Презентация родительского собрания адаптация пятиклассников. Родительское собрание «Особенности адаптации пятиклассников» - презентация

Название: Адаптация пятиклассников (презентация для родительского собрания в 5 классе ).
Сухорученкова Наталия Николаевна
Год: 2010
Страниц: 20
Формат: ppt (zip)
Размер: 5,4 Мб
Качество: отличное
иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих.

Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток — это ребенок, становящийся взрослым.

Направления работы школьного психолога: адаптация пятиклассников, адаптация десятиклассников.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Презентация для родительского собрания в 5 классе «Адаптация пятиклассников» — содержание:

    • Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»
    • Возрастные особенности младшего подростка:
    • Какими должны быть пятиклассники?
    • Критерии готовности к обучению в средней школе
    • Вопросы родителям
    • Возникающие проблемы
    • Признаки успешной адаптации
    • Признаки дезадаптации
    • Возможные реакции
    • Опросник «Чувства в школе»
    • Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью
  • Чем можно помочь?
  • Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя
  • Способы преодоления тревожности
  • «Открытое письмо родителям»

Предпросмотр презентаций:

Скачать презентацию «Адаптация пятиклассников» для родительского собрания в 5 классе:

с Depositfiles

1 слайд

2 слайд

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Задачи: - ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; - выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

3 слайд

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

4 слайд

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

5 слайд

1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей

6 слайд

2. изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

7 слайд

3. отсутствие контроля Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. - Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи- ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

8 слайд

4. пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

9 слайд

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

10 слайд

Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей) Помните: От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

11 слайд

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям. Здоровье Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

12 слайд

Результаты анкетирования в 5 классе 1.Тебе нравится в школе? Нравится- 100% (8 уч) 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу? Иду с радостью- 37%(3 уч.) Бывает разное – 63%(5 уч.) 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу ли остался дома? Пошёл бы в школу – 76% (6 уч.) Не знаю -12%(1 уч.) Остался бы дома- 12%(1 уч.) 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Не нравится – 88% (7 уч) Бывает разное – 12%(1 уч.) 5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Не хотел бы – 64% (5 уч) Хотел бы – 12 % (1 уч.) Не знаю – 24 % (2 уч.) 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Не хотел бы – 88% (7 уч.) Не знаю- 12% (1 уч.)

13 слайд

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? Часто- 88% (7 уч) Редко – 12% (1 уч.) 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Хотел бы -12% (1 уч.) Не хотел бы – 76% (6 уч) Точно не знаю – 12% (1 уч.) 9.У тебя в классе много друзей? Много – 88%(7 уч.) Мало- 12 % (1 уч.) 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Нравятся – 100% (8 уч.)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Подготовила: Практический психолог Домбровская Анна Владимировна

2 слайд

Описание слайда:

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

3 слайд

Описание слайда:

Что такое адаптация??? Адаптация – приспособление организма к новым условиям среды.

4 слайд

Описание слайда:

1)удовлетворенность ребенка процессом обучения; 2)ребенок легко справляется с программой; 3)степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; 4)удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки успешной адаптации:

5 слайд

Описание слайда:

Признаки дезадаптации: 1)усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; 2) нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; 3)стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; 4)нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 5)жалобы на те или иные события, связанные со школой; 6)беспокойный сон; 7)трудности утреннего пробуждения, вялость; 8)постоянные жалобы на плохое самочувствие.

6 слайд

Описание слайда:

1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей

7 слайд

Описание слайда:

2. изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников.

8 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

9 слайд

Описание слайда:

3. отсутствие контроля Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

10 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? 1) Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых 2) Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. 3)Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. 4) Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). 5)Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

11 слайд

Описание слайда:

4. пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала.

12 слайд

Описание слайда:

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию. Чем можно помочь?

Родительское собрание в 5 классе

Адаптация

пятиклассников


Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»


Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?


5 класс


Вопросы родителям:

  • Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  • Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Сравнительная таблица

4 класс

5 класс

предметов

1 0

предметов

часа

часов

учителя

учителей

часа

часа

Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.


Много учителей

Новые виды домашних заданий

Увеличения числа предметов

Кабинетной системы

Изменения в школьной жизни пятиклассника


Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • новый классный руководитель;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей;

«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.


Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Опросник «Отношение к учебным предметам». Предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение.

Предмет

Русский язык

Изучаю

с интересом

Равнодушен

Литература

Не люблю

Английский язык

Математика

Природоведение

Технология

Физическая культура


  • Школа для меня (путь к знанию, домик, где я получаю много знаний, как дом, второй дом)
  • В школе я (пытаюсь работать активно, люблю разговаривать с друзьями, ходить в другие классы, чувствую себя хорошо, испытываю себя, проверяю свои знания, учусь, общаюсь с друзьями, узнаю много нового, стаю образованным человеком, получаю большое количество знаний и мне это нравится, люблю учиться)
  • Больше всего в школе мне (заниматься на уроках, нравится изучать математику, литературу, физкультуру, нравятся разные уроки, нравятся перемены)
  • Учителя меня (уважают, хвалят, не ругают, не орут, не обижают, учат и радуют новостями, иногда ругают, не очень хвалят, но иногда я их удивляю)
  • В классе я чувствую себя (комфортно и уютно, хорошо, лучше, чем в остальных классах, уютно, как дома)
  • В классе у меня много (учителей, друзей, одноклассников, подруг)

  • Тебе нравится в школе?

Не очень (2 человека)

Нравится (8 человек)

Не нравится


2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется часто остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному (10 человек)

Иду с радостью


3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Не знаю (4 человека) - остался бы дома (1 человек) - пошел бы в школу (5 человек)


4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится - бывает по-разному (8 человек) - нравится (2 человека)


5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы (5 человек) - не хотел бы - не знаю (5 человека)


6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю (1 человек) - не хотел бы (6 человек) - хотел бы (3 человека)


7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто (7 человек) - редко (3 человека) - не рассказываю


8.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

Точно не знаю (5 человек) - хотел бы - не хотел бы (5 человек)


9.У тебя в классе много друзей?

Мало (1 человек) - много (9 человек) - нет друзей


Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

  • У тебя это не получится
  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.
  • Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

Создание благоприятной семейной атмосферы

(памятка для родителей)

  • От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви…

Р. Рождественский

1 слайд

Психолого-педагогический консилиум "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы" Педагог-психолог АОУ школа №9 Кравчук О.Ю.

2 слайд

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

3 слайд

Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

4 слайд

Критерии готовности к обучению в средней школе: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

5 слайд

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

6 слайд

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

7 слайд

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

8 слайд

Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

9 слайд

Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

10 слайд

Чем можно помочь? Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

11 слайд

Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

12 слайд

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

13 слайд

Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе.

14 слайд

«Открытое письмо родителям» Дорогие _________________________________________________________________ Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________. Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________. Иногда я _______________________________________________________________________. Самый интересный для меня предмет _______________________________________________. А ещё я ________________________________________________________________________. Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________ _______________________________________________________________________________. Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________ _______________________________________________________________________________. Больше всего я хочу _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________. А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________. Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________ _______________________________________________________________________________. А наш классный руководитель _______________________________________________. Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________ _______________________________________________________________________________. Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________ _______________________________________________________________________________. В 5 классе меня удивило ______________________________________________ _______________________________________________________________________________. Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________ _______________________________________________________________________________. Жаль, но меня торопят _______________________________________________. Крепко ______________________________________________. Дата _________________ Имя __________________

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то