Pma индекс гигиены. Индексы состояния полости рта методы оценки зубных отложений

Индексы, используемые при стоматологическом обследовании. Индексы в стоматологии

Один из основных индексов (КПУ) отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К означает количество кариозных зубов, П — количество пломбированных зубов, У — количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма этих показателей дает представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека.

Выделяют три вида индекса КПУ:

  • КПУ зубов (КПУз) — число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;
  • КПУ поверхностей (КПУпов) — число поверхностей зубов пораженных кариесом;
  • КПУпол — абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.

Для временных зубов используют следующие показатели:

  • кп — число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;
  • кп — число пораженных поверхностей;
  • кпп — количество кариозных полостей и пломб.

Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. У детей при смене зубов применяют сразу два индекса: кп и КПУ. Для определения общей интенсивности заболевания суммируют оба показателя. КПУ от 6 до 10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 — умеренной, 1-2 — низкой.

Эти индексы не дают достаточно объективной картины, так как имеют следующие недостатки:

  • учитывают и вылеченные, и удаленные зубы;
  • могут со временем только возрастать и с возрастом начинают отражать бывшую в прошлом заболеваемость кариесом;
  • не позволяют учитывать самые начальные кариозные поражения.

К серьезным недостаткам индексов КПУз и КПУпов относится их недостоверность при увеличении поражений зубов за счет образования новых полостей в леченых зубах, возникновения вторичного кариеса, выпадения пломб и тому подобное.

Распространенность кариеса выражают в процентах. Для этого количество лиц, у которых найдены те или иные проявления кариеса зубов (кроме очаговой деминерализации), делят на общее количество обследованных в данной группе и умножают на 100.
Для того, чтобы оценить распространенность кариеса зубов в том или другом регионе или сравнить величину этого показателя в разных регионах, используют следующие оценочные критерии уровня распространенности среди 12-летних детей:
УРОВЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ
НИЗКИЙ - 0-30%
СРЕДНИЙ - 31 - 80%
ВЫСОКИЙ - 81 - 100%
Для оценки интенсивности кариеса зубов используют следующие индексы:
а) интенсивность кариеса временных (молочных) зубов:
индекс кп (з) — сумма зубов, пораженных нелеченным кариесом
и пломбированных у одного индивидуума;
индекс кп (n) — сумма поверхностей, пораженных нелеченным
кариесом и пломбированных у одного индивидуума;
Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов кп(з) и кп(п) в группе обследуемых, следует определить индекс у каждого обследованного, сложить все значения и полученную сумму разделить на количество человек в группе.
б) интенсивность кариеса постоянных зубов:
индекс КПУ(з) — сумма кариозных, пломбированных и удаленных
зубов у одного индивидуума;
индекс КПУ (п) — сумма всех поверхностей зубов, на которых
диагностирован кариес или пломба у одного индивидуума. (Если
зуб удален, то в этом индексе считают его за 5 поверхностей).
При определении данных индексов не учитывают ранние формы кариеса зубов в виде белых и пигментированных пятен.
Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов для группы, следует найти сумму индивидуальных индексов и разделить ее на количество обследованных в данной группе.
в) оценка интенсивности кариеса зубов среди популяции.
Для сравнения интенсивности кариеса зубов между различными регионами или странами используют средние значения индекса КПУ.

Индекс CPITN применяется в клинической практике для обследования и мониторинга состояния пародонта . Этот индекс регистрирует только те клинические признаки, которые могут подвергнуться обратному развитию (воспалительные изменения десны, о которых судят по кровоточивости, зубной камень), и не учитывает необратимые изменения (рецессию десны, подвижность зубов, потерю эпителиального прикрепления). CPITN «не говорит» об активности процесса и не может быть использован для планирования лечения.

Главное преимущество индекса CPITN — простота, скорость определения, информативность и возможность сопоставления результатов. Потребность в лечении определяется на основании следующих критериев.

КОД 0 или Х означает, что необходимости в лечении данного пациента нет.
КОД 1 указывает, что данному пациенту необходимо улучшить гигиеническое состояние полости рта.
КОД 2 указывает на необходимость профессиональной гигиены и устранения факторов, способствующих задержке зубного налета.
КОД 3 указывает на необходимость гигиены полости рта и кюретажа, что обычно уменьшает воспаление и снижает глубину кармана до значений, равных или меньших 3 мм.
КОД 4 иногда можно успешно вылечить с помощью глубокого кюретажа и адекватной гигиены полости рта. Требуется комплексное лечение.

Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) используется для оценки тяжести гингивита. Существует несколько видов этого индекса, но наибольшее распространение получил индекс РМА в модификации Parma. Количество зубов (при сохранении целостности зубных рядов) учитывается в зависимости от возраста: 6 - 11 лет - 24 зуба, 12 - 14 лет - 28 зубов, 15 лет и старше - 30 зубов. В норме индекс РМА равен нулю.

Насколько хорошо пациент следит за гигиеной полости рта помогает определить Гигиенический индекс Федорова-Володкиной. Индекс рекомендуется применять для оценки гигиенического состояния полости рта у детей до 5-6 лет. Для определения индекса обследуют губную поверхность шести зубов. Окрашивают зубы с помощью специальных растворов и оценивают присутствие зубного налета. Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда. Расчет индекса складывается из значений, полученных для каждого компонента индекса с делением на количество обследованных поверхностей, с последующим суммированием обоих значений.

Также распространен индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) . Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов. Расчет индекса проводят, определяя код для каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка. Затем суммируют коды для всех обследованных зубов и делят полученную сумму на число зубов:

Для оценки состояния прикуса используется стоматологический эстетический индекс , который определяет положение зубов и состояние прикуса в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном направлениях. Его применяют с 12-летнего возраста.

Обследование проводят визуально и с помощью пуговчатого зонда. Индекс включает в себя определение следующих компонентов:

  • отсутствие зубов;
  • скученность в резцовых сегментах;
  • промежуток в резцовых сегментах;
  • диастема;
  • отклонения в переднем отделе на верхней челюсти;
  • отклонения в переднем отделе на нижней челюсти;
  • переднее верхнечелюстное перекрытие;
  • переднее нижнечелюстное перекрытие;
  • вертикальная передняя щель;
  • передне-заднее соотношение моляров.

Стоматологический эстетический индекс позволяет проанализировать каждый из компонентов индекса или сгруппировать их по аномалиям зубных рядов, прикусу.

Распространенность кариеса выражают в процентах. Для этого количество лиц, у которых найдены те или иные проявления кариеса зубов (кроме очаговой деминерализации), делят на общее количество обследованных в данной группе и умножают на 100.

Для того, чтобы оценить распространенность кариеса зубов в том или другом регионе или сравнить величину этого показателя в разных регионах, используют следующие оценочные критерии уровня распространенности среди 12-летних детей:

Уровень интенсивности

НИЗКИЙ - 0-30% СРЕДНИЙ - 31 - 80% ВЫСОКИЙ - 81 - 100%

Для оценки интенсивности кариеса зубов используют следующие индексы:

а) интенсивность кариеса временных (молочных) зубов:
индекс кп (з) — сумма зубов, пораженных нелеченным кариесом и пломбированных у одного индивидуума;

индекс кп (n) — сумма поверхностей, пораженных нелеченным кариесом и пломбированных у одного индивидуума;

Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов кп(з) и кп(п) в группе обследуемых, следует определить индекс у каждого обследованного, сложить все значения и полученную сумму разделить на количество человек в группе.

б) интенсивность кариеса постоянных зубов:

индекс КПУ(з) — сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов у одного индивидуума;

индекс КПУ (п) — сумма всех поверхностей зубов, на которых диагностирован кариес или пломба у одного индивидуума. (Если зуб удален, то в этом индексе считают его за 5 поверхностей).

При определении данных индексов не учитывают ранние формы кариеса зубов в виде белых и пигментированных пятен.
Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов для группы, следует найти сумму индивидуальных индексов и разделить ее на количество обследованных в данной группе.

в) оценка интенсивности кариеса зубов среди популяции.
Для сравнения интенсивности кариеса зубов между различными регионами или странами используют средние значения индекса КПУ.

Методы оценки гигиены полости рта. Индексы состояния полости рта

Методы оценки зубных отложений

Индекс Федорова-Володкиной (1968) до недавнего времени широко применялся в нашей стране.

Гигиенический индекс определяют по интенсивности окраски губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором, оценивают по пятибалльной системе и рассчитывают по формуле:К ср =(∑К u )/n

где К ср . - общий гигиенический индекс очистки; К u - гигиенический индекс очистки одного зуба; n - количество зубов.

Окрашивание всей поверхности коронки означает 5 баллов; 3/4 - 4 балла; 1/2 - 3 балла; 1/4 - 2 балла; отсутствие окрашивания - 1 балл. В норме гигиенический индекс не должен превышать 1.=

Индекс Грина-Вермиллиона (Green, Vermillion, 1964).Упрощенный индекс гигиены полости рта (OHI-S) заключается в оценке площади поверхности зуба, покрытой налетом и/или зубным камнем, не требует использования специальных красителей. Для определения OHI-S исследуют щечную поверхность 16 и 26, губную поверхность 11 и 31, язычную поверхность 36 и 46, перемещая кончик зонда от режущего края в направлении десны.

Отсутствие зубного налета обозначается как 0 , зубной налет до 1/3 поверхности зуба - 1 , зубной налет от 1/3 до 2/3 - 2 , зубной налет покрывает более 2/3 поверхности эмали - 3 . Затем определяется зубной камень по такому же принципу.

Формула для расчета индекса.OHI - S=∑(ЗН/n)+∑(ЗК/n)

где n - количество зубов, ЗН - зубной налет, ЗК - зубной камень.

Индекс Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1967) учитывает толщину налета в придесневой области на 4-х участках поверхности зуба: вестибулярная, язычная, дистальная и мезиальная. После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды. Если к кончику зонда не прилипает мягкое вещество, индекс налета на участке зуба обозначается как - 0. Если визуально налет не определяется, но становится видимым после движения зонда - индекс равен 1. Бляшка толщиной от тонкого слоя до умеренного, видимая невооруженным глазом оценивается показателем 2. Интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубного промежутка обозначается как 3. Для каждого зуба индекс вычисляется делением суммы баллов 4-х поверхностей на 4.

Общий индекс равен сумме показателей всех обследованных зубов, деленной на их количество.

Индекс зубного камня (CSI) (ENNEVER и соавт., 1961). Определяется над- и поддесневой зубной камень на резцах и клыках нижней челюсти. Дифференцировано исследуются вестибулярная, дистально-язычная, центрально-язычная и медиально-язычная поверхности.

Для определения интенсивности зубного камня используется шкала от 0 до 3 для каждой исследуемой поверхности:

0 - нет зубного камня

1 - определяется зубной камень меньше чем 0.5мм ширины и/или толщины

2 - ширина и/или толщина зубного камня от 0.5 до 1мм

3 - ширина и/или толщина зубного камня более 1мм.

Формула для расчета индекса: ИнтенсивностьЗК=(∑кодов_всех_поверхностей)/n_зубов

где n - число зубов.

Индекс Рамфьерда (S. Ramfjord, 1956) как часть периодонтального индекса предполагает определение зубного налета на вестибулярных, язычных и небных поверхностях, а также апроксимальных поверхностях 11, 14, 26, 31, 34, 46 зубов. Метод требует предварительного окрашивания раствором бисмарка коричневого. Оценка в баллах производится следующим образом:

0 - отсутствие зубной бляшки

1 - зубная бляшка присутствует на некоторых поверхностях зуба

2 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины зуба

3 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины.

Индекс вычисляют путем деления общей суммы баллов на количество обследованных зубов.

Индекс Нави (I.M.Navy, E.Quiglty, I.Hein, 1962).Подсчитывают индексы окраски тканей в ротовой полости, ограниченной губными поверхностями передних зубов. Перед исследованием рот ополаскивают 0.75% раствором основного фуксина. Подсчет проводят следующим образом:

0 - отсутствие бляшки

1 - бляшка окрашивалась лишь у десневой границы

2 - выражена линия бляшки на десневой границе

3 - десневая треть поверхности покрыта бляшкой

4 - 2/3 поверхности покрыты бляшкой

5 - больше чем 2/3 поверхности покрыты бляшкой.

Индекс высчитывали в переводе на среднее число на один зуб одного субъекта.

Индекс Турески (S.Turesky, 1970).Авторы использовали систему подсчета Quigley-Hein на губных и язычных поверхностях всего ряда зубов.

0 - отсутствие бляшки

1 - отдельные пятна бляшки в пришеечном районе зуба

2 - тонкая непрерывная полоса бляшки (до 1 мм) в пришеечной части зуба

3 - полоса бляшки шире 1мм, но покрывает менее 1/3 коронки зуба

4 - бляшка покрывает больше 1/3, но меньше 2/3 коронки зуба

5 - бляшка покрывает 2/3 коронки зуба или больше.

Индекс Арним (S.Arnim, 1963) при оценке эффективности различных процедур гигиены полости рта определял количество бляшки, присутствующей на губных поверхностях четырех верхних и нижних резцов, окрашенных эритрозином. Этот район фотографируют и проявляют с увеличением в 4 раза. Очертания соответствующих зубов и окрашенных масс переводят на бумагу и эти участки определяют планимером. Затем вычисляют процент поверхности, покрытой бляшкой.

Индекс эффективности гигиены (Podshadley, Haby, 1968) требует применения красителя. Затем проводится визуальная оценка щечных поверхностей 16 и 26, губных - 11 и 31, язычных - 36 и 46 зубов. Обследуемая поверхность условно делится на 5 участков: 1 - медиальный, 2 - дистальный 3 - серединно-окклюзионный, 4 - центральный, 5 - серединно-пришеечный.

0 - отсутствие окрашивания

1 - имеется окрашивание любой интенсивности

Индекс рассчитывается по формуле:PHP=(∑кодов)/n

Клинические методы оценки состояния десны

Индекс PMA (Schour, Massler). Воспаление десневого сосочка (Р) оценивают как 1, воспаление края десны (М) - 2, воспаление слизистой оболочки альвеолярного отростка челюсти (А) - 3.

При суммировании оценок состояния десны у каждого зуба получают индекс РМА. При этом число обследуемых зубов пациентов в возрасте от 6 до 11 лет составляет 24, от 12 до 14 лет - 28, а с 15 лет - 30.

Индекс РМА вычисляют в процентах следующим образом:

РМА = (сумма показателей х 100) : (3 х число зубов)

В абсолютных числах РМА = сумма показателей: (число зубов х 3).

Десневой индекс GI (Loe, Silness) . У каждого зуба дифференцировано обследуют четыре участка: вестибулярно-дистальный десневой сосочек, вестибулярная краевая десна, вестибулярно-медиальный десневой сосочек, язычная (или небная) краевая десна.

0 - нормальная десна;

1 - легкое воспаление, небольшое изменение цвета слизистой десны, легкая отечность, нет кровоточивости при пальпации;

2 - умеренное воспаление, покраснение, отек, кровоточивость при пальпации;

3 - резко выраженное воспаление с заметным покраснением и отеком, изъязвлениями, тенденцией к спонтанным кровотечениям.

Ключевые зубы, у которых обследуется десна: 16, 21, 24, 36, 41, 44.

Для оценки результатов обследования сумма баллов делится на 4 и на количество зубов.

0.1 - 1.0 - легкий гингивит

1.1 - 2.0 - гингивит средней тяжести

2.1 - 3.0 - тяжелый гингивит.

В периодонтальном индексе PI (Russell) состояние десны и альвеолярной кости вычисляется индивидуально для каждого зуба. Для подсчета используется шкала, в которой воспалению десны отводится относительно низкий показатель, и сравнительно больший - резорбции альвеолярной кости. Индексы каждого зуба суммируются, а результат делится на число зубов в полости рта. Результат показывает периодонтальный индекс пациента, который отражает относительный статус заболевания периодонта в данной полости рта без учета вида и причин заболевания. Среднее арифметическое индивидуальных индексов обследованных пациентов характеризует групповой или популяционный показатель.

Индекс болезни периодонта - PDI (Ramfjord, 1959) включает оценку состояния десны и периодонта. Исследуются вестибулярные и оральные поверхности 16, 21, 24, 36, 41, 44 зубов. Учитывается зубной налет и зубной камень. Глубина зубо-десневого кармана измеряется граддированным зондом от эмалево-цементного соединения до дна кармана.

ИНДЕКС ГИНГИВИТА

0 - отсутствие признаков воспаления

1 - легкое или умеренное воспаление десны, не распространяющееся вокруг зуба

2 - воспаление десны средней тяжести, распространяющееся вокруг зуба

3 - тяжелый гингивит, характеризующийся выраженным покраснением, отечностью, кровоточивостью и изъязвлением.

ИНДЕКС БОЛЕЗНИ ПЕРИОДОНТА

0-3 - определяется десневой желобок не глубже цементно-эмалевого соединения

4 - глубина десневого кармана до 3 мм

5 - глубина десневого кармана от 3 мм до 6 мм

6 - глубина десневого кармана более 6 мм.

CPITN (ВОЗ) - комплексный периодонтальный индекс нуждаемости в лечении применяется для оценки состояния периодонта взрослого населения, для планирования профилактики и лечения, определения потребности в стоматологическом персонале, анализа и совершенствования лечебно-профилактических программ.

С целью определения показателя используется периодонтальный зонд специальной конструкции, имеющий на конце шарик диаметром 0.5мм и черную полоску на расстоянии 3.5мм от кончика зонда.

У лиц старше 20 лет исследуют периодонт в области шести групп зубов (17/16, 11, 26/27, 37/36, 31, 46/47) на нижней и верхней челюстях. Если в названном секстанте нет ни одного индексного зуба, то в этом секстанте осматриваются все сохранившиеся зубы.

У молодых людей в возрасте до 19 лет исследуют 16, 11, 26, 36, 31, 46 зубы.

Регистрация результатов исследования проводится согласно следующим кодам:

0 - здоровая десна, нет признаков патологии

1 - после зондирования наблюдается кровоточивость десны

2 - зондом определяется поддесневой зубной камень; черная полоска зонда не погружается в десневой карман

3 - определяется карман 4-5мм; черная полоска зонда частично погружается в зубо-десневой карман

4 - определяется карман более 6мм; черная полоска зонда полностью погружена в десневой карман.

Комплексный периодонтальный индекс - КПИ (П.А. Леус). У подростков и взрослых исследуют 17/16, 11, 26/27, 31, 36/37, 46/47 зубы.

Обследование пациента производится в стоматологическом кресле при адекватном искусственном освещении. Используется обычный набор зубоврачебных инструментов.

При наличии нескольких признаков регистрируется более тяжелое поражение (более высокий балл). В случае сомнения, предпочтение отдается гиподиагностике.

КПИ индивидуума рассчитывается по формуле: КПИ=(∑кодов)/n

где n - число обследованных зубов.

Индекс для оценки зубного налета у детей раннего возраста (Э.М. Кузьмина, 2000г.)

Для оценки количества зубного налета у маленького ребенка (от прорезывания временных зубов до 3 лет) осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта. Оценку проводят визуально или с помощью стоматологического зонда.

Количество налета необходимо определять даже в случае, если в полости рта ребенка присутствуют всего 2-3 зуба.

Коды и критерии оценки:

  • 0 - нет налета
  • 1 - налет присутствует

Расчет индивидуального значения индекса осуществляется по формуле:

Зубной налет = количество зубов, имеющих налет / количество зубов в полости рта

Интерпретация индекса

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ИНДЕКС по Федорову-Володкиной (1971 г.)

Для определения индекса обследуют губную поверхность шести зубов: 43, 42, 41, 31, 32, 33

Окрашивают указанные зубы с помощью специальных растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина и оценивают присутствие зубного налета с помощью следующих кодов:

1 - зубной налет не выявлен;

2 - окрашивание одной четверти поверхности коронки зуба;

3 - окрашивание половины поверхности коронки зуба;

4 - окрашивание трех четвертей поверхности коронки зуба;

5 - окрашивание всей поверхности коронки зуба.

Для оценки зубного налета, присутствующего у данного пациента, складывают коды, полученные при осмотре каждого из окрашенных зубов, и сумму делят на 6.

Для получения средней величины гигиенического индекса в группе детей складывают индивидуальные значения индекса для каждого ребенка и сумму делят на количество детей в группе.

УПРОЩЕННЫЙ ИНДЕКС ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (ИГР-У), (OHI-S), J.C. Green, J.R. Vermillion (1964)

Индекс позволяет раздельно оценить количество зубного налета и зубного камня.

Для определения индекса обследуют 6 зубов:

16, 11, 26, 31 - вестибулярные поверхности

36, 46 - язычные поверхности

Оценка зубного налета может проводиться визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина).

0 - зубной налет не выявлен;

1 - мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба, или наличие любого количества окрашенных отложений (зеленых, коричневых и др.);

2 - мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба;

3 - мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 поверхности зуба.

КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУБНОГО КАМНЯ

Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда.

0 - зубной камень не выявлен;

1 - наддесневой зубной камень, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба;

2 - наддесневой зубной камень, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба, или наличие отдельных отложений поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;

3 - наддесневой зубной камень, покрывающий более 2/3 поверхности зуба, или значительные отложения поддесневого камня вокруг пришеечной области зуба.

Расчет индекса складывается из значений, полученных для каждого компонента индекса с делением на количество обследованных поверхностей суммированием обоих значений.

Формула для расчета:

ИГР-У = СУММА ЗНАЧЕНИЙ НАЛЕТА / КОЛИЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТЕЙ + СУММА ЗНАЧЕНИЙ КАМНЯ / КОЛИЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТЕЙ

Интерпретация индекса

Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) Podshadley, Haley (1968)

Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов:

16, 26, 11, 31 - вестибулярные поверхности;

36, 46 - язычные поверхности.

В случае отсутствия индексного зуба можно обследовать соседний, но в пределах одноименной группы зубов. Искусственные коронки и части фиксированных протезов обследуют так же, как и зубы.

Обследуемая поверхность каждого зуба
условно делится на 5 участков

  1. медиальный
  2. дистальный
  3. срединно-окклюзионный
  4. центральный
  5. срединно-пришеечный

КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУБНОГО НАЛЕТА

0 - отсутствие окрашивания

1 - выявлено окрашивание

Расчет индекса проводят, определяя код для каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка. Затем суммируют коды для всех обследованных зубов и делят полученную сумму на число зубов.

Индекс рассчитывается по следующей формуле:

РНР = СУММА КОДОВ ВСЕХ ЗУБОВ / КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ ЗУБОВ

Сохранить в соцсетях:

Минерализованные отложения: а пелликула а наддесневой зубной камень б зубная бляшка б поддесневой зубной камень в мягкий зубной налет г пищевые остатки детрит Пелликула зуба это приобретенная тонкая органическая пленка которая сменяет...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практических занятий.№ 8 – 9

по разделу

IV семестр).

Тема: Мягкий зубной налет, бляшка, их значение, определение. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной, по Пахомову, Грина-Вермиллиона, OHI - S , Синлес-Лоу. О пределение, подсчет, показатели нормы.

Цель: Научить студентов распознавать и определять с использованием качественных и количественных методик неминерализованные зубные отложения.

Место занятий: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук, растворы для выявления зубного налета при определении индекса гигиены.

Продолжительность занятия: по 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы, красители.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. Подробно разбирается состав, расположение распознавание и значение неминерализованных зубных отложений (по классификации Пахомова). Разбираются методы количественной оценки зубных отложений (индекс гигиены Федорова-Володкиной, индекс гигиены Пахомова, Грина-Вермиллиона, OHI - S , Синлес-Лоу).

Преподавателем на одном из студентов показываются приобрётенные структуры полости рта и методы их распознавания. Проводится оценка гигиенического состояния полости рта при помощи индекса гигиены Федорова-Володкиной. Далее студентами самостоятельно проводится определение и оценка гигиены полости рта. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

В литературе до настоящего времени не существует единой терминологии, объективно характеризующей приобретенные структуры. Под одним и тем же названием существуют разные структурные образования (Jenkins , 1966г, Schroeder , 1969г.). На наш взгляд, наиболее объективная группировка приобретенных структур отражена в классификации Г.Н. Пахомова (1982г.), согласно которой они объединены в две большие группы:

  1. Неминерализованные зубные отложения: 2. Минерализованные отложения:

а) пелликула а) наддесневой зубной камень

б) зубная бляшка б) поддесневой зубной камень

в) мягкий зубной налет

г) пищевые остатки (детрит)

  1. Пелликула зуба — это приобретенная тонкая органическая пленка, которая сменяет

врожденную насмитовую оболочку, покрывающую зуб после его прорезывания. Пелликула является одновременно минерализованным и неминерализованным образованием, структурным элементом поверхностного слоя эмали и может быть удалена лишь с помощью сильных абразивов (Леонтьев И.К., Петрович К.А., 1976г.). Пелликулу трудно выявить невооруженным глазом, на ее поверхности быстро колонизируют бактерии и образуется зубная бляшка.

  1. Зубная бляшка – это бесцветное образование, которое располагается над пелликулой

зуба. Обнаружить ее можно только при специальном окрашивании. Бляшка не смывается и практически не удаляется при чистке зубов. Ее можно соскоблить лишь экскаватором или гладилкой, т.е. специальным стоматологическим инструментарием. Именно в зубной бляшке происходит активная жизнедеятельность микроорганизмов, сопровождаемая кислотообразованием, ферментативной активностью и другими процессами метаболизма микроорганизмов. Нередко после удаления бляшки можно обнаружить участок деминерализованной эмали с измененным тусклым цветом.

  1. Мягкий зубной налет можно увидеть без специальных красящих растворов. Налет

осаждается на поверхность зубов, пломб, камня, и на десну. Особо большое количество налета наблюдается на зубах, неправильно расположенных в зубном ряду. Мягкий налет может образовываться на ранее очищенных зубах в течение нескольких часов даже в то время, когда пища не принимается.

Налет может быть смыт струей воды, но требуется механическая чистка для того, чтобы обеспечить его полное удаление. Ранее считалось, что налет состоит из застоявшегося пищевого детрита, но в настоящее время установлено, что белое вещество является конгломератом микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, смеси слюнных протеинов и липидов с частичками пиши или без них. Мягкий зубной налет в отличие от бляшки не имеет постоянной внутренней структуры. Его раздражающее действие на десну связано с бактериями и продуктами их жизнедеятельности. Установлено, что токсичность налета для экспериментальных животных сохраняется и после разрушения бактериального компонента кипячением.

В связи с гигиеной полости рта, приемом пиши, особенно твердой и плотной, часть налета с поверхности зубов и десен постоянно удаляется, однако он быстро образуется вновь. За время своего пребывания в полости рта с налетом происходит ряд качественных сдвигов. Он со временем «стареет» и этот процесс сопровождается усиленной минерализацией. Поэтому частично минерализованный налет следует рассматривать как давний и его наличие является показателем плохой гигиены полости рта.

Выявление зубных отложений

Препарат для окраски

Методика окраски

Приобретаемая окраска

Стойкость окраски

Йод кристаллический -1г,

Тампоном

Разные оттенки коричневого цвета

Нестойкая

калия йодид - 2 г,

вода дистиллированная-

40 мл

-//-

-//-

-//-

Фуксин основной - 1.5 г,

спирт этиловый 70 % - 25 г

15 капель на 1/4 стакана воды, полоскание 30 сек.

Красная

Стойкая

Таблетки эритрозина

Разжевать

-//-

-//-

1% раствор метиленового синего

Тампоном

Синяя

-//-

Определение гигиенического состояния полости рта

Гигиенический индекс

Методика

Оценка, баллы

Расчет индекса

Федорова-Володкиной

А) количественная оценка

1 балл – нет окрашивания

2 балла –

Окрашивание

до 1/4 коронки зуба

3 балла – до 1/2 коронки зуба

4 балла – до 3/4 коронки зуба

5 баллов — более 3/4 коронки зуба

ИГ=

1,1 - 1,5 - хороший

1,6 – 2,0 – удовлетворительный

2,1 - 2,5 – неудовлетворительный

2,6 - 3,4 - плохой

3,5 - 5,0 - очень плохой

Б) качественная оценка

Раствором Шиллера - Писарева вестибулярную поверхность 31, 32, 33, 41, 42, 43 зубов

1 балл – отсутствие окрашивания,

2 балла – слабое окрашивание,

3 балла - интенсивное окрашивание

ИГ=

Пахомова

Окрашивание раствором Шиллера –

Писарева вестибулярных поверхностей 11, 16, 21, 26 и 31, 32, 33, 36, 41, 42, 43, 46 зубов.

1 - нет окрашивания,

2 - окрашивание 1/4 коронки зуба,

3 - до 1/2,

4 - до 3/4,

5 - более 3/4 поверхности коронки зуба

ИГ=

Грина-Вермиллиона

(налёта)

Окрашивание вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

0 - нет окрашивания,

1 - окрашивание до 1/3 коронки зуба,

2 - до 2/3,

3 - более 2/3 коронки зуба

ИЗН=

Упрощенный индекс гигиены Грина-Вермиллиона (ИГР-У ) или (OHI - S )

Оценка зубного налета (ЗН) и зубного камня (ЗК) проводится визуально или с помощью окрашивания специальными растворами вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

Индекс зубного налета (ИЗН )

0 – отсутствие;

2 – от 1/3 до 2/3;

Индекс зубного камня (ИЗК )

0 – отсутствие;

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности коронки зуба;

2 – от 1/3 до 2/3;

3 – более 2/3 поверхности коронки зуба.

ИГР-У=

Силнес-Лоу

Учитывается толщина зубной бляшки зондом без окрашивания

0 - налет у шейки зуба зондом не определяется,

1 - налет глазом не виден, но на кончике зонда, если провести им у шейки зуба, виден комочек налета,

2 - налет виден глазом,

3 - интенсивное отложение налета на поверхности зуба, в межзубных промежутках и над десневым краем.

ГИ=

Индекс Грина-Вермиллиона

Коды и критерии оценки зубного налета (ЗН):

0 – зубной налет не выявлен;

1 – зубной налет, покрывающий до 1/3 коронки зуба;

2 - зубной налет, покрывающий от 1/3 до 2/3 поверхности коронки зуба;

3 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности коронки зуба.

Интерпретация индекса:

Показатель ИЗН

Уровень гигиены

0,0 - 0,6

хороший

0,7 – 1,8

удовлетворительный

1,9 -3,0

плохой

Упрощенный индекс Грина-Вермиллиона (ИГР-У или OHI-S)

Оценка зубного налета (ЗН) проводится визуально или с помощью окрашивания специальными растворами вестибулярных поверхностей 11, 16, 26, 31 и язычных поверхностей 36, 46 зубов.

Коды и критерии оценки зубного налета (ЗН) :

0 – зубной налет не выявлен;

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности коронки зуба;

2 – зубной налет покрывает от 1/3 до 2/3 поверхности коронки зуба;

3 – зубной налет покрывает более 2/3 поверхности коронки зуба.

Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда.

Коды и критерии оценки зубного камня (ЗК):

0 – зубной камень не выявлен;

1 - наддесневой зубной камень покрывает 1/3 поверхности коронки зуба;

2 - наддесневой зубной камень покрывает от 1/3 до 2/3 или наличие отдельных отложений поддесневого камня;

3 - наддесневой зубной камень покрывает более 2/3, наличие поддесневого камня.

Расчет индивидуального значения индекса осуществляют по формуле:

ИГР-У =

Значения:

∑ЗН – сумма значения зубного налета;

∑ЗК – сумма значений зубного камня;

6 – число обследуемых зубов.

Интерпретация индекса:

Показатель ИГР-У

Уровень гигиены

0,0 - 1,2

хороший

1,3 – 3,0

удовлетворительный

3,1 – 6,0

плохой

(Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. / Учеб. пособие //Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997 – С.39-40.)

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Расскажите классификацию приобретенных структур (по Пахомову).
  2. Каково происхождение пелликулы, состав и клиническое значение.
  3. Что такое зубная бляшка.
  4. Расскажите о мягком зубном налете. В чем его отличие от зубной бляшки.

Схема ориентировочной основы действия –

распознавания, оценки и удаления зубных отложений

Неминерализованные зубные отложения

1. Пищевые остатки

Видны при осмотре

Располагаются в ретенционных местах, легко удаляются при движении губ, языка, щек, полоскании.

2. Мягкий зубной налёт

Виден при осмотре

а) цвет

Желтый или серовато-белый

б} консистенция

Липкий

в) локализация

Осаждается на поверхности зубов, пломб, камня, десны. Может быть смыт струей воды, полностью удаляется при чистке зубов, ватным тампоном с антисептиками.

3. Зубная бляшка

При осмотре не видна, можно обнаружить только, при специальном окрашивании (раствором Шиллера-Писарева, эритрозина, метиленового синего, основного фуксина).

а) цвет

бесцветное образование

б) консистенция

мягкая, не смывается и практически не удаляется при чистке зубов , ее можно соскоблить экскаватором или гладилкой.

в) локализация

накапливается над десной и под десной на поверхностях зубов, протезов, на зубном камне, в основном в местах ретенции.

4. Пелликула зуба

Видна при окрашивании раствором эритрозина

Тонкая органическая пленка, покрывающая весь зуб, может, быть удалена только с помощью сильных абразивов.

Ситуационные задачи

  1. У больного Б. при окрашивании раствором Люголя коронки 43, 42, 33, окрасились на 1/4; коронки 41, 31 на 1/2. Подсчитайте индекс гигиены.
  2. У больного С. индекс гигиены равен 3,0 балла оцените гигиеническое состояние полости рта.
  3. Индекс гигиены по Федорову-Володкиной 2,3 балла. Оцените гигиеническое состояние полости рта.

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16512. Транспортный индекс, как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса (на основании опыта создания первого в России экономического индикатора, основанного на данных ОАО «Российские железные дороги» – КАРГО-индекс) 74.07 KB
Конспект доклада на тему: Транспортный индекс как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса на основании опыта создания первого в России экономического индикатора основанного на данных ОАО Российские железные дороги – КАРГО-индекс Во многих странах мира оперативные итоги деятельности транспортного сектора являются одним из наиболее значимых элементов систем индикаторов состояния и развития национальных экономик. При создании КАРГО-индекса была поставлена задача рационального сочетания двух факторов: выбор...
3278. Определение грамматики 52.91 KB
Грамматики представляют собой наиболее распространенный класс описаний языков. При описании грамматики необходимо начать с определения алфавита языка, который задается как набор допустимых терминальных символов
13195. Определение жизни 21.94 KB
Опарин много занимавшийся проблемой происхождения жизни на Земле. Конечно обмен веществ есть существеннейший атрибут жизни. однако вопрос о том можно ли сводить сущность жизни прежде всего к обмену веществ является спорным.
121. Обособленное определение и приложение 8.95 KB
Но приложения более самостоятельны в предложении чем определения обладают большей предикативной силой: существительное выполняя роль составного сказуемого легко становится приложением сохраняя в известной мере предикативную функцию. Обособляется распространенное приложение выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному же существительному; такие приложения как правило постпозитивны в препозитивном положении они встречаются редко. Нераспространенное приложение относящееся к нарицательному...
9260. Определение емкости рынка 27.12 KB
Емкость рынка показывает сколько товара может потребить рынок в конкретный период времени при конкретных условиях т. при определенной цене на товар экономической ситуации в стране конъюнктуре рынка и маркетинговых усилиях продавцов. При изменении конкретных условий меняется и емкость рынка.
8393. Структура. Определение структур 18.78 KB
В самом начале изучения языка С мы с Вами познакомились с понятием типы данных. Сегодня мы попробуем расширить это понятие. Дело в том, что помимо стандартных типов программист может создавать свои собственные составные типы данных под названием структуры. Именно они и будут являться темой нашего занятия.
11222. Здоровье: понятие и определение 6.37 KB
Её обеспечивает исторический период развития индивидуального сознания человека возрастающая значимость всех сторон его благополучия его здоровья. Медицинские исследования здоровья дали возможность выявить гамму промежуточных состояний между здоровьем и болезнью индивида которые стали объединяться в качестве третьего состояния. Сошлемся даже на авторитет Абу Али ибн Сины который в Каноне врачебной науки отмечал наличие у человека трех различных состояний: кроме здоровья и болезни он выделял третье промежуточное состояние не здоровье и...
144. Определение согласованное и несогласованное 7.65 KB
Согласованные определения выражаются прилагательными причастиями местоименными прилагательными порядковыми числительными: Твоя радость и горе – радость и горе для меня Гончаров. Значение согласованного определения как второстепенного члена предложения определяется лексическим значением слова которым оно выражено. В современном русском языке наиболее употребительны определения выраженные качественными и относительными прилагательными.
1282. Определение и сущность религии. Христианство 2.18 MB
Определение и сущность религии. Теоретическое религиоведение включает философские социологические и психологические проблемы изучения религии. Оно выявляет в религии общее существенное необходимое и отказывается от единичного случайного исторически конкретного. Историческое религиоведение –это история религии.
13810. Определение параметров полёта самолёта 2.92 MB
Пересчитать аэродинамических характеристик профиля крыла самолёта, на крыло конечного размаха. Определить минимальную тягу. Составить систему дифференциальных уравнению, описывающих движение самолёта. Замена системы дифференциальных уравнению, описывающих движение самолёта на систему алгебраических уравнений, с помощью, численных методов.

Предложен в 1968г. Федоровым Ю.А. и Володкиной В.В. и рекомендуется использовать для оценки гигиенического состояния полости рта у детей 5-6 лет.

Для определения индекса необходимо обследовать губную поверхность шести нижних фронтальных зубов: 43(83), 42(82), 41(81), 31(71), 32(72), 33(73).

Вышеперечисленные зубы окрашивают с помощью специальных растворов (фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева) и оценивают присутствие зубного налета с помощью следующих кодов.

1-зубной налет не выявлен;

2-окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба;

3-окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба;

4-окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба;

5-окрашивание всей поверхности коронки зуба.

Определяют код зубного налета каждого из данных шести зубов, результаты суммируют и делят на количество осмотренных зубов:

ИГ=сумма баллов/6 зубов

Оценочные критерии:

1,1-1,5-хороший;

1,6-2,0-удовлетворительный;

2,1-2,5-неудовлетворительный;

2,6-3,4-плохой;

3,5-5,0-очень плохой.

Индекс гигиены полости рта J.C.Green, J.R.Vermillion.

Упрощенный индекс гигиены полости рта был предложен в 1964г. для раздельной оценки количества зубного налета и зубного камня.

При определении индекса обследуют 6 зубов:

16,11,26,31-с вестибулярной поверхности;

36,46- с язычной поверхности.

Оценку зубного налета можно проводить визуально или с помощью окрашивающих растворов (фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева).

0-зубной налет не выявлен;

1-мягкий зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2-мягкий зубной налет покрывает 1/2 поверхности зуба;

3-мягкий зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.

Оценку над- и поддесневого камня осуществляют с помощью стоматологического зонда.

Коды и критерии оценки зубного камня:

0-зубной камень не обнаружен;

1-неддесневой зубной камень покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2-наддесневой зубной камень покрывает 1/2 поверхности зуба, или наличие поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;

3-наддесневой зубной камень покрывает более 2/3 поверхности зуба, или значительные отложения поддесневого зубного камня вокруг пришеечной области зуба.



Для расчета применяется следующая формула:

ИГР-У= сумма значений налета/6 +

Сумма значений камня/6.

Оценочные критерии уровня гигиены полости рта:

0-0,6-хороший;

0,7-1,6-удовлетворительный;

1,7-2,5-неудовлетворительный;

>2,5-плохой.

Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР).

Один из гигиенических индексов, используемых для количественной оценки зубного налета. Для его определения окрашивают 6 зубов:

* 16,26,11,31-вестибулярные поверхности;

* 36,46-язычные поверхности.

Обследуемая поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков:

1-медиальный;

2-дистальный;

3-срединно-окклюзионный;

4-центральный;

5-срединно-пришеечный.

Коды и критерии оценки зубного налета:

0-отсутствие окрашивания;

1-выявлено окрашивание.

Для расчета индекса определяют код каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка.

Если окрашивание выявлено на одном участке-дистальном-код налета равен 1.

Если окрашивание, например, выявлено на трех участках-медиальном, дистальном и срединно-пришеечном-код налета равен 3 (1+1+1).

Формула расчета:

РНР= сумма кодов всех зубов/6

Интерпретация индекса:

0-отличный уровень гигиены;

0,1-0,6-хороший;

0,7-1,6-удовлетворительный;

>1,7-неудовлетворительный.

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Учебно-методическая литература.

Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

Практичекая работа

Название практической работы: осмотр, опрос и сбор анамнеза, заполнение карты обследования.

Цель работы: научится обследовать пациента

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Классификация зубных отложений.

2. Факторы, способствующие образованию зубных отложений.

3. Факторы, влияющие на интенсивность и распространенность кариеса.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Механизм и сроки образования зубной бляшки.

2. Оборудование и инструментарий, применяемые для оценки гигиенического состояния полости рта.

3. Гигиенические индексы Федорова-Володкиной, Грин-Вермилльон.

8.Хронокарта учебного занятия:

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Зарисовать механизм образования зубной бляшки.

2. Описать методику проведения оценки гигиенического состояния полости рта с помощью индекса Федорова-Володкиной.

3. Описать методику индекса Грин-Вермилльон.

4. Описать методику индекса эффективности гигиены полости рта.

10.Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ № 10

1.Тема занятия:

«Удаление зубных отложений. Профессиональная чистка зубов. Оборудование и инструментарий для проведения профессиональной гигиены полости рта. Методы профессиональной гигиены полости рта. Современные методы удаления зубных отложений. Правила и методика работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами. Методика работы с порошкоструйными аппаратами».

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Методы удаления зубных отложений.

2. Оборудование и инструментарий для удаления зубных отложений.

3. Методики профессиональной гигиены полости рта ультразвуковыми и звуковыми скейлерами.

4. Методика работы с порошкоструйными аппаратами.

Студент должен уметь:

1.провести опрос пациента

2.провести осмотр полости рта

3.Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

Студент должен ознакомиться:

С методами удаления зубных отложений,

С профессиональной гигиеной полости рта,

С оборудованием и инструментарием для проведения профессиональной гигиены полости рта,

С современными методами профессиональной гигиены полости рта,

С правилами и методиками работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами,

С методикой работы с порошкоструйными аппаратами.

Чтобы оценить гигиеническое состояние полости рта существуют различные стоматологические индексы. В общем их насчитывается около 80. Все они помогают оценить микрофлору ротовой полости и положение пародонтальных тканей.

Индекс КПУ

Индекс КПУ в современной стоматологии показывает степень поражения зубов кариозными отложениями. К – общее число кариозных зубов, П – пломбированные, У – удаленные. В сумме этот индекс показывает динамику кариозных процессов. Существуют такие виды КПУ:

  • КПУз - кариозные и пломбированные;
  • КПУпов - зубныеповерхности затронутые кариозных процессом;
  • КПУпол – полости с кариесом и пломбировочный материал, находящиеся в ротовой полости.

У этих индексов есть следующие негативные стороны:

  • в них учитывается количество вылеченных и удаленных;
  • КПУ отражает прошлую динамику заболевания кариесом и с возрастом пациента лишь увеличивается;
  • индекс не учитывает только начавшиеся проявления кариеса.

У КПУ есть такой недостаток, как недостоверность при возрастании числа пораженных зубов при кариесе, выпавших пломбах и прочих похожих ситуациях.

Насколько распространен кариес, обычно определяют в процентном соотношении. Берут определенную группу с кариозными образованиями, делят на количество человек в группе и умножают на 100%.

Чтобы сравнить распространенность кариеса по регионам или областям, используют следующую схему, выстроенную на основании показателей детей в возрасте от 11 до 13 лет:

Уровень интенсивности

  • низкий – 0-30%
  • средний – 31-80%
  • высокий – 81-100%

Чтобы определить динамику развития кариозных образований стоматологи руководствуются следующими индексами:

  • динамика кариозных образований на временных:
  1. КПУ(з) - зубы, затронутые кариозными образованиями + пломбированные;
  2. КПУ(п) - поверхности, затронутые кариозными образованиями + пломбированные поверхности;
  • динамика кариозных образований на постоянных:
  1. КПУ(з) - кариозные, пломбированные и удаленные зубы;
  2. КПУ(п) - поверхности с кариозными образованиями + пломбированные.

При определении данных не берут в расчет кариозные поражения, выглядящие как пигментированное пятно.

  • динамика кариозных поражений в популяции: чтобы сравнить интенсивность развития кариеса в разных регионах, областях следует применять усредненные значения КПУ.

Индекс CPITN

Индекс CPITN в современной стоматологии используется в стоматологии при отслеживании пародонтальных заболеваний. Данный показатель оценивает те факторы, поддающиеся обратному течению (воспаление десен, образование зубного камня, к примеру). CPITN не учитывает изменения, которые не поддаются обратным изменениям (подвижность зубов, ухудшение состояния десен). CPITN не помогает определить активность развития изменения и не помогает проводить лечение.

Самое важное преимущество CPITN – дает много информации, на основе которой выводятся результаты. Необходимость лечения основывается на таких кодах, как:


Другие индексы

Существуют и другие гигиенические индексы в современной стоматологии. Они также позволяют оценить гигиену ротовой полости пациента и понять нужно ли ему лечение и профилактика.

Индекс РМА в современной стоматологии расшифровывается как: папиллярно-маргинально-альвеолярный. Его используют стоматологи для оценивания заболевания десен. В этой формуле количество зубов напрямую зависит от возрастных особенностей:

  • 6-11 лет – 24 зуба;
  • 12-14 – 28;
  • 15 и больше – 30.

При нормальных условиях РМА должен равняться.

Индекс Федорова-Володкиной позволяет определять насколько хорошо человек следит за состоянием ротовой полости. Чаще всего он применим для детей в возрасте младше 7 лет. Чтобы верно рассчитать данный показатель, необходимо обследовать поверхность 6 зубов, окрасить их йодно-кальциевым раствором и измерить количество налета. Камень обнаруживают при помощи небольшого зонда. Индекс рассчитывается из всех значений для компонентов, разделенных на поверхности, которые обследовали, и в итоге оба значения суммируются.

Среди стоматологов популярен РНР (индекс гигиены полости рта). Чтобы верно его вычислить, следует окрасить 6 зубов для обнаружения налета. Расчет проводится с определением кодов. Затем они суммируются и делятся (в данном случае) на 6.

Для оценки прикуса, нужен эстетический стоматологический индекс, определяющий расположение зубов в трех анатомически направлениях. Его можно применять только с достижения пациентом возраста 12 лет. Исследование полости рта проводят визуально и с использованием зонда. Чтобы определить индекс нужно определить такие компоненты, как отсутствующие зубы, скученности и промежутки между резцами, отклонения, перекрытия, диастемы и прочее.

Этот индекс хорош тем, что анализирует каждый из компонентов в отдельности и позволяет выявить различные аномалии.

Каждый из этих индексов важен, так как позволяет обнаружить отклонения в развитии, выявить уровень гигиены у каждого отдельного человека и вовремя начать лечение.

Чтобы ротовая полость была здорова, необходимо тщательно и постоянно избавляться от зубных отложений. Остатки пищи и налет можно удалять в домашних условиях при помощи элементарной чистки щеткой и пастой. Минерализованные отложения следует удалять в кабинете стоматолога каждые полгода, чтобы предотвратить развитие зубного камня. Вместе с этим следует проводить полный осмотр ротовой полости на наличие кариеса и прочих неприятных заболеваний. Не забывайте о постоянных посещениях стоматолога и радуйтесь ухоженным зубам.

Индекс Ю. А. Фёдорова и В. В. Володкиной (1971) определяют путем окраски губной

поверхности нижних шести фронтальных зубов растворами, которые содержат иод (Шиллера- Писарева и др.).

Количественную оценку осуществляют по пятибальной системе:

5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба;

4 балла - окрашивание 3/4 поверхности;

3 балла - окрашивание 1/2 поверхности;

2 балла - окрашивание 1/4 поверхности;

1 балл - отсутствие окрашивания всех зубов.

Значения индекса определяют за формулой:

ГІ=У/6

где У - сумма значений индекса.

Гигиенический индекс оценивают таким образом:

1,1-1,5 балла - хороший;

1,6-2,0 балла - удовлетворительный;

2,1-2,5 балла - неудовлетворительный;

2,6-3,4 балла - плохой;

3,5-5,0 баллов - очень плохой.

Качественную оценку состояния гигиены можно проводить за той же формулой, что и окрашивание, но с использованием трехбалльной системы :

3 балла - интенсивное окрашивание всей поверхности зуба;

2 балла - слабое окрашивание;

1 балл - отсутствие окрашивание.

Модификация индекса Фёдорова - Володкиной.

Наличие зубного налета оценивают на 16 зубах верхней и нижней челюстей. Сумму баллов, полученных при исследовании каждого зуба, делят на количество зубов (16).

Оценка результатов

хорошая гигиена - 1,1-1,5 баллов;

удовлетворительная - 1,6-2,0 баллов;

неудовлетворительная - 2,1-2,5 баллов;

плохая - 2,6- 3,4 баллов;

очень плохая - 3,5- 5,0 баллов.

Индекс Green-Vermillion (1964)

Упрощенный индекс гигиены ротовой полости

Для определения упрощенного индекса гигиены ротовой полости красят вестибулярные поверхности

16, 11, 26, 31, и языковые поверхности 36 и 46 зубов раствором Шиллера-Писарева или другим

Критерии оценки индекса Green-Vermillion

Формула для вычисления:
OHI-S = ∑ ЗН / n + ∑ ЗК / n
где H - сумма значень,ЗН-зубний налет, ЗК-зубний камень, n - количество обследованных зубов



Индекс гигиены Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1964) используется для определения толщины зубного налета. Обследуются 11, 16, 24, 31, 36, 44, могут быть осмотрены все зубы или по желанию исследователя. Исследуются 4 поверхности зуба: вестибулярная, оральная, дистальная, медиальная; при этом выявляют налет в придесневой области.

Наличие налета определяется визуально или с помощью зонда без окрашивания. После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды.

Критерии оценки :

· 0 баллов - налета в придесневой области нет (он не прилипает к кончику зонда);

· 1 балл - пленка налета в придесневой области определяется только зондом, к его кончику прилипает мягкое вещество, визуально налет не определяется;

· 2 балла - налет виден невооруженным глазом в десневом желобке и в придесневой области коронки зуба. Слой - от тонкого до умеренного.

· 3 балла - налет в избытке на большей части поверхности зуба, интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубных промежутков.

Расчет индекса для одного зуба :
PLI зубов = (∑ баллов 4-х поверхностей) / 4.

Расчет индекса для группы зубов :
PLI индивидуальный = (∑ зубов) / n зубов.

Используется при эпидемиологических обследованиях и для выявления факторов риска развития кариеса у пациента.

40 Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики.

Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний

Планирование и внедрение программ по стоматологии - как профилактических, так и лечебных - должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.

Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:

Определение основных проблем;



Формулирование целей и задач;

Выбор методов и средств профилактики;

Обучение персонала;

Внедрение программы;

Оценка эффективности программы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то