Хороводная для средней группы. Хороводные игры в детском саду для детей старшей - подготовительной группы

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Цель: формирование умений соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; поддерживать речевое общение.
Задачи:
развивать координацию, ориентацию в пространстве;
развить координацию слов с движениями;
работать над темпом и ритмом речи;
обогащать двигательный опыт детей;
воспитывать желание выразительно двигаться;
быть аккуратным в движениях и перемещениях;
содействовать развитию игровой деятельности;
выполнять действия в определённой последовательности.

СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя
По дорожке Валя шла.
Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:
По дорожке Валя шла,
Валя тапочки нашла.

(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).
Валя тапки примеряла,
Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).
Стала Валя выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши,
На, надень и попляши.

(хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).
Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя
Бабушка Маланья.

Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу
Жили в маленькой избушке в одну сторону,
Семь дочерей, держась за руки.
Семь сыновей,
Все без бровей. Останавливаются
С такими глазами, и с помощью жестов
С такими ушами, и мимики изображают то,
С такими носами, о чем говорится в тексте:
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так…
присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

ОКТЯБРЬ 1-2 неделя
Воевода.

Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!

(Слова народные)
Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

ОКТЯБРЬ 3-4 неделя
Подковка

Звонкою подковкой
Подковали ножку.
Выбежал с обновкой
Ослик на дорожку.
Новою подковкой
Звонко ударял
И свою обновку
Где-то потерял…

Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.

НОЯБРЬ 1-2 неделя
Мы топаем ногами.

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

НОЯБРЬ 3-4 неделя
Сокол.

Пролетал высоко сокол.
Обронил перо в осоку.
Соколиного пера
Не найти нам до утра.
Снова солнышко взойдет –
Ира (Вова) перышко найдет.

Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-ой строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

ДЕКАБРЬ 1-2 неделя
Медведь.

Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!

(И.Токмакова)
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

ДЕКАБРЬ 3-4 неделя
Подарки.

В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:
Принесли мы вам подарки
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

Ребенок выбирает одну из названных игрушек.
Кукла . Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши. (2 раза)

Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.
Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:
Скачет конь наш - цок да цок
Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.
Волчок. Дети кружатся на месте, произнося слова:
Вот как кружится волчок
Прожужжал и на пол лег. (2 раза)
(в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.
Самолет . Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит
Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

ЯНВАРЬ 1-2 неделя
Метелица.

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.
Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

ЯНВАРЬ 3-4 неделя
В льдинку.

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горам.
Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.
Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

ФЕВРАЛЬ 1-2 неделя
Чепена.

Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:
Левой ногой, Чепена Подпрыгивает на левой ноге влево.
Гой, гой, Чепена Отзываются дети и повторяют движения водящего.
Правой ногой, Чепена Подпрыгивает вправо
Гой, гой, Чепена на правой ноге.
Пойдем вперед, Чепена Идет вперед,
Гой, гой, Чепена. подняв вверх руки
Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.
Пойдем назад, Чепена Мелкими шагами идет назад с опущенными руками
Гой, гой, Чепена
Все мы спляшем, Чепена
Кругом, кругом, Чепена

Дети повторяют то же
Начинается танец
Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.
Игру проводят под любую народную мелодию.

ФЕВРАЛЬ 3-4 неделя
Бабка Ежка.

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка,
Костяная ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.

Пошла на базар –
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

МАРТ 1-2 неделя
Каблучок.

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.
1 - идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

МАРТ 3-4 неделя
Колпачок.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
Колпачок, колпачок,
Маленькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили
(грозят пальцем)
Мы тебя кормили (грозят другой рукой)
На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)
Выбирай, кого захочешь,
Поклониться не забудь
Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)
Игра повторяется с другим ребенком.

АПРЕЛЬ 1-2 неделя
Родничок.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!

По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

АПРЕЛЬ 3-4 неделя
Грушка.

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы посадим грушку – вот, вот!
Пускай наша грушка растет, растет!
Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;
Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;
Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!
Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!
А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться).
На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.
Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.
Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

МАЙ 1-2 неделя
Березка.

Дети становятся в круг и поют:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-

«березка» изображает шум листьев, движение веток, - она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор:
А осенью корни у березки усыхают,
листочки опадают!

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

МАЙ 3-4 неделя
Пчёлы.

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные

На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,
то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл
удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,
не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за
ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

ИЮНЬ 1-2 неделя
Гуси и волк.

Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой - «мамку», все остальные - «гуси».
«Мамка» переговаривается с «гусями»:
-Гуси, мои гуси,
А где, гуси, были?
-А мы были в поле,
На синем на море.
-Кого, гуси, видели?
-А серого волка.
Унес волк гусенка,
«волк» выбегает их хоровода.
Вместо поросенка, «Гуси» становятся в ряд,
За ручку, за ножку, обхватывая друг друга за пояс.
За белый рукавчик! Впереди встает «мамка».
«Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему - она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит:
-Гуси, мои гуси,
Щиплите волка!
Да гоните:
По мхам, по болотам,
По крутым оврагам!

«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

ИЮНЬ 3-4 неделя
Огородник и воробей.

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) - это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок - «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:
Воробей маленький.
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют
Уж век воробышку не лётывать,
В огороде ягод не клёвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек,
А ты, серенький, садись во кружочек.
Не пора ли тебе встать и полетать,
В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и отдают все орехи.

ИЮЛЬ 1-2 неделя
Каравай.

Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною
Одного нет у нас (имя одного из играющих)
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий,
Этакий широкий,
Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

ИЮЛЬ 3-4 неделя
Дедушка Водяной.

Дедушка Водяной
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.
Вариант для девочки:
Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

АВГУСТ 1-2 неделя
Лето.

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.
По лужайке,
Босиком,
Солнышком согрето,
За цветистым мотыльком
Пробежало лето.
Искупалось в реке,
круг останавливается
Полежало на песке, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук («мельница»).
Загорело, Лето выбегает за круг
Пролетело и присаживается за кем-либо
И исчезло вдалеке. из играющих
В.Данько
С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

АВГУСТ 3-4 неделя
Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,
надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до
самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за
руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать,
Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей,
стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова
Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

Уважаемые педагоги , приближается летняя пора. Наши дети большее количество времени будут проводить на воздухе. Поэтому, я вам рекомендую взять на вооружение хороводные игры, которые скрасят досуг и доставят массу впечатлений детям

Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.

Немного истории

Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Также они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству. Содержание первых хороводных игр раскрывалось в сюжете песни, которую исполняли участники, передвигавшиеся по кругу. Такие песни могли рассказывать о любви парня и девушки, крестьянской работе, злой мачехе, охотнике, который ранил или убил зверя, зайке, воробушке или об оленихе, потерявшей своих детенышей. Движения, как правило, были незамысловатыми и полностью подчинялись ритму песни, которую исполняли участники хоровода. Главные исполнители находились в центре круга. Они вели диалог с участниками, двигающимися по кругу. Иногда содержание песни раскрывалось при помощи пантомимы.

В большинстве случаев хороводные игры исполнялись девочками. Хотя мальчики часто становились участниками хороводов в 14-15 лет. В таком возрасте они уже считали себя юношами и начинали больше интересоваться девушками. Недаром восточные славяне называли хороводом молодёжные игры, сопровождаемые особенным общим танцем. Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры.

Для чего нужны хороводные игры?

В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.

Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.

Опытные воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах. Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.

Как проводить хороводные игры?

Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.

Чтобы лучше понять все особенности хороводных игр рассмотрим пример.

Им послужит игра «Шапка аиста»:

  • До начала игры нужно выбирать аиста и ребенка с шапкой аиста.
  • Затем дети становятся в круг, держась за руки. Аист становится в центре круга. Его руки должны быть сложены за спиной. Ребенок с шапкой остается за кругом.
  • Дальше дети начинают ходить по кругу. Аист также ходит внутри круга, но в противоположную сторону. Важно, чтобы он высоко поднимал ноги, искал шапочку и пел: «Я над речкою гулял, здесь я шапку потерял, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.
  • Ребенок, находящийся за кругом и держащий в руках шапку, ходит и поет: «Я на речку пришел, здесь я шапочку нашел, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.
  • Когда песня заканчивается, все останавливаются. Ребенок с шапкой говорит: «Попробуй, догони, свою шапку отними!». Как только он скажет эти слова, дети поднимают соединенные руки, образуя проход, через который пробегают ребенок и аист. Когда аист догоняет ребенка, то надевает шапку и танцует с пойманным участником внутри круга.
  • После этого аист остается в кругу и выбирается другой ребенок с шапкой. Если же аист не сумел поймать ребенка, то водящий становится аистом. Затем игра повторяется.

Существует ещё много примеров хороводных игр, которые пригодятся как родителям дошкольников, так и воспитателям детских садов.

Игры – хороводы для детей младшего возраста.

Дети и петух.

Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

Кошка и мышка.

Цели: Обучение детей четкому произношению слов.

Развитие двигательной активности.

«Ходит Васька – беленький

Хвост у Васьки серенький

Только мышки заскребут

Чуткий Васька тут как тут».

С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой.

Колпачок.

Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок - «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

Игры – хороводы для детей среднего возраста.

Затейники.

Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям

2. Воспитание внимательности.

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте

Дружно вместе

Сделаем вот так»

Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

Подарки

Один ребенок – «именинник» встает в центре круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:

Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

Ребенок в центре должен «выбрать» один из этих подарков и сказать об этом остальным. Если называет коня, то дети скачут, если волчка – то кружатся, если куклу – то пляшут, если самолет – то разводят руки в стороны, словно крылья. После этого выбирается новый «именинник».

На самом деле выбор «подарков» этим может не ограничиваться. Можно называть любые подарки.

Флажок.

Эта игра очень простая и необходимая. Она формирует у ребенка навыки самопрезентации.

Дети становятся по кругу, а один ребенок встает в середине и держит в руках флаг. Дети идут по кругу и приговаривают:

Дети стали в кружок,
Выйди, (имя ребенка), в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, (имя ребенка), флажок.
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними.

Ребенок, чье имя назвали, выходит в центр круга и принимает флажок от стоящего там ребенка. Последний присоединяется к ребятам в круге.

Смысл в том, чтобы ребенок, держащий флажок, ходил с ним ритмично и красиво.

Игры – хороводы для детей старшего возраста

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Воспитание желания активно участвовать в играх.

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

Карусель.

Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

Воспитание интереса к хороводным играм.

«Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз - два, раз - два

Вот и кончилась игра!»

Затем сменить направление и продолжить игру.

Тишина.

Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

2. Воспитание дисциплинированности.

«Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши

Засыпайте малыши».

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

«Ваня - Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя - «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

Метелица.

Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия.

«Мели, мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели - мели, засыпай

И в мешочки набивай»

На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

Заря - зарница.

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

«Заря - зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

Чурилки

Цели: Развитие звукового восприятия.

Воспитание активности, интереса к игре.

«Трынцы - брынцы. Бубенцы

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет

Того жмурка не поймает».

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки.

Капуста

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова.

Воспитание двигательной активности.

«Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

Музыкальный руководитель Золотухина М.Е.

Хороводная игра по рассказу Л. Пантелеева «Карусели»

Дети ходят по кругу.

Дети:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише!

Деревцо растет все вы-ыше!

(Дети раскачиваются из стороны в сторону, поднимают руки вверх, показывают, как растет дерево.)

Дети поворачиваются лицом друг к другу. Хлопают в ладоши друг друга, громко говорят:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети работают веслами.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой на лошадь сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети скачут верхом.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в машину сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети крутят баранку.)

Карусели, карусели!

В самолет с тобой мы сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети разводят руки в стороны и «летят».)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в ракету сели

И по-е-ха-ли!..

(Руки находятся над головой, кончики пальцев соединены. Дети присели. «Полетели!»)

Дети берутся за руки и ходят по кругу в одну сторону, затем в другую.

Дети:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише,

Деревцо растет все выше!

Хороводная игра по русской народной сказке «Петушок-золотой гребешок»

Действующие лица:

Дети ходят по кругу, держась за руки.

В центре круга — петушок.

Лиса подходит к кругу.

Лиса:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

(Дети останавливаются. Петушок выходит из круга. Лиса хватает петушка и уводит.)

Петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!

Выходят кот и дрозд, отнимают петушка. Кот, дрозд, петушок пляшут в кругу. Дети хлопают. Кот и дрозд выходят из круга. Приходит лиса.)

Лиса:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

(Дети хлопают. Петушок молчит.)

Лиса:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Куры клюют,

Петухам не дают...

(Дети поднимают руки вверх, петушок выглядывает из круга.)

Петушок: Ко-ко-ко! Как не дают?

(Лиса хватает петушка и уводит в сторону.)

Петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!

(Выходят кот и дрозд, забирают петушка. Кот, дрозд и петушок пляшут в кругу, дети хлопают. Дрозд и кот уходят из круга. Приходит лиса.)

Лиса:

Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры клюют,

Петухам не дают....

(Дети поднимают руки, петушок выглядывает из круга. Лиса хватает петушка.)

Петушок:

Ой, спасите, помогите,

От лисы меня спасите!

(Лиса уводит петушка в другой конец зала. В круг заходят кот и дрозд.)

Кот и Дрозд:

Где же Петя-петушок,

Золотой гребешок?

Масляна головушка,

Шелкова бородушка?

Дети:

Забрала его лиса,

Унесла за леса,

За быстрые реки,

За высокие горы!

Кот и Дрозд : Мы идем его спасать.

(Дети идут друг за другом по залу, впереди кот и дрозд, останавливаются.)

Я на гуслях поиграю,

Здесь лиса в лесу, я знаю.

(Выходят лиса и петушок. Кот играет на гуслях.)

Дрозд: Вот она, скорей лови!

(Лиса убегает. Ее догоняют.)

Кот : Лишних слов не говори!

Лиса:

Отпустите, отпустите!

Вот вам Петя, заберите!

(Персонажи игры и дошкольники идут по кругу, останавливаются.)

Дети:

Вот и сказочке конец,

Кто играл, тот молодец!

Мы потопаем чуть-чуть (топают),

Мы похлопаем чуть-чуть (хлопают)\

Петушок (садится на пол):

Дайте Пете отдохнуть!

От лисы я так устал!

Я в свой терем побежал!

(Петушок убегает. Дети стоят в кругу, выставляют одну ногу вперед, затем другую.)

Дети:

Долго-долго мы играли,

Мы устали, мы устали.

(Дети садятся на корточки, голову склоняют набок и «засыпают».)

Хороводная игра по мотивам белорусской народной песни «Перепёлочка»

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Перепелочка — девочка-дошкольница — стоит в центре круга. Перепелочка кружится и машет платочком.

Дети:

Наша перепелка старенькая стала.

Ты ж моя родная перепелочка!

Перепелочка качает головой из стороны в сторону, держится за голову руками.

Дети:

А у перепелки болит головка.

Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,

Ты ж моя родная перепелочка!

Дети повторяют движения перепелочки.

Дети:

А у перепелки заболели ножки.

Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,

Ты ж моя родная перепелочка!

Перепелочка наклоняется, показывая на ножки, дети повторяют за ней.

Дети:

А у перепелки маленькие детки.

Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,

Ты ж моя родная перепелочка!

Перепелочка показывает, какие маленькие у нее детки. Дошкольники хлопают в ладоши.

Дети:

А у перепелки спинка заболела.

Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,

Ты ж моя родная перепелочка!

Перепелочка держится за спину, дети повторяют за ней и качают головой.

Дети:

Поиграй же с нами, перепелка.

Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,

Ты ж моя родная перепелочка!

Дети протягивают к перепелочке руки, дотрагиваются до нее.

Дошкольники приглашают перепелочку в хоровод и ходят по кругу.

Хороводная игра по мотивам украинской народной песни «Журавель»

Дети идут по кругу в одну сторону, потом в другую. Журавель стоит в кругу, делает поклоны. Затем ставит руки на пояс, выставляет одну ногу, затем другую, приседает, встает, выставляет одну ногу, затем другую. Дети хлопают. Дети:

Повадился журавель, журавель

На бабину конопель, конопель.

Такой,такой журавель,

Такой, такой зобастый,

Такой, такой носастый,

Такой, такой длинный

Конопельку щиплет.

Дети идут дробным шагом, сужают круг, подходят к журавлю, возвращаются назад. Журавель держится за голову руками. Движения повторяют два раза.

Дети:

Уж я того журавля изловлю,

Сетью крылья обовью, обовью.

Такой, такой журавель,

Такой, такой зобастый,

Такой, такой носастый,

Такой, такой длинный

Конопельку щиплет.

Дети идут по кругу в одну сторону, потом в другую. Берут журавля за руку, заводят в круг.

Дети:

Чтоб он больше не летал, не летал,

Конопельку не щипал, не щипал.

Такой, такой журавель,

Такой, такой зобастый,

Такой, такой носастый,

Такой, такой длинный

Конопельку щиплет.

Дети хлопают в ладоши, кружатся: у мальчиков руки на поясе, девочки держатся за юбки. В конце игры дети кланяются друг другу русским поклоном.

Хороводная игра по мотивам белорусской народной песни «Савка и Гришка»

Дети идут по кругу в одну сторону, затем в другую. Останавливаются, подпрыгивают на месте, хлопают в ладоши 4 раза.

Дети:

Савка и Гришка сделали дуду,

Савка и Гришка сделали дуду.

Из круга выходят два мальчика и имитируют игру на дудочке. Дети повторяют за ними движения.

Дети:

Громко ребята в дуду заиграли,

Дедушке старому спать помешали.

Дуду, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

Выходит дедушка — мальчик-дошкольник, в руках у него трость. Дед держится за спину, ходит в кругу, машет тростью. Дети водят хоровод, останавливаются, меняют направление.

Дети:

А старый дед на них закричал,

Шалунам на двери палкой показал.

Дуду, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

Дуду, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

Дед машет тростью. Дошкольники останавливаются, поднимают руки вверх, ребята Савка и Гришка разбегаются. Дед опирается на трость, пытается танцевать, делает несколько движений, хватается за спину, становится в круг к дошкольникам.

Дети:

Савка и Гришка шмыгнули во двор,

Важно там уселись прямо на забор.

Дуду, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

Дети идут по кругу в одну сторону, затем в другую. Останавливаются, поднимают руки вверх, Савка и Гришка забегают в центр круга. Дети опускают руки.

Дети:

Оба позабыли недавнюю беду,

Раздувая в щеки, дуют во дуду.

Дуду, ДУДУ, ДУДУ, ДУДУ, ай дуду, дуду.

Дуду, дуду, дуду, дуду, ай дуду, дуду.

Савка и Гришка садятся на пол в центре круга и имитируют игру на дудочке, дошкольники повторяют за ними.

Хороводная игра по мотивам польской народной песни «Охотничья шуточная»

Дети идут по кругу. Зайчик стоит в кругу и скачет. За кругом крадется собака. Собака пытается проникнуть в круг, дети не пускают.

Дети:

Вышел зайчик в поле погулять,

Свеженькой капустки пощипать.

За кусточком сидя,

Он собак увидел,

Сразу скок — наутек!

Собака проникает в круг, гонится за зайчиком, зайчик убегает. Дети топают ногами.

Дети:

А за ним охотники бегут,

Их собаки страшные ведут.

Грянул громкий выстрел,

Только зайка быстрый

Всех надул — обманул!

Зайчик выбирает дошкольника (коня.) Взявши его за плечи, скачет по кругу. Дети хлопают.

Дети:

Видит зайка — конь стоит у пня,

Прыгнул зайка ловко на коня.

Конь перепугался,

По полю помчался

Напрямик — в тот же миг.

Конь возвращается в круг. Зайчик танцует в кругу, грозит пальцем собаке. Дети повторяют за ним.

Дети:

Зайчик до сих пор в лесу живет

И всегда охотникам поет:

«Ай, ай, ай, как стыдно,

Не поймать вам, видно,

Ни коня, ни меня».

Зайчик становится в круг и вместе с детьми водит хоровод.

Хороводная игра по мотивам русской народной песни «Во поле береза стояла»

Дети ходят друг за другом по кругу, в правой руке держат платочки, машут ими над головой. В центр круга заходит девочка в русском сарафане — береза.

Она кланяется дошкольникам 2 раза, дошкольники кланяются ей в ответ.

Дети:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стояла.

Дети берутся за руки и ходят по кругу, идут переменным шагом. Меняют направление. Береза кружится и машет платочком.

Дети:

Некому березку заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати,

Люли, люли, заломати.

Дети идут дробным шагом, сужают круг. Береза и дети кланяются друг другу. Дети возвращаются назад.

Дети:

Я пойду, пойду погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю,

Люли, люли, заломаю.

Дети берутся за руки и ходят по кругу, идут приставным шагом. Меняют направление. Береза ставит руки на пояс и наклоняется из стороны в сторону.

Дети:

Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка,

Люли, люли, три гудочка.

Дети останавливаются и вместе с березой машут платочками влево, вправо.

Дети:

А четвертую — балалайку,

А четвертую — балалайку,

Люли, люли, балалайку,

Люли, люли, балалайку.

В центр круга выходит мальчик с балалайкой и играет на ней. Дети и береза хлопают.

Дети:

Стану в балалайку играти,

Стану в балалайку играти.

Люли, люли, играти,

Люли, люли, играти.

Мальчик и береза танцуют. Мальчик садится на одно колено, береза кружится вокруг него и машет платочком. Дети ходят по кругу.

Хороводная игра по мотивам латвийской народной песни «Ай-я, жу-жу»

Дети стоят, взявшись за руки, по кругу. Медвежонок стоит в кругу, раскачивается из стороны в сторону, потягивается, зевает, протирает глаза.

Дети:

Ай-я, жу-жу, медвежонок, ай-я, жу-жу,

Ты не плачь, не плачь спросонок, жу-жу (2 раза).

Дети присели на корточки, положили руки под щечки. Закрыли глаза, имитируют сон. Медвежонок качает головой.

Дети:

Дремлют сосны, дремлют ели, ай-я, жу-жу,

Малыши легли в постели, жу-жу (2 раза).

Дети встают, берутся за руки и идут по кругу. Дети останавливаются, кружатся через левое плечо, затем через правое. Медвежонок хлопает.

Дети:

Скоро спать все звезды лягут, ай-я, жу-жу,

Принесет нам мама ягод, жу-жу (2 раза).

Медвежонок и дети берутся за руки и идут по кругу в обратном направлении.

Дети:

Принесет нам меду папа, ай-я, жу-жу,

Спи, малыш мой косолапый, жу-жу (2 раза).

Дети присели на корточки, положили руки под щечки. Закрыли глаза, имитируют сон.

Хороводная игра по мотивам русской народной песни «Скок-поскок»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу в одну сторону, затем в другую. Дрозд (мальчик-дошкольник) в центре круга. Дети останавливаются и подпрыгивают на месте. Дрозд выбирает из круга девочку и танцует с ней, дети хлопают.

Дети:

Скок, скок-поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Игра повторяется несколько раз.

Мариам Папикьянц
Картотека хороводных игр

Карточка №1

«Каравай»

Цель игры : Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай :

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

Карточка №2

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

Карточка №3

«Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

движения по тексту

Карточка №4

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря :

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.

Карточка №5

«Большая карусель»

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца : «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель» . Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова :

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Карточка №6

«Пузырь»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Раздувайся пузырь

раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся

он летел, летел, летел

Да за веточку задел

ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» . Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»

Карточка №7

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают :

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит : «Дождь прошел. Солнышко светит» . Игра повторяется.

Карточка №8

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят :

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Карточка №9

«Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Дети встали в кружок

увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок

Движения : дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

Карточка №10

«Ходит Ваня»

Цель : учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова : Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Карточка №11

«Зайка»

Цель : Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Зайка, зайка, что с тобой

ты совсем сидишь больной

встань, попрыгай, попляши.

твои ножки хороши .

Движения : Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

Карточка №12

«Колпачок»

Цель : учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили» , круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.

Карточка №13

«Мы матрешки»

Цель игры : Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают :

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

Карточка №14

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова :

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел ,

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Карточка №15

«Кружок»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения :

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Карточка №16

«Снежок»

На мотив («как на тоненький ледок» )

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

Карточка №17

«Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(подносят пальчики к голове, шевелят ими)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть (хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал! (убегают на места)

Карточка №18

«Огородная хороводная »

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь» , «лук» , «капуста» , «шофер» . Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

Выходит «морковь» , пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте :

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

(2 раза)

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук» , по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют :

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» поют :

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют :

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют :

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай увози наш урожай.

Картотека хороводных игр в средней группе

«Каравай»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
Карточка №2
«Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
Карточка №3
«Заинька»

Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.

Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.

Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.

Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.

Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
движения по тексту
Карточка №4
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе,
Сделаем вот так! »
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель или ребёнок, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.
Карточка №5
«Большая карусель»
Цель игры: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

«Пузырь»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»

«Солнышко и дождик»
Дети идут по кругу и проговаривают:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

«Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:
«Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет»
С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

«Флажок»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.
Дети встали в кружок
увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать
выйди, Саша в кружок,
Возьми Саша флажок
Движения: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

«Ходит Ваня» Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка, посреди кружочка.
«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка
По окончанию песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей.
Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется

«Зайка»
Цель:
Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.
Зайка, зайка, что с тобой
ты совсем сидишь больной
встань, попрыгай, попляши.
твои ножки хороши.
Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

«Колпачок»
Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.

«Мы матрешки»
Цель игры: Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали, побежали все мы по дорожке.

«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Кружок»
Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо
А затем пойдем налево
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

«Снежок»
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)
Будем прыгать веселей (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(подносят пальчики к голове, шевелят ими)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (убегают на места)

«Огородная хороводная»
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу. Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай, увози наш урожай!

«Заинька»
Заинька, походи, серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
движения по тексту

«Гуси летят»
Цель: слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.
Содержание: дети, сидят за столом, ставят на него указательные пальцы. Ведущий говорит:
- Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.
- Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.
- Утки летят!
- Летят!
- Мухи летят!
- Летят!
- Воробьи летят!
- Летят!
- Щуки летят!
Увлекшись, дети часто отвечают:
- Летят!
И поднимают вверх руки.
Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит:
- Не летят! Не летят!
\

«Солнечные зайчики»
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.
Содержание: взрослый с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот- левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

«Веселые музыканты»
Дети стоят в кругу – «музыканты»; «скрипач», «балалаечник», «барабанщик» - выходят из круга и садятся на стульчик; в центре круга стоят – 4-5 «зайцев». Дети берутся за руки и поднимают их вверх, через получившиеся «воротца» входит «скрипач» («балалаечник», «барабанщик»), поет:
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
На последние слова «зайцы» приседают на корточки. «Скрипач» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «балалаечника» и поют:
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди–брень!
«Зайцы» танцуют. Дети идут по кругу, затем останавливаются и поют, хлопая в ладоши:
Пляшут зайцы на лужайке,
Тренди-брень, тренди–брень!
«Балалаечник» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «барабанщика» и поют:
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум, тра-та-там!
«Зайцы» услышав последние слова, имитируют испуг, дети поднимают руки вверх, изображая «кусты» и поют:
В страхе зайцы разбежались
По кустам, по кустам!
«Зайцы» прячутся за кусты. «Барабанщик» продолжает играть.
Карточка №23
«Кто у нас хороший?»
Дети стоят в кругу, поют и хлопают в ладоши. «Ванечка» выходит на середину круга:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
«Ванечка» едет на лошади, машет плеточкой.
На коня садится, конь завеселитсяПлеточкой помашет – конь за ним запляшет.
«Ванечка» ходит за детьми, стоящими в кругу, поднимая ноги (как бы «едет» на коне шагом).
Мимо сада едет, садик зеленеет
Цветы расцветают, птички распевают
«Ванечка» возвращается в круг, подходит к «Олечке». По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей.
К дому подъезжает, со коня слезает
Со коня слезает, Олечка встречает.

«Мы на луг ходили»
Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)
Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под щеки показывают как кон спит:
Задремал на кочке зайчик в холодочке.
Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)
Дети имитируют игру на дудочках. «Зайчик» спит.
Разбудить хотели в дудочки дудели:
Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)
Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане:
Зайку мы будили, в барабаны били:
Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)
Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:
Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –
Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)
По окончании игры, выбирается новый «зайка».
Игру можно проводить не более 2-3х раз

«На лесной полянке»
Дети стоят в кругу, с ними вместе стоят дети, изображающие «зайца», «медвежонка», «лягушат». «Заяц» выскакивает на середину круга. Дети идут по кругу и поют:
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит
Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та!
имитируют игру на барабане, а «заяц» возвращается в круг Выходит «медвежонок». Дети идут по кругу и поют:
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать, топать начал он спросонок
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ!
танцует, все повторяют эти движения Выскакивают «лягушата», дети поют:
Лягушата делают зарядку
Пляшут, пляшут весело вприсядку!
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква!
все пляшут в присядку, возвращаются в круг

Дети идут по кругу и поют:
Стало пусто сразу на полянке.
Звонко, звонко дождик барабанит:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Останавливаются и хлопают в ладоши, изображая стук дождя.

«Васька - кот»
Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 5-6 «мышей». «Мыши» идут за круг, а «кот» - в середину круга и выполняет движения по тексту песни. Дети берутся за руки и ходят вправо и влево по кругу, поют:
Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький.
Ходит Васька-кот.
Сядет, умывается,
Лапкой утирается, песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька-кот, серых мышек ждет…
По окончании песни дети поднимают руки, образуя «ворота». «Кот» начинает ловить «мышей», пробегая в «ворота». Игра заканчивается, когда все «мыши» будут пойманы.
Мышки, мышки, вам беда,
Не бегите никуда! Всех поймает кот!

«Веселятся все игрушки»
Дети стоят в кругу и, подпевая воспитателю, выполняют движения, о которых поется в песне, или придумывают их на слова «пляшут куклы Таня с Ваней» и «танцевать пошли матрешки».
Барабанят барабаны:
Тра-та-та, тра-та-та!
Пляшут Куклы Таня с Ваней, -
Что за красота!
Танцевать пошли матрешки
Шире круг, шире круг
Вместе хлопнули в ладошки:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Забренчали погремушки
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!
Веселятся все игрушки
Целый день, целый день!

«Выходи, подружка»
Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – «солист» пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой «солист»:
Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
Нас в кружок приглашай
И меня выбирай!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то