Особенности общения дошкольников с особыми образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ОВЗ); Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями; В РФ официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах обучаются дети: - дети- инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие; - глухонемые дети; - слепые и слабовидящие дети; - дети с нарушениями речи, в частности заикающиеся дети; - дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии (с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами); - дети с СДВГ и ЗПР; - умственно отсталые дети. Дети с особыми образовательными потребностями Обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: городская ПМПК,ДОУ с различными формами интеграции детей с ОВЗ,школы, реализующие интегративную практику, специальная коррекционная школа VIII вида.Что значит сопровождать? «Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»;Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития(в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) Задачи сопровождения 1. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка; 2.Создание образовательной и развивающей среды; 3. Психологическое обеспечение образовательных программ; 4. Сохранение и укрепление здоровья; 5. Обеспечение сопровождения семьи ребенка; 6. Формирование психолого-педагогической компетентности; 7. Учёт специфики задач сопровождения на каждом возрастном этапе развития ребенка. Принципы процесса сопровождения 1. Принцип системности. Выявляет имеющиеся сложности, затем определяет потенциальные возможности, сильные и слабые стороны образовательной деятельности, определяет актуальные задачи и моделирует 2. Принцип непрерывности. Осуществление психолого- педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения; Отражает необходимость ранней диагностики 3. Принцип комплексности. Оказывается комплексная помощь ребенку педагогом, психологом, социальными службами и родителями. Предполагает обхват всех сторон личности ребенка: коммуникативной, личностной, познавательной.. Комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 4.Принцип фасилитации (т.е постепенное уменьшение первоначально значительной помощи и поддержки по мере освоения учащимся необходимых компетенций) 5. Принцип интегративности. Предполагает интеграцию разных методов, подходов, методик, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 6. Приоритет особых потребностей ребенка. )– выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

Направления психолого-педагогического сопровождения: профилактика ; диагностика; консультирование; развивающая работа; коррекционная работа; психологическое просвещение и образование ; экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).

Сопровождение тьютора; --Дополнительные занятия (индивидуальные /групповые) с педагогом:

С дефектологом (сурдопедагогом,тифлопедагогом,олигофренопедагогом),

Логопедом, психологом; социальным педагогом; - Занятия ЛФК, ритмикой; - Динамическая оценка состояния ребенка на ПМПконсилиумах

Для чего нужен консилиум? Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), регулирующий процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения. - Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику. - Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». - Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе). - Для минимизации конфликтных ситуаций в ОУ. - Для защиты своего образовательного учреждения.

ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОУ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ С ОВЗ - Разработка Индивидуального Образовательного Плана (ИОП); - Динамическая оценка эффективности реализации ИОП (индивидуализированного образовательного маршрута и коррекционных программ в рамках психолого-педагогического сопровождения); - Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ; - Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям

Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) -документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы/детского сада на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка. Сопровождение в дошкольном возрасте. Социальное включение через ведущий вид деятельности – игру. Ранний возраст-закладка базовых основ сопровождения. Сопровождение в начальной школе. Адаптация к школьным условиям; Развитие интереса к учению; Разработка АОП и обучение; Формирование самостоятельности, активности; Развитие творческих способностей; Коррекционно-развивающая работа Сопровождение в основной школе Сопровождение перехода в основную школу; Поддержка в решении задач личностного и жизненно-смыслового самоопределения; Профилактика неврозов, девиантного поведения, наркозависимости; Ориентация в мире профессий; Помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ! Сопровождение как создание адекватных условий

Учебные программы 1. Разработка индивидуального образовательного плана; 2. Сокращение числа и объёма учебных заданий; 3. Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий; 4. Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например: выучить большое или маленькое стихотворение); 5. Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям. Условия для учебной работы 1.Наличие кабинета для индивидуальной работы (специальное оборудование под ребенка, расположение мебели); 2. Наличие индивидуальных правил работы для учащегося; 3. Поддержание тишины во время интенсивной работы; 4. Обеспечение персональным компьютером; 5. Предоставление дополнительного времени; 6.Использование невербальных средств. Все, что только можно, представьте ребенку наглядно».Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы… 7. Наличие магнитной доски. 8. «Якорь»Условный знак, для того, чтобы ребенок вернулся в учебный процесс. У всех специалистов, работающих с тем или иным ребенком, он должен быть один. Это может быть бубен, колокольчик или просто хлопок. Способы контроля и оценки знаний 1. Использование индивидуальной шкалы оценок; 2. Ежедневный анализ и оценивание; 3. Акцентирование внимания на достижениях ученика, поощрение и стимулирование активности ребенка; 4. Разрешение переделать задание, с которым не справился (неограниченное время для выполнения заданий); 5. Объяснение сущности контрольного задания в доступной для них форме; 6. Выбор контрольного задания; 7. Разрешение выполнить упражнение/ тест дома или с использованием учебника; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Наблюдение профильного врача; Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок; Гибкий режим взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками в ОУ; Сроки повторного обследования на ПМПК Взаимодействие с родителями Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности, так как для большинства семей рождение ребенка с нарушением, является огромной трагедией. У таких семей наблюдается: Нарушение взаимодействия с социумом; Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка; Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, ухудшению супружеских отношений в целом… Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Коррекционные технологии в сопровождении детей с ОВЗ

Псаммотерапия (песочная терапия). Успокаивает нервную систему. Прекрасно подходит для детей гиперактивных (постоянно на столе находится ящик с песком), и для детей с РАС, при условии, если у него нет отторжения при ощущении песка. Изотерапия. Стабилизация эмоционально-волевой сферы, преодоление фобий. Никаких целевых установок. Лучше рисовать акварелью. Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

Литотерапия. Положительно влияет на организм. Ребенок слушает материал и в это время перебирает камни. Драгоценные камни отдают энергию на 100%, полудрагоценные- на 70 %, поделочные камни- на 50 %.

Ароматерапия Используется только в том случае, если у ребенка нет аллергии.Запахи, успокаивающие нервную систему:ивы, хмеля, мелиссы, хвои и др.Запахи, возбуждающие нервную систему:апельсина, розы, бергамота, жасмина, тысячелистника и др.Использовать любой запах 1 минуту.

Скульптотерапия Цель: снятие агрессии. Для работы нужны:доска,соленое тесто или глина.Упражнение для снятия агрессии:«Рубим колбаски»

Театротерапия (куклотерапия, теневой театр). Дети любят смотреть театральные постановки, любят сами рассказывать и показывать известные им сказки, для этого хорошо подойдет теневой театр.Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

  • Повышенная тревожность, страхи.

    Низкая самооценка.

    Трудности взаимоотношений с окружающими.

    Депрессии.

    Стрессовые ситуаци.

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.

Лекотека- это библиотека игрушек, пособий, имеющих коррекционное направление, которые родители могут взять домой для работы с детьми. Это место для встречи детей с ОВЗ и их родителей, а также родителей обычных детей. Родители обмениваются информацией, игрушками, пособиями.

Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены- ваши усилия не пропадут даром.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Нефтекамская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

Выступление

на педагогическом совете на тему:

«Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

Подготовила: Сагадиева Ю.В.

2015

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. (Дэвид Бланкет) Дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлимая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Коституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязятельное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

Общими правилами коррекционной работы являются:

Индивидуальный подход к каждому ученику.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с учащимися, имеющими различные образовательные потребности.

У педагогического совета нет эпиграфа, высказывания, которое аккумулировало бы в себе информацию о теме и предназначении совещания. В конце работы мы подберем те слова, которые могли бы выступить эпиграфом.

Пролог. Теоретический блок.

Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения.

Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.

Основания дифференциации:

  • по способностям
  • по неспособностям
  • по интересам
  • по проектируемой профессии

Внутренняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса.

Внешняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.

Самостоятельная практическая работа в группах: охарактеризуйте, как в нашем образовательном учреждении проявляются внешняя и внутренняя дифференциации.

Эпизод 1. Одаренные дети

«Ах, эти мне «wunder kinder»! Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит, светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»

Так неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.

Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других нормальных детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.

Учитывая специфику нашего образовательного учреждения, мы должны понимать, какие могут быть сложности при взаимодействии с одаренными детьми.

Остановимся на трагическом примере судьбы одаренного человека. Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма о поэте Нике Трубиной «История полета» (воспоминания матери, рассказ Ники о потере тетради, слова А.Лиханова).

Просмотрев этот фрагмент, сделайте вывод о том, как должен работать педагог, сопровождающий одаренных детей, знающий об их типичных затруднениях.

Самостоятельная практическая работа в группах:

  • Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению одаренного ученика
  • Отрицательные проявления личности одаренного ребенка
  • Повышенная эмоциональность, возбудимость, чувствительность
  • Нетерпеливость
  • Преувеличенные страхи
  • Склонность к самообвинению, пониженная самооценка
  • Предъявление завышенных требований к себе и окружающим
  • Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов
  • Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств
  • Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся бессмысленными или не отвечают интересам ребенка

Вариант ответа

Действия педагога

  • Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка
  • Нетерпеливость Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
  • Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
  • Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи.
  • Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам.
  • Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной
  • Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного.

Эпизод 2. Слабоуспевающие ученики

Лия Соломоновна Славина, советский психолог, ученица Выготского, выделяет следующие группы неуспевающих школьников:

  • Дети с неправильным отношением к учению
  • Дети, усваивающие материал с трудом
  • Дети, у которых не сформированы учебной работы
  • Учащиеся, не умеющие трудиться
  • Дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

При этом нужно понимать, что неуспеваемость может носить эпизодический характер: ослаб контроль взрослых, возникли интересы вне школы. Может быть неспособность ученика к определенному предмету, связанная с отсутствием интереса к нему или с конфликтом с учителем.

Безусловно, преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально.

Определите универсальные способы деятельности педагога по сопровождению слабоуспевающего ученика.

Самостоятельная практическая работа в группах

Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению неуспевающего ученика

Признаки отставания в учении:

  • Затрудняется отвечать на вопросы по тексту
  • Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил
  • Не владеет общеучебными умениями, навыками

Действия педагога

  • Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали
  • Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их
  • Разъяснять назначение данных умений, систематично и последовательно отрабатывать каждое умение, обеспечить алгоритмизацию отработки умений навыков. Давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности.

Материалы работы в группах будут обобщены в рекомендации для учителей. Надеемся, что продукт коллективного творчества будет полезен каждому педагогу, что ситуация по итогам четверти и года изменится.

Эпилог.

Внимательно прочитайте предложенные высказывания о детях и деятельности педагогов. Определите для себя, какое их них отражает содержание нашего разговора и тех выводов, которые вы сегодня сделали.

Тупые и неспособные к ученью умы — вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. (Иоганн Песталоцци)

Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)

Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)

Ребёнок - это личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. (М. Монтессори)

Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)

Психологические науки

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЫЧНОГО ДЕТСКОГО САДА15

П. М. Терзийска, Юго-западный университет им. Н. Рильского (Благоевград, Болгария).

Резюме. Данная статья посвящена организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада. Рассматриваются вопросы интегрированного обучения этих детей.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, интегрированное обучение, детский сад, развивающая среда.

Дети с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться и развиваться в обычном детском саду, вместе со своими сверстниками. Для интегрированного обучения этих детей необходимо полное снятие дистанции между детьми, равноправное партнерство в различные деятельности. Очень важно когда детский сад рассматривается не только как институция для образование детей, а как жизненое пространство, в котором надо реализовывать естественный, стимулирующий переход „из зоны актуального в зону ближайшего развития" каждого ребенка. Здесь дети с особыми образовательными потребностями выполняют требования наравне со сверстниками в группе.

Совместное воспитание и обучение необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Успех этого обучения требует междисциплинарный, т.е. педагогический и социально-психологический подход. Необходимым является применение различных терапевтических мер в повседневном быту ребенка, в деятельности, имеющей для него личностный смысл.

В педагогический процессе необходимо использовать различные методы терапии: предметную, речевую, музыкальную, арттерапию, лечебную гимнастику. Вместе с тем очень полезны упражнения для тренировки восприятия, ритмико-двигательной активности и др.

Детям с особыми образовательными потребностями предлагаются различные дидактические игры речевого характера. Они выполняют простые упражнения,

имеющие смысл в дoмашнем хoзяйстве, учатся концентрировать свое оптическое и акустическое внимание на дидактическом материале. Такие дети в зависимости от своих особенностей в психофизического развития могут и должны участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы. Ежедневно организуя игры, следует активно привлекать к ним детей с особыми образовательными потребностями, чаще поручать им роль ведущего. Следит за тем, чтобы их участия в игре не было молчаливым выполнение тех или иных действий только по подражанию другим детям.

Для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду своих сверстников в норме необходимо:

Создание поддерживающей среды для развития;

Соответствующее программно-методическое обеспечение;

Взаимодействие специалистов (педагоги, специальные педагоги, психологи, логопеды).

Взaимодействие специалистов с родителями детей с особыми образовательными потребностями

Активное взаимодействие детей в группе с ребенком с особыми образовательными потребностями

Психолого-педагогическое сопровождение.

Для удовлетворения специальных образовательных потребностей детей надо создать специальные программы. Для каждого ребенка составлять индивидуальную программу обучения и развития с учетом его индивидуальных особенностей - структуры нарушения, уровня психофизического развития, возраста.

Успех образовательной интеграции предполагает создание развивающей среды. Это очень важная задача детского сада.

Исключительное значение имеет создание оптимальных у^вий для успешной гаррекции нaрушений в рaзвитии, oбучении, вoспитании, психoлого-педагогической реaбилитации детей с оадбыми обрaзовательными пoтребностями.

Необходимо привести всю предметно-пространственную среду с учетом ее структурных и функциональных компонентов, в соответствие с общими и особыми потребностями дошкольного возраста. Оборудование детских садов дополняется за счет средств обучения, адаптированных для детей с особыми образовательными потребностями. Например. Для детей, передвигающихся на кресле-каталке, надо сделать пандусы вместо лестниц, дополнительные перила и т.д. Детей с нарушенным слухом очень важно рассадить на занятии так, чтобы они постоянно хорошо видели освещенные лица говорящих - учителя, ребят. В связи с этим целесообразно распологать таких детей спиной или боком к окну, а учителю

размещаться так, чтобы его лицо было обращено к свету. Для детей с плохим зрением дверь необходимо сделать яркой контрастной окраски. Важно уделить внимание освещению рабочего стола. Кроме того наглядный материал, которы используется нужно озвучивать для того, чтобы ребенок смог получить информацию. Надо помнить, что излишнее специальное оборудование не дает детям с особыми образовательными потребностями возможности научиться самостоятельно действовать в реальной жизни.

Очень полезно, чтобы в детского сада использовались адаптированные классические Монтессори материалы для нужд детей с разного рода, нарушениями развития. Во время занятия ребенок может и должен самостоятельно выбирать вид деятельности, в то время как средства обучения находиться в открытом доступе. Начало работы с выбранным ребенком материалом должен показывать специально педагог.

В такой среде дети имеют возможность проявить самостоятельность; приобретают умения и навыки, полезные в повседневной жизни (уход за растениями, навыки личной гигиены, выход за покупками и т.д.).

Вместе с этим очень нужны устойчивые отношения помогающие социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с особыми образовательными потребностями. Для социального и эмоционального развития существенно важны общение, социальный опыт. Дети не имеющие достаточного общения со сверстниками быстро оказываются в порочном кругу: неумение адаптироватся в обществе приводит к ограничению контактов, а это, в свою очередь, приводит к еще большим недостатком социального и эмоционального развития. Дети с особыми образовательными потребностями учатся у других детей даже больше, чем у взрослых. Чтобы установить и облегчить контакты между детьми, необходима целенаправленая работа учителей, создание и использование в этих целях подходяших ситуаций.

Важно учителю почаще вовлекать детей с нарушенным развитием в активное общение со сверстником. При планировании и проведении занятий следует учитывать, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен активно участвовать в них. В связи с этим недопустимо давать ему для самостоятельного выполнения какое-либо индивидуальное задание в то время, когда проводится беседа с другими детьми: он не будет участвовать в обсуждении, не будет знать, о чем шла беседа. Так постепенно ребенок будет все чаще выпадать из занятий и его интеграция превратится в простое пребывание в одном помещении с детьми в норме.

Детям с особыми образовательными потребностями необходимо чувствовать себя достаточно автономными, компетентными, уверенными и способными выполнят основные обязанности в группе.

Признание и симпатия со стороны других, переживание себя как "принадлежащего к группе" оказывают огромное влияние на индивидуальное развитие.

Важным условием для удовлетворения специальных образовательной потребностей детей являются личностные качества и профессиональной компетентности педагогов.

Рaботaя с детьми с особыми образовательными пoтребностями, учитель дoлжен:

Пoстоянно искать и применять новые методы и средства работы с этими детьми.

Быть в состоянии понять ребенка и уметь зaнять свoю пoзицию по oтнoшению к нему.

Повышать профессиональнцю компетенцию для успешной работы с детьми с oграниченными вoзможностями.

Быть способным к внутреннему диалoгу (любить себя и перенoсить любoвь к себе на любoвь и к детям с особыми обрaзoвательными пoтребностями).

Быть способным видеть и слышать себя со стoрoны.

Уметь ясно излагать свои мысли.

Уметь видеть и чувствовать своего собеседника (своего воспитанника).

Уметь применять разумные, адекватные требования.

Уметь импровизировать на ходу.

Уметь повторять главные мысли.

Уметь выразительно говорить.

Наблюдения за поведением педагогов в детском саду показали уменьшение случаев нежелательного поведения (негативное отношение и воздействие на детей, чрезмерная забота и т.д.) и явное расширение требуемого поведения -побуждение детай к совместной или самостоятельной деятельности, к структурированию ситуации силами самих детей и т.д.

Многие учителя развили в себе такие качества как: спокойное принятие разницы; "душевная теплота"; "активная личная сопричастность"; терпение и т.д.

Важным аспектом деятельности педагогов является наблюдение за ребенком, составление схемы характеристики по отношению: общее поведениеразличных видах деятельности); самостоятельность; социальное поведение; уровень развития в данный момент (знания, умения); понимание и выполнение правил.

Чрезвычайно важно вовремя обратиться к специалисту для коррекции какой-либо функции, ограничивающей адаптацию или развитие ребенка.

Успешность обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях детского сада во многом зависит от вoвлечения в него

рoдителей ребенка. Надо подчеркнуть, что интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями невозможно без активного, повседневного участия родителей.

Сотрудничество с родителями представляет собой важнейшее звено концепции интегрированного образования. Его суть заключается во:

Взаимообмене информацией;

Консультировании;

Взаимопомощи;

Общении.

Общение с родителями должно характеризуется открытостью, сензитивностью, пониманием положения и проблем внутри семьи. Важнейшим начальным этапом сотрудничества детского сада и семьи является полная информация о социально-экономической и психолого-педагогической ситуации жизни ребенка.

Очень важно, чтобы между родителями и педагогами установились доверетельные, открытые, искренние отношения, чтобы родители считали обязательным выполнение требований детского сада.

Родители должны в полной мере участвовать в коррекционной работе, проводимой дошкольным учреждением, выполнять рекомендации педагогов, логопедов, психологов. Наблюдая за ребенком в детском саду и беседуя с педагогами и специалистями, родители могут лучше узнать своего ребенка, чтобы способствовать его развитию дома в семье.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса, в том числе коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду необходимо:

Активно включать в занятия всех детей группы, независимо от нарушения развития;

Создавать для каждого из них индивидуальную развивающую

программу совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии;

Активно использовать разные деятельности, способствующие

развитию тонкой и грубой моторики;

Использовать подходящей творческой деятельности.

Специалисты, развивая способности ребенка, используя все имеющиеся у

него резервы развития, осуществляя коррекционно-реабилитационную работу, наблюдают, исследуют и диагностируют глубину нарушений, причины и виды затруднений, возникающих у ребенка в процессе динамики его развития.

Не следует забывать, что при оценке динамики продвижения ребенка с

особыми образовательными потребностями необходимо сравнивать его не с другими детьми, а, главным образом, с самим собой, с его достижениями на предыдущем этапе развития.

От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка возможности его социальной адаптации.

В ходе проведения игр, занятий, режимных моментов учителю надо в специальную тетрадь, заведенную на каждого интегрированного ребенка, записывать задания, вызвавшие затруднения слова, которые ребенок не знает, или в восприятии (понимании) которых затрудняется; следит за тем, чтобы ребенок брал с собой эту тетрадь кажды раз, когда от идет на занятие к специальному педагогу или домой.

Эффективная организация работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада предполагает:

Систематическая комплексная индивидуальная психолого-

педагогическая коррекция.

Создание атмосферы доброжелательности, психологической

безопасности.

Использование заданий, максимально позбуждающих активность

ребенка, его познавательную деятельность.

Сочетание обучения с терапевтическими мероприятиями.

Повышение возможности для общения и адекватность во

взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Создание специальных условий обучения и воспитания (свет,

игровая деятельность, артпедагогических техник - бумагопластика,

танцетерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия и т.п.).

Использование приемов запоминания.

Закрепление навыков через многократное повторение указаний,

упражнений, заданий.

Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.

Задания с опорой на образцы.

Использование доступных инструкций - вербальные и невербальные.

Использование максимума наглядности - объемные наглядные сред-

ства, картины, природные объекты, мультимедийные презентации,

подходящие компьютерные программы.

Чрезвычайно важно педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма. В каждом ребенке надо искать и найти сохранные психомоторные функции, его возможности, положительные стороны его личности и

развития, на которые можно опереться в педагогической работе. Литература:

1. Терзийска П. Децата със специални образователни потребности в общата образователна среда. Благоевград: УИ "Н. Рилски", 2012.

2. Терзийска П. Интегрирано обучение на деца със специални образователни потребности. Благоевград: УИ "Н. Рилски", 2005.

WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN A NORMAL KINDERGARTEN

(by P. M. Terziyska)

Abstract: This article focuses on the organization of work with children with special educational needs in the mainstream kindergarten. Questions of integrated education for those children are explored.

Keywords: children with special educational needs, integrated education, kindergarten, supportive environment.

Доц. Пелагия Михайлова Терзийска д-р по педагогике (= кандидат педагогических наук) является преподавателем Юго-западного университета им. Неофита Рильского, г. Благоевград (Болгария). Ее научные интересы лежат в области специального образования, психологии и педагогики лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, арт-педагогики и арт-терапии в специальном образовании, интегрированного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, методика обучения природоведению детей с особыми образовательными потребностями.

© П. М. Терзийска, 2014.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то