Центральным банком, в соответствии с которым данный участник рынка ценных бумаг принимает на себя обязательство

во-первых, подписываться в пределах указанной в соглашении суммы на казначейские векселя и другие государственные ценные бумаги при их выпуске;

во-вторых, поддерживать необходимый уровень ликвидности вторичного рынка казначейских векселей, производить их котировку при получении заявок от коммерческих банков, предприятий и организаций (называть курс продажи, в соответствии с которым они обязуются заключить сделку на покупку-продажу казначейских векселей).

Статус "официального дилера по операциям с государственными ценными бумагами" предполагает достаточно жесткую процедуру контроля со стороны Центрального банка за деятельностью данных участников рынка ценных бумаг, их финансовым положением и одновременно льготные условия получения краткосрочного кредита в Центральном банке.

Особое значение для организации операций на открытом рынке имеет развитие практики выпуска казначейских векселей, так как в настоящее время и в ближайшей перспективе выпуск долгосрочных и среднесрочных облигаций государственного займа является нецелесообразным (ввиду малой вероятности их размещения в достаточно крупных размерах за пределами Центрального банка), и финансирование дефицита государственного бюджета предполагается осуществлять главным образом посредством выпуска краткосрочных казначейских векселей.

Выпуск краткосрочных казначейских векселей предполагается проводить еженедельно и (или) ежемесячно небольшими партиями в целях размещения среди коммерческих банков, различных предприятий и организаций. (не находящихся на бюджетном финансировании), а не только среди населения. При этом, по желанию инвесторов, оплата новых выпусков казначейских векселей может производиться путем зачета казначейских векселей, по которым наступил срок погашения. Тем самым будет обеспечиваться постоянное рефинансирование краткосрочной задолженности правительства и ее фактическая трансформация в среднесрочную и долгосрочную.

Не менее важное значение имеет форма выпуска казначейских векселей. Мировой опыт осуществления расчетов по операциям с государственными ценными бумагами свидетельствует, что наиболее перспективной и экономически выгодной, формой выпуска государственных ценных бумаг является их выпуск не в физической, а в безналичной форме -- в форме бухгалтерских записей на соответствующих счетах.

Безналичная форма государственных ценных бумаг позволяет

  • - значительно снизить издержки, связанные с их выпуском, хранением и осуществлением операций;
  • - облегчить и ускорить процесс расчетов по операциям с ценными бумагами, как на первичном, так и на вторичном рынках (особенно если используется электронная система учета, связи и передачи информации, автоматизированная система расчетов).

Наряду с оперативной деятельностью по осуществлению операций на открытом рынке, Центральный банк также оказывает посреднические и консультационные услуги Министерству экономики и финансов по организации выпуска, размещению и оплате государственных ценных бумаг, выпускаемых на суммы, превышающие максимальные размеры прямого кредитования Центральным банком правительства. Центральный банк также содействует созданию и осуществляет контроль за деятельностью брокерских компаний и фирм (организуемых в форме акционерных обществ с ограниченной ответственностью) по операциям с государственными ценными бумагами как на первичном (покупка новых выпусков), так и на вторичном рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг на фондовой бирже или непосредственно по заявкам коммерческих банков, предприятий и организаций).

Размещение государственных ценных бумаг среди коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов может привести к росту процентных ставок. Аналогичное воздействие будет оказывать и размещение государственных ценных бумаг среди различных предприятий, организаций и населения в случае, если их покупка будет осуществляться за счет сокращения средств, находящихся на счетах в коммерческих банках.

Основное место в арсенале денежно-кредитных инструментов Центрального банка принадлежит политике рефинансирования коммерческих, а также количественных и качественных ограничений в отношении принимаемых к залогу и переучету ценных бумаг; политике установления минимальных резервных требований, а также практике контроля и надзора за деятельностью банков

К общим методам денежно-кредитного регулирования , хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся операции Центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая ее). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Центральные банки используют операции на открытом рынке как основной инструмент при проведении денежно-кредитной политики . Основная цель при этом - контроль над краткосрочными процентными ставками и размером денежной базы , чтобы таким образом влиять на денежную массу . Целевая процентная ставка достигается путём покупки или продажи государственных ценных бумаг, либо других финансовых инструментов . Такие индикаторы, как инфляция , процентные ставки и валютный курс , используются при проведении операций на открытом рынке.

Процесс

Поскольку большая часть денег в наше время существует в электронном виде, а не в виде банкнот и монет, операции на открытом рынке производятся путём увеличения (кредитование ) или уменьшения (дебетование ) объёма базовых денег (денежная база) на резервном счету банка в центральном банке. Таким образом, процесс не требует печати новой валюты. Однако, он увеличивает обязательство центрального банка напечатать деньги, если коммерческому банку потребуются банкноты в обмен на уменьшение электронного баланса.

Когда присутствует повышенный спрос на базовые деньги, центральный банк должен предпринять действия, если он желает удержать краткосрочные процентные ставки у целевого уровня. Он делает это путём увеличения предложения базовых денег. Центральный банк выходит на открытый рынок, чтобы купить финансовый актив (государственные облигации, иностранную валюту или другие сравнительно стабильные активы). Чтобы заплатить за актив, центральный банк создаёт новые базовые деньги и кредитует ими счёт банка-продавца актива. Таким образом увеличивается денежная база в экономике. И наоборот, если центральный банк продаёт активы на открытом рынке, соответствующая сумма базовых денег списывается со счёта банка-покупателя, таким образом денежная база сокращается.

Возможные цели

Деньги создаются и уничтожаются с изменением резервного счёта коммерческого банка в ФРС. Федеральный резерв проводит операции на открытом рынке с 1920-х годов через Отдел открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке . Операции на открытом рынке также являются одним из способов контроля инфляции: продажа государственных облигаций коммерческим банкам уменьшает их возможность выдавать кредиты, таким образом часть денег изымается из циркуляции.

Еврозона

Европейский центральный банк использует похожие механизмы в своей работе; он описывает свои методы как «четырехуровневый подход» с различными целями.

В общем, ЕЦБ управляет ликвидностью в банковской системе через операции рефинансирования, являющиеся сделками РЕПО , то есть банки предоставляют ЕЦБ приемлемый залог (обеспечение, англ. collateral ) и получают деньги взамен. Четыре типа операции могут быть использованы, в зависимости от желаемого результата:

  • Еженедельные основные операции рефинансирования (англ. main refinancing operations, MRO ) с недельным сроком погашения,
  • Ежемесячные операции долгосрочного рефинансирования (англ. longer-term refinancing operations, LTRO ) со сроками погашения 3, 6, 12 и 36 месяцев,
  • Операции тонкой настройки (англ. Fine-tuning operations ) в виде временных или окончательных транзакций, валютных свопов , срочных депозитов используются для сглаживания движений процентных ставок, вызываемых флуктуациями ликвидности на рынке,
  • Структурные операции , нацеленные на корректировку долгосрочной структурной позиции ЕЦБ по отношению к финансовому сектору.

Операции рефинансирования проводятся в виде аукционов . ЕЦБ сообщает объём средств, который он желает разместить (распределяемый объём), и приглашает банки к участию. В случае аукциона с фиксированной ставкой, ЕЦБ сообщает значение ставки, по которой он желает предоставить средства, в случае плавающей ставки сообщается лишь минимальная ставка для участия в аукционе, банки соревнуются друг с другом, предлагая ставки, чтобы получить ликвидность.

Начиная с октября 2008 года ЕЦБ проводит операции рефинансирования по фиксированным ставкам с полным размещением (англ. full allotment ), при этом сообщается только ставка размещения, банки могут запросить столько, сколько пожелают (сколько смогут предложить обеспечения).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то