Экономическая наука и общество. Экономическая теория–наука об основах хозяйственной жизни людей Как устроена хозяйственная жизнь человечества конспект

Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага , необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа .

Не все блага, впрочем, приходится реально добывать - воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы :

Даровые блага - это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них . А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны .

Даровые блага - блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ , т.е. тех товаров и услуг, объем которых:

Экономические блага - средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей .

То, что люди живут сейчас лучше, чем в древности, достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).

Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало земледелие и научилось обращаться с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли - чрезвычайно развитый механизм объединения (кооперации) усилий ради решения общих задач . Причем самая главная из них - производство все большего объема жизненных благ, т.е. создание условий для улучшения жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.

Принято выделять три основных вида факторов производства :

Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного времени.

Труд - использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ .

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.

Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах .

Говоря о капитале, мы имеем в виду все те факторы производства, которые используются для создания материальных благ или оказания услуг, но не входят в их состав полностью, хотя и могут при этом изнашиваться . Например, при производстве автомобиля металлический лист превращается в его корпус и далее уже использован быть не может. А вот сборочная линия, на которой этот автомобиль собирается, остается в цехе предприятия и после того, как готовый автомобиль с нее съехал. Значит, на этой линии можно собирать автомобили и дальше. Правда, со временем оборудование этой сборочной линии от работы изнашивается все больше, поэтому однажды его придется либо капитально ремонтировать, либо заменить на новое.

Капитал - все виды факторов производства , которые используются для организации производства необходимых людям благ, но не входят в их состав полностью и потому могут быть использованы для изготовления многих единиц благ или оказания многих услуг.

В экономической науке принято различать :

Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически невозможно . Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм , которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Так, по данным переписи населения 2002 г., оказалось, что в России предпринимателей, использующих наемный труд, примерно один миллион человек, что составляет 1,5% занятого населения. Плюс около двух миллионов (3%) - индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату . Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.

В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства - информация . Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю .

Мы можем говорить о разных типах (уровнях) специализации :

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах , выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других .

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более и более сложной.

Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тыс. лет тому назад в результате Великой аграрной революции . Именно тогда люди впервые обнаружили, что возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно больше не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами .

Второе разделение труда: разделение умственного и физического труда в античный период породило науку и искусство.

Ныне же перечни специальностей состоят из тысяч профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

Во-первых , все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, в которых его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен .

Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все больших умений в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность производить блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества .

В-третьих , рост «умелости» позволяет людям тратить на изготовление благ все меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой .

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Производительность - объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного промежутка времени .

Например, производительность труда представляет собой количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.

Так экономика России произвела 905 тыс. иномарок и 311 тыс. Лад и УАЗов. Только 120 тыс. автомобилей собрано по отверточной технологии .

Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.

Экономика в лицах Генри Форд и производительность труда Одним из самых замечательных, Хотя и неоднозначных изобретений человечества в сфере специализации и разделения труда явился конвейер - могучее средство повышения производительности . Его создателем был Генри Форд (1863-1947) - отец массового автомобилестроения, человек талантливый и жесткий. Идея конвейера родилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое. Весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемента системы зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Раньше сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый сборщик за смену (9 час.) собирал около 40 магнето . По новой системе каждый сборщик должен был выполнять лишь одну или две операции (т.е. специализировался в еще большей мере, чем раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), прежде чем заготовка магнето переходила в руки его соседа. Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с 20 мин. до 13 мин. 10 сек . А когда Форд додумался заменить прежний низкий стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин . Легко подсчитать, что производительность труда при этом возросла в 4 раза! Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 час. др 93 мин. , т.е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обеспечило рост производительности труда всего завода Форда. Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в 2 раза, число работников удалось сохранить прежним. Между тем такое же увеличение выпуска в предыдущие годы требовало от Форда и двукратного увеличения числа наемных работников. Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупнейшую автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возможность людям найти новый способ повышения уровня благосостояния. Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпускать свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не оставалось ничего иного, кроме внедрения конвейера и на своих предприятиях.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами :

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. Если использовать дополнительно произведенные одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением.

Осознание этого факта побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносят превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена .

Товар - любое благо (чаще всего материальный предмет), являющееся предметом купли-продажи .

Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности .

Вот почему если кто-то способен изготавливать определенный вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами - уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить .

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговли, т.е. обмена благами в формекупли-продажи товаров и услуг за деньги . Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое - хозяйство страны или планеты в целом . Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги .

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный ассортимент благ.

Страницы экономической истории человечества Как люди учились торговать « Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» Шарль Луи Монтескье (1689-1755), выдающийся французский мыслитель и историк Торговля родилась в незапамятной древности - она даже древнее земледелия. В Европе археологи сумели найти доказательства существования торговли еще 30 000 лет назад, т.е. в эпоху палеолита. Изначально торговля шла между племенами, затем - между народами, жившими далеко друг от друга (так что международная торговля родилась раньше внутренней ). Торговля велась, прежде всего, предметами роскоши (драгоценными и отделочными камнями, редкими породами древесины, пряностями и шелками и т.п. ), и вели ее странствующие торговцы-купцы: арабы, фризы, евреи, саксы, а потом и итальянцы, превратившиеся со временем в одну из ведущих торговых наций мира. Купцы связывали народы и страны друг с другом, становясь попутно и дипломатами, и географами. Со временем в Европе появились даже так называемые торговые города: Венеция, Генуя и прибрежные города Германии, образовавшие Ганзейский союз (Гамбург, Штеттин, Данциг и др.). Торговля сыграла огромную роль в истории человечества. Именно купцы становились инициаторами мореплавания в поисках неведомых земель, где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить, что и у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и дешевле возить в Европу дорогостоящие экзотические пряности . Однако купцы внесли свой вклад в историю не только географических открытий (впрочем, как и пиратства и работорговли), но и рождения промышленности.
Вот что писал об этом Адам Смит: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель... Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить издержки по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине». Так из торговли стали рождаться сначала крупное ремесленное производство, а потом и мануфактуры -.предвестницы нынешних заводов и фабрик.

Даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя и т.д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы - в лучшем случае - удовлетворить лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага :

Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, тогда :

Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1.3).

Рис. 1,3. Экономические часы

И пока циферблат этих часов цел, а стрелки двигаются в нужном направлении, страна богатеет и люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к одному и тому же результату: жить людям становится хуже, наступает кризис .

Это правило относится ко всем странам. Даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют . Например, после окончания Второй мировой войны ряд стран Юго-Восточной Азии совершил гигантский скачок, обогнав по темпам развития своих экономик даже США (рис. 1.4).

Ныне некоторые из этих стран превратились в мощные экономические державы, заметно влияющие на все мировое хозяйство. Между тем природными ресурсами многие из них наделены очень скупо и начинали свой путь в крайней нищете .

Иной пример дает Россия. Ее природные богатства были огромны. Их рациональное использование могло сделать наш народ одним из самых зажиточных в мире. Но несмотря на то что большую часть XX в. Россия, находясь под господством планово-командной системы, тратила свои природные богатства в огромных масштабах, это не обеспечило нашим гражданам высокого уровня благосостояния .

Так, по оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас по уровню богатства лишь на 67-м месте в мире (между Албанией и Боснией) . Отметим, что этот уровень богатства был определен с учетом:

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то даже удержаться на этом малопочетном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан . Ведь если ориентироваться только по экономическому критерию - величине годового продукта страны на душу населения - то Россия (с ее 12 100 долл. дохода на душу населения) вообще оказывается на 81-м месте в мире, чуть обгоняя Коста-Рику, Ботсвану и Мексику .

Решить эту задачу можно единственным способом - овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности . Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира - даже тех, которые обделены природными богатствами. Однако наша экономическая наука еще слишком молода, хотя дело не только в этом . Надо учесть политические, исторические и культурные традиции России.

Сегодня россияне - жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми черноземными почвами - могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии. Между тем это страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоевывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.

ВОПРОС 1: Экономическая теория, основные задачи, проблема ограниченности и кривая трансформации. Виды факторов производства. Понятие и виды собственности.

ОТВЕТ:

Экономическая теория наука об основах хозяйственной жизни людей.

Хозяйственная жизнь – деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограничены и поэтому их нужно использовать как можно более эффективно.

В экономике существуют три основные задачи:

· какие блага производить и в каком количестве;

· как производить блага, т. е. из каких ресурсов и с помощью каких технологий;

· для кого производить блага.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вместе с распределением, обменом и потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В тоже время в экономических системах есть такие элементы, которые отличают их друг от друга. Ими являются:

· Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.

· Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности.

· Хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на микроуровнях и макроуровнях.

Можно выделить следующие типы экономических систем:

1. Рыночная.

2. Традиционная.

3. Командно-административная.

Рыночная система.

Отличительной чертой этой экономической системы является частная собственность на экономические ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанной на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара. Одной из главных предпосылок рыночной экономики выступает личная свобода всех участников экономической деятельности. Основные экономические задачи в данной системе решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на состояние рынка, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Предприниматели стремятся получить наибольший доход и стараются предельно экономно использовать природные и трудовые ресурсы и капитал. Рыночная система способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Традиционная система.

Отличительной чертой является крайне примитивная технология, в первую очередь, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладанием ручного труда. Все основные экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями, традициями.

Командно-административная (плановая, централизованная) система.

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы и ряде азиатских стран.

Ее характерными чертами является общая (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация экономики, централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Непосредственное управление всеми предприятиями происходит из единого центра – государственного аппарата. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, следовательно, исключаются рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью административно-командных методов. Структура общественных потребностей также определялась центральными плановыми органами. Однако детализировать и предвидеть изменения общественных потребностей в таких масштабах невозможно, поэтому эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимума потребностей.

Хозяйственная деятельность общества основывается на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах

Экономические блага - материальные и нематериальные предметы, а точнее их свойства, способные удовлетворять экономические потребности

Как правило экономические потребности превышают возможности производства благ – это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие.

Закон Энгеля гласит, что с ростом доходов уменьшается их доля идущая на покупку товаров первой необходимости и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на товары не первой необходимости.

Экономические блага ограничены и это объясняется ограниченностью экономических ресурсов.

Экономические блага - блага, которые участвуют в обмене, и имеются в ограниченном количестве.

Неэкономические блага - есть в свободном доступе и в обмене не участвуют.

Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности ресурсов приходится определять какие именно блага производить и какие для этого ест производственные возможности. Этот выбор может продемонстрировать кривая трансформации или кривая производственных возможностей.

Представим, что страна производит только два товара и существует ряд допущений :

1) Экономика функционирует в условиях полной занятости.

2) Имеющиеся ресурсы постоянны как по количеству так и по качеству, их можно перераспределять для различных целей, но они не являются абсолютно взаимозаменяемыми.

3) Технология производства принимается постоянной, то есть она не меняется.

Пусть в стране производится 2 товара: автомобили и самолеты. Если страна направит все ресурсы на выпуск только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 миллионов штук, если выпустит только самолеты то их можно выпустить 4 тысячи штук. Промежуточные варианты представлены в таблице.

По приведенным данным можно построить график, который можно построить график, который и будет кривой производственных возможностей.

Если точка лежит на кривой, то это означает, что данный вариант производства двух товаров максимально возможный. Все ресурсы используются максимально эффективно и дальнейшее увеличение производства одного товара возможно только в случае сокращения производства другого товара.

Внутри (F) точка F означает, что ресурсы используются не полностью или не максимально эффективно и существуют возможности одновременно увеличить производство самолетов и автомобилей.

Снаружи (H ) точка H недостижима при данной технологии и данном количестве ресурсов.

Альтернативная стоимость – то от чего пришлось отказаться, чтобы получить желаемое, иначе она называется издержками упущенных возможностей. ПРИМЕР: Имеются деньги на которые можно купить сотовый телефон, либо холодильник, но никак не две вещи сразу. В этом случае можно выбрать одну вещь, а от другой отказаться. Пусть выбор пал на холодильник, тогда его альтернативная стоимость будет сотовый телефон, от которого пришлось отказаться.

Если же вернуться к производству самолетов и автомобилей, то альтернативная стоимость производства 4 тысяч самолетов будет 10 миллионов автомобилей, от которых пришлось отказаться в пользу автомобилей.

То есть, чтобы произвести каждую дополнительную тысячу самолетов, нужно отказаться от все большего числа автомобилей, альтернативные издержи 1 тысячи самолетов =1 миллиону автомобилей, а 4 тысячи самолетов = 4 миллиону автомобилей. Для выпуска каждой дополнительной единицы приходится жертвовать все большим количеством другой альтернативной продукции. Причина роста альтернативных издержек, заключается прежде всего в неполной взаимозаменяемости ресурсов.

Закономерности увеличения альтернативных издержек по мере роста выпуска продукции называется законом возрастания альтернативных издержек. В графическом изображении этот закон находит отражение в том, что кривая трансформации имеет выпуклую форму.

В самом общем виде собственность можно определить, как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируется Конституцией, законами, подправовыми актами. В настоящее время существует экономическая теория прав собственности, создателем которой является Р. Коуз. В своих исследованиях он использует термин «права собственности»:

«Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса – вот что составляет собственность».

Полный пучок прав собственности состоит из 11 элементов:

Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами.

Право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя.

Право управления, т.е. право решать кто и как будет обеспечивать использование благ.

Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ.

Право на суверенитет, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ.

Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации блага и от вреда со стороны внешней среды.

Право на передачу благ.

Право на бессрочность обладания благами.

Запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде.

Право на ответственность в виде взыскания, т.е. право на возмещение взыскания блага и уплату долга.

Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и инструментов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются, как санкционированные обществом, (административными распоряжениями, традициями, обычаями) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ, и касается их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимоотношениях с другими людьми или нести издержки из-за и их несоблюдения.

В рыночной экономике выделяют 2 основные формы собственности: частная и государственная.

Частная собственность делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы не велики по размерам, их собственником являются либо 1 лицо, либо небольшое число лиц. Корпоративные предприятия существуют везде, где технологическая база предполагает образование среднее или крупные производства для чего необходимы крупные капиталы. Эти предприятия существуют в виде товариществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих организаций.

Государственная собственность сосредоточена в ограниченном секторе отраслей, которые малорентабельны или убыточны, что делает их не привлекательными для малого бизнеса. Речь идет, главным образом о социальной сфере. Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций.

Экономические ресурсы имеют своих собственников, которые их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынке ресурсов и получают за это плату в виде дохода.

Рынки факторов производства

Факторы производства – задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.

Виды экономических ресурсов (факторы производства):

1) Природные(земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.

2) Трудовые(труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.

3) Капитал – в форме денег - денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.

4) Предпринимательские способности- способности людей к организации товаров и услуг.

Дохода от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства получают следующие виды доходов:

1) от земли – ренту,

2) от труда – заработную плату,

3) от капитала – процент,

4) от предпринимательских способностей – прибыль.

Несмотря на специфические черты, независимо от того, какие группы ресурсов включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. К числу таких законов относятся:

· во-первых, закон ограниченности, дефицитности ресурсов. Как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы и могли бы и хотели бы выпускать для продажи на рынках:

· во-вторых, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением;

· в-третьих, все ресурсы подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.

Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным (производным) от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ.

Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Спрос фирм на факторы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяется ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется также ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства. В отличие от потребительского спроса, имеющего практически всеобъемлющий, но «розничный» характер, спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа деловых людей, предпринимателей, способных организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг потребительского назначения.

Предприниматели, изучая потребительский спрос, стремятся найти направления для улучшения продукции, ее потребительский свойств, создания новых типов товаров. Одновременно они изучают рынки факторов производства с целью выявить перспективные, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего выпуска, а также определить разницу между существующими ценами ресурсов и будущими ценами еще только планируемой к выпуску новой и перспективной продукции. Разница этих цен и есть будущая ожидаемая прибыль, потенциальная возможность получения дохода.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы, которые в большей или меньшей степени взаимодополняемы или взаимозаменяемы. Труд рабочих может быть частично заменен техникой, и наоборот, дорогостоящая техника может быть заменена дополнительным количеством рабочих. Природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами, если они не нарушают заданных стандартов качества. Ресурсы труда, техники, сырья сопряжены, взаимодополняемы лишь в каждом конкретном производственном процессе. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов, применяемых в данном процессе, вызовет изменение сопряженных с ним ресурсов и факторов.

Таким образом, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы

Предложение факторов производства также имеет существенные особенности. Предложение на рынке факторов производства – это то их количество, которое поступает в сферу купли – продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как:

1) от земли – рента,

2) от труда – заработная плата,

3) от капитала – процент.

Во многом на рынках факторов производства предложение порождается спросом также, как и на рынках обычных потребительских благ.

Рынок труда

В экономической теории рынок труда - это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда.

Неоклассический подход

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие (рис. 1).


Рис. 1. Спрос и предложение на рынке труда: Wc - равновесная заработная плата:Lc - численность нанимаемых работников; S - кривая предложения; Q - кривая спроса

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд (в точке С).

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Они объясняют это тем, что в соответствии с классической теорией совокупное предложение в экономике определяет уровень реального объема производства при полной занятости, а совокупный спрос - уровень цен. Кроме того, согласно неоклассическим представлениям в рыночной экономике существует эластичность соотношения цен и заработной платы. Даже если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы и в результате реальный объем производства, занятость и реальный доход не снизятся (рис.2).


Рис.2. Спрос и предложение в классической теории занятости: Sc- совокупное предложение; Dc- совокупный спрос: Р - цена; Q - реальный объем производства

Согласно классической теории совокупный спрос обычно стабилен, но если бы упал, как показано на рис. 2, с Dc 1 до Dc 2 , то цена быстро бы снизилась с Р 1 до Р 2 В результате временное превышение предложения АВ устраняется и восстанавливается полная занятость в точке С.

Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, а тем более об отсутствии безработицы не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п.

Рынок капитала

Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал, или производственные фонды. Капитал – это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и… Субъектом спроса на капитал является бизнес (предприниматели). Субъект предложения – домашние хозяйства. Говоря о…

Рынок земли.

Природные ресурсы распределены неравномерно. В результате этого различные районы, страны, регионы и даже целые материки имеют разную… Рента как экономическая категория представляет собой доход от природных… Величина земельной ренты зависит как от общественных, так и от природных условий. В сельском хозяйстве величина ренты…

ВОПРОС 2: Спрос, предложение, равновесная цена, понятие эластичности спроса.

Спрос – это количество товаров, которые хотят и могут приобрести покупатели за определённый период времени при всех возможных ценах на этот товар. В… P Действие закона спроса объясняют существованием двух эффектов:

Равновесная цена.

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. При данной равновесной цене Pжелание и готовность покупателей приобрести… Если цена вырастет и станет P, то желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели будут готовы приобрести по…

ВОПРОС 3: Понятие рынка, виды рынка, виды и модели конкуренции. Структура бизнеса, регулирование и дерегулирование.

Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для… Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором… Условия возникновения рынка:

ВОПРОС 4:Теория фирмы: виды издержек, формы прибыли, эффект масштаба, оптимальный выбор производителя.

Различают явные (внешние) и неявные (внутренние, скрытые, альтернативные, вменённые). Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы… Однако фирма может использовать определённые ресурсы, принадлежащие ей самой.… Бухгалтерская прибыль = общая выручка – внешние издержки.

ВОПРОС 5: ВНП, макроэкономические показатели, номинальный и реальный ВНП, индекс цен.

Различия между ВВП и ВНП состоит в следующем: 1) ВВП подсчитывается по территориальному признаку – это совокупность… 2) ВНП– это совокупность стоимости всего объёма продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от…

ВОПРОС 6: Денежная система, банковская система, банковский мультипликатор, кредитно-денежная политика.

Деньги - это стопроцентно ликвидный товар. Ликвидность - это способность товара за короткое время и с наименьшими… Функции денег.

Кредитная система

Финансово-кредитный институт подразделяется на центральные банки, коммерческие банки и специализированные кредитные организации. Основные функции финансово-кредитных институтов 1) Центральный Банк:

Денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор похож на мультипликатор дохода. Пусть норма резерва равна 20% и в банк положили вклад 100000$, 20000$ остается на счету, а… Таким образом, денежный мультипликатор равен единице деленной на норму… m=1/R

Кредитно-денежная политика

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, получила название денежно–кредитной политики. Его главная цель –… МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОПРОС 7:Циклические колебания, инфляция, безработица и их взаимосвязь

Особенностью рыночной экономики является склонность к повторению экономических явлений. Факторы, влияющие на характер цикла и его продолжительность,… - войны, революции и другие политические потрясения; - открытие крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;

ВОПРОС 8: Государственный сектор экономики

Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в… Государственное регулирование сложилось после самого глубокого кризиса 1929…

ВОПРОС 9: Государственный бюджет, налоги, бюджетный дефицит, государственный долг. Фискальная политика.

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального… Бюджет – форма образования, расходования денежных средств, предназначенных для… Взаимосвязь отдельных звеньев бюджетной системы, организацию и принципы её построения принято называть бюджетным…

Связаны: на текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы включают: капитальные вложения в основные фонды, строительство, капитальный ремонт. Расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: - государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства

Фискальная политика государства

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде направлена на стимулирование деловой активности в целях преодоления… Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) имеет целью в… Фискальная политика в краткосрочном периоде сопровождается эффектами мультипликаторов государственных расходов,…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Что такое экономика?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики и прежде всего выяснить, что означает слово «экономика». Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления . Синонимом этого значения является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» (или «экономике» - как принято писать в англоязычных странах) обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах . Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон» , так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, она относится к категории общественных (социальных) наук , как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков. Некоторые из них вы встретите на страницах этого учебника: с их помощью вам будет легче разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности.



Рис. 1.1. Устройство экономики

Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности .

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство (рис. 1.1). Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми) .

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство . И все же главные действующие лица экономики - человек, семья . Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд .

Деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяются решениями, которые принимают люди.

Вот почему

Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики.

Составить более полное представление о проблемах, исследуемых экономической наукой, позволяет рис. 1.2.

Как видим, принято различать:

Микроэкономика
1) экономику семьи (т.е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей, живущих вместе);
2) экономику фирмы (т.е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику региона (т.е. экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут);
4) экономику рынков, факторов производства, товаров и услуг (т.е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
Макроэкономика
5) общеэкономические процессы (т.е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином «микроэкономика», тогда как изучение общеэкономических процессов - забота макроэкономики.

В учебнике вас ждет знакомство именно с тем, как устроена хозяйственная жизнь общества, какие проблемы она порождает и как себя ведут люди, решая эти проблемы.

Основы хозяйственной жизни человечества

Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага , необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа .

Не все блага, впрочем, приходится реально добывать - воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы :

Даровые блага - это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них . А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны .

Даровые блага - блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ , т.е. тех товаров и услуг, объем которых:

Экономические блага - средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей .

То, что люди живут сейчас лучше, чем в древности, достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).

Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало земледелие и научилось обращаться с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли - чрезвычайно развитый механизм объединения (кооперации) усилий ради решения общих задач . Причем самая главная из них - производство все большего объема жизненных благ, т.е. создание условий для улучшения жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.

Принято выделять три основных вида факторов производства :

Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного времени.

Труд - использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ .

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.

Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах .

Говоря о капитале, мы имеем в виду все те факторы производства, которые используются для создания материальных благ или оказания услуг, но не входят в их состав полностью, хотя и могут при этом изнашиваться . Например, при производстве автомобиля металлический лист превращается в его корпус и далее уже использован быть не может. А вот сборочная линия, на которой этот автомобиль собирается, остается в цехе предприятия и после того, как готовый автомобиль с нее съехал. Значит, на этой линии можно собирать автомобили и дальше. Правда, со временем оборудование этой сборочной линии от работы изнашивается все больше, поэтому однажды его придется либо капитально ремонтировать, либо заменить на новое.

Капитал - все виды факторов производства , которые используются для организации производства необходимых людям благ, но не входят в их состав полностью и потому могут быть использованы для изготовления многих единиц благ или оказания многих услуг.

В экономической науке принято различать :

Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически невозможно . Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм , которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Так, по данным переписи населения 2002 г., оказалось, что в России предпринимателей, использующих наемный труд, примерно один миллион человек, что составляет 1,5% занятого населения. Плюс около двух миллионов (3%) - индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату . Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.

В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства - информация . Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю .

Мы можем говорить о разных типах (уровнях) специализации :

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах , выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других .

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более и более сложной.

Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тыс. лет тому назад в результате Великой аграрной революции . Именно тогда люди впервые обнаружили, что возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно больше не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами .

Второе разделение труда: разделение умственного и физического труда в античный период породило науку и искусство.

Ныне же перечни специальностей состоят из тысяч профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

Во-первых , все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, в которых его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен .

Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все больших умений в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность производить блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества .

В-третьих , рост «умелости» позволяет людям тратить на изготовление благ все меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой .

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Производительность - объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного промежутка времени .

Например, производительность труда представляет собой количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.

Так экономика России произвела 905 тыс. иномарок и 311 тыс. Лад и УАЗов. Только 120 тыс. автомобилей собрано по отверточной технологии .

Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.

Экономика в лицах Генри Форд и производительность труда Одним из самых замечательных, Хотя и неоднозначных изобретений человечества в сфере специализации и разделения труда явился конвейер - могучее средство повышения производительности . Его создателем был Генри Форд (1863-1947) - отец массового автомобилестроения, человек талантливый и жесткий. Идея конвейера родилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое. Весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемента системы зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Раньше сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый сборщик за смену (9 час.) собирал около 40 магнето . По новой системе каждый сборщик должен был выполнять лишь одну или две операции (т.е. специализировался в еще большей мере, чем раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), прежде чем заготовка магнето переходила в руки его соседа. Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с 20 мин. до 13 мин. 10 сек . А когда Форд додумался заменить прежний низкий стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин . Легко подсчитать, что производительность труда при этом возросла в 4 раза! Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 час. др 93 мин. , т.е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обеспечило рост производительности труда всего завода Форда. Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в 2 раза, число работников удалось сохранить прежним. Между тем такое же увеличение выпуска в предыдущие годы требовало от Форда и двукратного увеличения числа наемных работников. Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупнейшую автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возможность людям найти новый способ повышения уровня благосостояния. Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпускать свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не оставалось ничего иного, кроме внедрения конвейера и на своих предприятиях.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами :

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. Если использовать дополнительно произведенные одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением.

Осознание этого факта побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносят превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена .

Товар - любое благо (чаще всего материальный предмет), являющееся предметом купли-продажи .

Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности .

Вот почему если кто-то способен изготавливать определенный вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами - уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить .

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговли, т.е. обмена благами в формекупли-продажи товаров и услуг за деньги . Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое - хозяйство страны или планеты в целом . Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги .

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный ассортимент благ.

Страницы экономической истории человечества Как люди учились торговать « Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» Шарль Луи Монтескье (1689-1755), выдающийся французский мыслитель и историк Торговля родилась в незапамятной древности - она даже древнее земледелия. В Европе археологи сумели найти доказательства существования торговли еще 30 000 лет назад, т.е. в эпоху палеолита. Изначально торговля шла между племенами, затем - между народами, жившими далеко друг от друга (так что международная торговля родилась раньше внутренней ). Торговля велась, прежде всего, предметами роскоши (драгоценными и отделочными камнями, редкими породами древесины, пряностями и шелками и т.п. ), и вели ее странствующие торговцы-купцы: арабы, фризы, евреи, саксы, а потом и итальянцы, превратившиеся со временем в одну из ведущих торговых наций мира. Купцы связывали народы и страны друг с другом, становясь попутно и дипломатами, и географами. Со временем в Европе появились даже так называемые торговые города: Венеция, Генуя и прибрежные города Германии, образовавшие Ганзейский союз (Гамбург, Штеттин, Данциг и др.). Торговля сыграла огромную роль в истории человечества. Именно купцы становились инициаторами мореплавания в поисках неведомых земель, где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить, что и у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и дешевле возить в Европу дорогостоящие экзотические пряности . Однако купцы внесли свой вклад в историю не только географических открытий (впрочем, как и пиратства и работорговли), но и рождения промышленности.
Вот что писал об этом Адам Смит: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель... Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить издержки по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине». Так из торговли стали рождаться сначала крупное ремесленное производство, а потом и мануфактуры -.предвестницы нынешних заводов и фабрик.

Даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя и т.д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы - в лучшем случае - удовлетворить лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага :

Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, тогда :

Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1.3).

Рис. 1,3. Экономические часы

И пока циферблат этих часов цел, а стрелки двигаются в нужном направлении, страна богатеет и люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к одному и тому же результату: жить людям становится хуже, наступает кризис .

Это правило относится ко всем странам. Даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют . Например, после окончания Второй мировой войны ряд стран Юго-Восточной Азии совершил гигантский скачок, обогнав по темпам развития своих экономик даже США (рис. 1.4).

Ныне некоторые из этих стран превратились в мощные экономические державы, заметно влияющие на все мировое хозяйство. Между тем природными ресурсами многие из них наделены очень скупо и начинали свой путь в крайней нищете .

Иной пример дает Россия. Ее природные богатства были огромны. Их рациональное использование могло сделать наш народ одним из самых зажиточных в мире. Но несмотря на то что большую часть XX в. Россия, находясь под господством планово-командной системы, тратила свои природные богатства в огромных масштабах, это не обеспечило нашим гражданам высокого уровня благосостояния .

Так, по оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас по уровню богатства лишь на 67-м месте в мире (между Албанией и Боснией) . Отметим, что этот уровень богатства был определен с учетом:

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то даже удержаться на этом малопочетном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан . Ведь если ориентироваться только по экономическому критерию - величине годового продукта страны на душу населения - то Россия (с ее 12 100 долл. дохода на душу населения) вообще оказывается на 81-м месте в мире, чуть обгоняя Коста-Рику, Ботсвану и Мексику .

Решить эту задачу можно единственным способом - овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности . Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира - даже тех, которые обделены природными богатствами. Однако наша экономическая наука еще слишком молода, хотя дело не только в этом . Надо учесть политические, исторические и культурные традиции России.

Сегодня россияне - жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми черноземными почвами - могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии. Между тем это страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоевывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА.

(2 часа)

Структура учебного материала:

    Введение в предмет. Термин «экономика»: его происхождение, сущность, современное значение.

    Базовые экономические понятия.

    Фундаментальные проблемы экономики.

    Экономика как наука, ее характеристика. Категории и законы экономики.

ВОПРОС 1:

Введение в предмет. Термин «экономика»: его происхождение,

сущность, современное значение.

Экономической теории среди социально-гуманитарных дисциплин принадлежит особое место. Это обусловлено тем, что жизнь современно­го человека буквально пронизана и определяется экономикой. Не слу­чайно экономика - единственная область социальных исследований, по которой присуждается Нобелевская премия.

Важность экономики обу­словлена тем, что она обеспечивает наиболее насущные, материальные условия жизни людей. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворенность, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Ее составной частью является экономическая теория – наука, призванная дать людям необходимые знания, на основе которых они и будут осуществлять хозяйственную деятельность, предназначенную для обеспечения их насущных нужд и удовлетворения имеющихся у них потребностей.

Знание экономических принципов и законов помогает людям ориентироваться в сложном и противоречивом мире экономики, придает им уверенность, по­зволяет правильно оценивать сложные экономические явления, процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Приступая к изучению экономической теории, разберемся , в первую очередь, с самим термином «экономика».

Он имеет и греческие, и латинские корни. В дословном переводе на русский язык соединение двух греческих слов («ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон) означает «законы ведения домашнего хозяйства». В экономической литературе термин «экономика» часто трактуется и как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Родоначальником, автором этого популярного, вошедшего практически во все языки мира, слова принято считать древнегреческого ученого Ксенофонта. Более чем за 2,5 тысячи лет истории его существования смысл и значение понятия «экономика» изменились почти до неузнаваемости, но до сих пор, широко используя термины «экономика», «экономический», мы связываем их с хозяйственной деятельностью людей, человеческого общества. Мы связываем их со всем, что происходит в хозяйстве небольшого села, города, страны и даже всего мира в целом.

Современное употребление термина «экономика» многогранно – существует множество самых различных значений этого слова. Обозначим важнейшие из них:

    «Экономика» - это хозяйство, сфера производствен­ной деятельности людей, обеспечивающая их жизнь экономиче­скими благами. Еслирассматривать хозяйство в масштабах отдельной страны, то экономика представляет собой определенные отрасли и виды производства: это конкретные предприятия, транспорт, торговая система и т.д. В данном смысле экономику нужно воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий их существования.

    «Экономика» - это совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления нужных им благ. Часто экономические отношения называют производственными, имея в виду, что первичным в хозяйственной жизни и деятельности людей является именно производство, ведь прежде чем обменять или потребить какой-либо продукт, нужно сначала его произвести.

    «Экономика» - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. Это наука, изучающая различные стороны и аспекты экономических отношений. Это наука о том, как люди добывают и используют необходимую для их жизни пищу, одежду, кров, предметы обихода. Экономика – это наука о хозяйственной деятельности человека, об управлении хозяйством и правилах его ведения. При этом экономическая наука – не одна, а целая система наук, состоящая из экономической теории, которая выступает ядром, общетеоретической основой для других экономических наук, и конкретных экономических знаний , а они, в свою очередь, включают в себя бухгалтерский учет, статистику, менеджмент и многие другие экономические науки. К области конкретных экономических знаний относят и экономику здравоохранения – экономику отдельно взятой, конкретной отрасли, с которой будет связана ваша профессиональная деятельность после завершения обучения в медицинской академии.

Разобравшись в современных значениях термина «экономика», попробуем дать его общее, целостное определение:

Экономика - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми, возникающие в процессе их хозяйственной деятельности.

Чтобы «развести» экономику - науку и практику хозяйствования, в западных странах используют два разных термина: науку обозначают «экономикс», а собственно хозяйственную практику называют привычным для нас словом «экономика».

Поскольку в нашей стране англоязычный термин «экономикс» не прижился, науку экономику у нас принято называть экономической теорией, а экономикой мы называем практику хозяйствования, хозяйство. К хозяйству же, как было сказано, относят все то, что включено в совокупность действий, направленных людьми на получение и использование средств существования, удовлетворение их жизненных потребностей, как сегодняшних, так и предстоящих.

Вот теперь, определившись с термином «экономика» и его важнейшими современными значениями, приступим к рассмотрению вводных, общих вопросов экономики:

Разберем ее базовые, фундаментальные понятия и проблемы;

Дадим краткую характеристику экономической теории (экономике – науке) и реальной (практической) экономике - той хозяйственной системе, которая призвана удовлетворять насущные потребности людей, обеспечивая тем самым их всем необходимым для жизнедеятельности.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то