Интересные игры для детей на переменах. Игры в школе

Игры на переменах

«Стая уток»

Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты – «озера» (10-15м), не меняя положения руки ног. Побеждает та утка, которая первой достигает озера (перейдет черту).

Правила игры : тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук или ног, считается проигравшим.

«Пройди, не задень»

На ровном месте, на расстоянии шага одна от другой ставятся 8-10 кеглей на одной линии. Играющий становится перед первой кеглей, ему завязываются глаза повязкой и предлагают пройти между кеглями туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество кеглей.

«Не перепутай!»

– Попробуйте проделать такое упражнение (демонстрирует). Оно только на первый взгляд может показаться очень простым и легким. На самом деле это не так. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, а левой – за правое ухо, потом опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой – за левое ухо. Повторите упражнение в той же последовательности еще несколько раз, постепенно убыстряя темп. Только не перепутайте, где у вас нос, а где ухо, где правая, а где левая сторона.

Вариант упражнения: по команде отдать честь (как военные) правой рукой, а левой показать «ВО!» (рука в кулак, большой палец вверх), потом по команде сделать то же другой рукой.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине которого стоит ведущий. Он бросает мячик кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух.

Если ведущий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы. На слово «воздух» названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.

Правила игры : ошибающийся выбывает из игры.

«Мама, ниточку распутай»

С помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, стараясь не расцеплять их рук.

«Жмурки»

Считалкой выбирают ведущего, ему завязывают платком глаза и ставят посередине школьного коридора. Дети спрашивают: – На чем стоишь? Ведущий отвечает: – на мосту. Дети: – Что ешь? Ведущий: – Колбасу. Дети: – Что пьешь? Ведущий: – Квас. Дети: – Ищи мышей, а не нас. При этих словах дети разбегаются по коридору. Ведущий должен не только поймать какого-нибудь ребенка, но и угадать его имя.

«Море волнуется»

Количество участников должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.

«Море волнуется»

По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»,- говорит водящий, и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.

Правила .

1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.

2. Занимать свободное место можно только после слов: «Мо­ре утихло».

«Краски»

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Покупа­тель».- «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску за­бирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином по­вторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Указания к проведению . Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

«Фанты»

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и говорит:

Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «Черный, белый, да, нет.»

Ведущий ведет примерно такой разговор:

«Что продается в булочной?» - «Хлеб».- «Какой?» Чуть-чуть не ответил игрок: «Черный и белый», да вовремя вспомнил запрещенные слова и сказал: «Мягкий». - «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» - «Всякий».- «Из какой муки пекут булки?» - «Из пшеничной». И т. д. Тот, кто произнес запре­щенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остал­ся без фанта, выкупают его.

Правила.

1. На вопросы играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять нельзя

2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.

3. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.

4. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Указания к проведению

Игру можно провести на лес­ной полянке или в тенистом уголке игровой площадки. В игре принимают участие не более 10 человек, все дети имеют по не­скольку фантов. Они должны внимательно слушать вопросы водящего и, прежде чем ответить, подумать.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку, про­читать стихи, рассказать короткую смешную историю, вспом­нить пословицу и поговорку и т. д. Самой трудной в этой игре является роль ведущего, поэтому вначале эту роль выполняет воспитательница. Фанты могут выкупаться после того, как про­играет 5 человек.

«Колечко»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, сни­мает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правила.

1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» - с закрытыми глазами.

3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Указания к проведению . Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2-3 водящих.

«Молчанка»

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила .

1. Ведущий не должен играющих трогать руками.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.

Указания к проведению . Игру можно проводить в раз­ных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется, улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей в игре.

«Веревочка»

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет во­дить.

Правила.

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

« Телефон »

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или корот­кое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего.

После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

«Летит - не летит»

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол паль­цы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего пред­мета или же не поднимет при назывании летающего - платит фант.

Иногда играют и так: все становятся в круг и при называ­нии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

«Камешек»

Дети сидят на скамейке или стульях, ладони у всех сло­жены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет каме­шек каждому из них в руки. Одному из играющих он действи­тельно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и по­казывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие за­метили, кому положен камешек, они могут этого игрока за­держать. В этом случае ведущим остается прежний.

Правила.

1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал, у кого он.

2. Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Каме­шек, ко мне!»

«Мережа»

Выбирают двух рыбаков, остальные играющие садятся в кружок, сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на коленях руки - мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена, еще 2-3 детей. Первый рыбак садится на место, второе опускает рыбку в мережу, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать.

«Соломинки»

Соломинки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше соломинок, тот и побеждает.

Правила.

1. Соломинки по столу рассыпают или бросают с небольшой высоты.

2. Брать их можно рукой или длинной соломинкой на конце с крючком.

Указания к проведению . Соломинки делают одинако­вой толщины и длины (10-15 см). На каждого играющего должно быть до 10 соломинок.

«Дятел»

Дети собираются на площадке, выбирают водящего - дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает: «Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С этими словами юн быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

« Солнце и месяц »

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сгова­риваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц под­ходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, полу­чаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь - к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

«Выполни уговор строго»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.

Перед началомигры провести с играющими трехминутную «репетицию». Тот, кто допустит ошибку, из игры выбывает.

«Изобрази без предмета»

Предложите детям, проявив воображение, проделать публично следующее:

    Вдеть в нитку иголку.

    Пришить пуговицу.

    Подбросить и поймать мяч (напоминаю ­– без мяча).

    Перебрасываться с товарищами мячом.

    Наколоть дрова.

    Обстругать доску рубанком.

    Заточить карандаш.

    Обстричь ногти ножницами.

    Перенести предмет с одного места на другое.

    Перелистать книгу с тонкими страницами и альбом с толстыми.

    Развернуть и сложить газету.

    Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.

    Плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от, чтобы тебя не облили.

    Поднять вещи весом в 1, 2, 3, 4, 5, и 10 кг.

    Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий предмет.

    Ощупывать бархат, шелк, шерсть.

    Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума.

    Понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт.

    Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок.

    Изобразить и «озвучить» мотоцикл, трактор, голубятню, кипящий чайник.

    Изобразить парикмахера, делающего сложную женскую прическу; хирурга во время операции; зубного врача, который выдергивает зуб; хозяйку, которая чистит окуней; шофера, который чинит автомобиль, лежа под ним.

    Изобразить разозленного кота; голодного поросенка; надменного индюка; ночную сову; красавца-павлина; страуса; гордого петуха; пингвина. Главное – передать характер животного или птицы, изобразить их походку, «голос»; манеры. Сделать это весело.

    Изобразить пешеходов на улице: старушку с собачкой на поводке; постового полицейского, у которого жмут ботинки; влюбленного с цветами, у которого болит зуб; многодетную маму с кучей разбегающихся детей; девушку с раскрытым зонтиком в сильный ветер.

    Показать, как ходят и бегают гуси, верблюды, утки, кошки, слоны, жирафы, зайцы, лягушки, кенгуру, крокодилы, медведи, лиса и др. (можно использовать карточки с изображением животных).

«Игра на внимание»

– Я буду вставать и садиться, одновременно подавая вам команду: Встаньте», «Сядьте». Вы должны выполнять мою команду, не обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!

Игра на внимание «Три движения»

– Каждый должен запомнить 3 движения, которые я покажу. Первое: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе – руки вытянуть вперед на уровне плеч; третье – поднять руки вверх.

Учитель показывает движения, все повторяют за ним 2-3 раза, чтобы запомнить номер каждого движения. Затем начинается игра. Учитель показывает одно движение, называя при этом номер другого.

«Быстрей шагай»

На одном конце коридора в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играющим, лицом к стене становится водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-то из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий отворачивается и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую. По команде учителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

«Пойти бесшумно»

Нескольким игрокам завязывают глаза, они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует ворота. Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего, но тут же должны их опустить.

Побеждают игроки, сумевшие благополучно пройти через ворота.

«Стой спокойно!»

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, говорит громко: «Руки!». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа – левую, сосед слева – правую. Кто ошибется – поднимет не ту руку или зазевается, тот сменяет водящего.

«Вернись скорее»

На расстоянии8-10 м один от другого ставятся два стула. На них садятся двое играющих с завязанными глазами. По команде «Марш!» они должны как можно скорее подойти к противоположному стулу, дотронуться до него и вернуться. Не следует мешать друг другу. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до своего стула и усядется на нем.

«Ветер и флюгеры»

Учитель выясняет, знают ли дети, где север, юг, восток и запад, и предлагает после этого игру. Учитель – ветер, ребята – флюгеры. Когда учитель говорит: «Ветер дует с севера», флюгеры должны повернуться лицом к югу, если ветер с запада – к востоку и т.д. Если учитель говорит буря, флюгеры должны закружиться на одном месте; если он говорит: «Переменно», флюгеры начинают покачиваться на месте; «Штиль» – все замирают.

«Сантики-сантики-лимпопо»

Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние… За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Ему нужно определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: «Сантики-сантики лимпопо». Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

«Атомы и молекулы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. Играюшим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», по уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!» Если ребята еще не знают, «атом», «молекула», «реакция», – взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному!».

«Не рассыпь, не полей!»

Ребята разбиваются на 2-3 команды с одинаковым количеством играющих.

1 вариант . Каждая команда образует отдельный круг, все становятся лицом к центру. Команды получают по два стакана (лучше небьющихся), до краев наполненных водой, и по две тонкие книжки в переплетах с положенными на них тремя горошинками.

Нужно быстро передавать по кругу поочередно: стакан, книжка, стакан, книжка. Если горошинки падают, кто-либо из играющих поднимает их и кладет на книжку. Получается задержка в движении. Все эти предметы должны пройти по кругу 5 раз. Команда, опередившая другие, получает 5 очков (если она не растеряла ни одной горошинки, и воды в стаканах осталось больше, чем у других команд)

2 вариант . Условия игры те же, но все стоят спиной к центру.

3 вариант . Условия те же, но участники игры поворачиваются один лицом, другой спиной к центру – поочередно.

Если команды повторяют соревнование, интереснее провести игру во всех трех вариантах.

Ведущему нелегко следить сразу за всеми командами, и он может назначить себе помощников.

«Узнаешь ли по звуку?»

На столе стоят от 8 до 12 по-разному звучащих предметов. Ведущий постукивает по каждому предмету гвоздем (металлической палочкой), а затем деревянным карандашом. Все внимательно прислушиваются к тому, какой звук издают предметы. Затем помощники загораживают столик, а ведущий ударяет по одному из предметов несколько раз деревянной, а затем металлической палочкой. Кто может назвать предмет, поднимает руку, и ведущий опрашивает по одному из разных команд.

Учитель, который стремится совершенствоваться в профессии, понимает, что перемена – лучший способ установить дружеский контакт с детьми. В разговоре и в игре дети раскрываются и начинают доверять педагогу, рассказывать свои секреты и проблемы. Зная своих учеников, решить вопросы дисциплины во время урока гораздо проще. Нужно только желание и чуточку фантазии.

Спокойные занятия

Дети любят рассматривать веселые картинки. Их внимание мало привлекают портреты выдающихся писателей, физиков или математиков, как и плакаты в стиле «Назад в 80-е». Однако плакаты со смешариками на тему здоровья или правил дорожного движения они рассматривают с удовольствием. Наполните школьные коридоры полезной и занимательной информацией, оформленной с учетом современной стилистики.

Дети всегда следят за обновлениями информации в классных уголках. Не ленитесь и не забывайте вывешивать в классном уголке дипломы вашего класса за участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, сетевых проектах. Эту информацию читают не только дети вашего класса, но и ученики из параллельных классов-конкурентов.

Дети, особенно те, кто принял участие в конкурсе рисунков, обожают рассматривать и обсуждать работы школьной экспозиции по какой-либо жизненно-важной для них теме – «Как я провел каникулы», «Мой домашний любимец» и т.д. Устраивайте школьные выставки чаще!

В настоящее время обычная школа по месту жительства укомплектована компьютерами, телевизорами и проигрывателями CD. Проще простого включить детям мультфильмы, музыку или занимательную программу на перемене. Не все моментально прилипнут к экрану телевизора, но часть детей будет отдыхать перед уроком таким образом.

Настольные игры и пазлы. Идеальным вариантом для школы была бы шахматная или шашечная студия, в которой занятия вел бы профессиональный тренер и устраивал школьные турниры. Но, если такого кружка в школе нет, шахматные доски и фигуры для игры не трудно завести в своем кабинете любому учителю. И поверьте, в детях живет соревновательный дух, организуйте турнир на выбывание и проблемы с беготней перед вашим уроком будут решены. Что касается пазлов, выбирайте их в соответствии с возрастом детей. Старшеклассники обожают собирать картинки из фрагментов даже больше, чем малыши.

Подвижные занятия

Танцы. Девочки любят танцевать на перемене, подражая любимым певицам, разучивая движения Бритни Спирс или Леди Гага. Вы можете замотивировать своих воспитанниц на танцы во время перемены подготовкой к предстоящему концерту, поскольку концерты в школе проводятся часто: ко Дню учителя, к 8 марта, к последнему звонку и т.д.

Игра в жмурки или кошки-мышки, популярные среди детей 70-х и 80-х, не утратили актуальности и в XXI веке. Модернизируйте их. Ловить кого-то с завязанными глазами - увлекательное и развивающее занятие. Наибольший восторг у детей вызывает активное участие в игре учителя в роли «галящего». Представляете, вы с колокольчиком убегаете по всей школьной рекреации от Марьи Ивановны!

Играйте с детьми, разговаривайте, организовывайте, раз уж вы пришли работать в школу! Ваши игры и задушевные разговоры останутся в памяти ваших воспитанников навсегда.

Чем занимаются наши малыши, когда мы их не видим? Мы этого не знаем. Но знаем, что можем помочь им интересно провести время. поэтому, поговорим, какие игры для детей на перемене в школе будут актуальны и интересны.

Малышам сложно сидеть спокойно на уроках. А поэтому, для деток, что учатся в начальной школе, нужно разминаться на переменках. И эта часть будет содержать именно подвижные занятия.

  • Не задень!

На «пути» малышей стоят кегли (можно заменить другими препятствиями). Нужно пройти так, чтобы не задеть. С каждым кругом кеглей становится больше. Кто задел, тот выбывает.

  • Угадай!

Перед малышом, у которого закрыты глаза, лежит предмет. Ему нужно на ощупь угадать, что это. Подходит для небольших компаний.

  • «Камень, ножницы, бумага»

Классика! Кулак – камень. Ладонь – бумага. 2 раздвинутых пальца – ножницы.

Ножницы «сильнее» бумаги, они ее легко разрезают. Камень – сильнее ножниц (может «разбить» или затупить). Бумага – «сильнее» камня. Она просто его накрывает.

Все малыши, и кто ходит в 1 класс, и кто в 10, знает эту здоровскую забаву.

  • Салки

Один игрок должен догнать кого-то. И передает «право» догонять других.

  • Запутанная «ниточка»

Кроме одного, все ребята, взявшись за руки, «запутываются», переплетаются и ногами, и руками. «Свободный» игрок должен распутать, не порвав «веревочку» (не разнимая рук).

  • Море волнуется

Условия простые. Пока ведущий, отвернувшись от всех, произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Любая фигура замри», ребята придумывают образ и замирают, не двигаясь.

Ведущий подходит к каждому. К кому он дотронулся, должен «ожить» и сделать несколько движений, по которым можно догадаться, что/кто это. И ведущий должен угадать.

  • Молчанка

Все должны замолчать. И только ведущий может говорить, смешить, корчить рожицы. Но не дотрагиваться до ребят. Цель – рассмешить!

  • Испорченный телефон

Об этой забаве я тоже говорила. Но и в школе малышам будет интересно в нее играть.

Первый на ушко говорит слово второму. Второй – третьему. И так до последнего. Последний, кто услышит слово, должен его повторить вслух.

  • Солнце/месяц

2 школьника отходят от группы ребят и договариваются, кто из них месяц, а кто солнце.

Подходят к остальным. Спрашивают каждого по порядку: «К кому пойдешь, к месяцу? К солнцу?». Все говорят, к кому. И встают рядом с одним из ребят.

В конце, когда все определились, ребята говорят, кто из них солнце, а кто луна. Не все из малышей угадали. Некоторые сказали: «К солнцу». А выбрали луну. Те, кто угадали, продолжают играть по следующему кругу.

  • Камешек

Вот теперь стоит ребят поставить в ряд. Тот, у кого камешек, должен передать его одному из малышей. Но, чтобы это сделать незаметно, он держит камешек между ладонями. И у других карапузов ладошки тоже соединены (но не плотно). Обладатель камешка подходит к каждому. Своими ладошками он раздвигает ладошки товарища. Кому-то он незаметно даст камешек. Остальным стоит догадаться, у кого теперь камешек.

Во что играют в средних классах

Начну со знакомых в средней школе настольных игр.

  • Шахматы и шашки

Много для этого не надо. Доска и желание карапузов.

  • Настольный теннис

Не обязателен специальный стол. Можно воспользоваться и обычным. А вместо сетки пользоваться книгами. А вот без ракетки и мячика не обойтись.

  • Найди свой нос!

Правой рукой коснуться носа. Левой – уха.

Руки меняются. Теперь левой – носа, правой – уха.

Делать все быстрее и быстрее.

Но можно еще усложнить! Кто-то рядом командует: «хлопни в ладоши!», «покажи большой палец!».

Несмотря на то, что это упражнение на координацию кажется простым, но его не каждый сможет сделать безукоризненно. Поэтому, лучше, если это будет для более взрослых карапузов – 6 класс и выше.

  • Спички/соломинки

На столе высыпаны спички горкой. Каждый должен взять спичку так, чтобы не сдвинуть и не пошевелить другие.

  • Театр

Это – пантомима. Каждый должен без слов выполнить указание ведущего: «Читай книгу!», «Почеши затылок!», «Подними тяжелую сумку!», и т.д.

  • Не повторяй, а слушай!

Каждый из участников сидит. Один из школьников сидит перед всеми. Именно он говорит всем: «встать!», «сесть!». Но сам при этом садится тогда, когда говорит «встать».

Выиграют более внимательные, кто слушает, а не повторяет.

  • Угадай по звуку

Каждый предмет имеет свой звук. На тетради шелестит обертка. Страницы книги при перелистывании шуршат. Кнопка на ручке издает звук. Каждый с закрытыми глазами по очереди угадывает, что это за предмет.

  • Кто окажется в круге

На земле рисуется круг. Ребята находятся вокруг него. Цель каждого затянуть и протолкнуть в круг соседа, но самому не оказаться в круге.

  • Придумай сам

Все ребята по очереди должны придумать и показать упражнение: поднять руки, присесть, шагать на месте и т.д. Никто не должен повторить то упражнение, которое уже показал его товарищ.

  • Ассоциации

Ведущий каждому соученику говорит слово. А тот должен быстро сказать слово-ассоциацию. Например, «школа – учитель», «море – рыба» или «Новый год – Дед Мороз».

Вы можете распечатать эту страницу. Тогда ваши малыши смогут весело и интересно проводить время в школе с друзьями.

Добавляйте свои идеи. И можете перепостить статью в соцсети, чтобы и друзья познакомились с набором игр. Жду ваши комментарии!

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Что такое школа? Школа – это место, где дети получают знания. Но преподаванием школьных предметов школа не ограничивается.

Знания, опыт, умение общаться, решать проблемы, справляться с трудностями – все это ребенок может почерпнуть из ежедневной школьной игровой деятельности.

Какие же игры с детьми в школе на уроке или перемене можно применять? Давайте выясним, для чего вообще нужны игры?


Для чего играть

Дать детям психологическую разрядку и отдых от напряженной работы;

Позволить детям выплеснуть скопившуюся во время долгого сидения на уроке энергию;

Сблизить одноклассников, научить их общаться, коллективно и бесконфликтно решать вопросы;

Развивать физическую выносливость, волю, взаимопомощь и поддержку;

Развивать логику, быстроту реакции, сообразительность, ловкость, мышление.


Для знакомства

Всевозможных игр существует великое множество: тихие и подвижные, игры на уроке и на перемене, для детей и их родителей, летние и зимние и т.д.

Попробуем разбить все многообразие игр на группы:

Игры для знакомства – как правило, такие игры просто необходимы для первоклассников, либо при появлении новичков в классе. Игры для детей на сближение несут в себе «миротворческую» функцию и дают хороший эффект. К таким играм можно отнести:

- «Снежный ком» - хорошо знакомит ребят друг с другом. Ребята встают в круг или сидят на местах. Первый произносит свое имя (и если усложнить задание, свое качество, начинающееся на первую букву имени), к примеру: Иван, интересный. Далее второй ребенок повторяет первое имя и называет свое: Иван интересный, Ксения красивая и т.д.

- «Ладошка» - вырезать из бумаги столько ладошек, сколько учеников в классе, в центре каждой ладошки написать ФИО ученика и перемешать. Раздать всем ребятам. Ребенок на пальчиках бумажной ладошки должен написать качества попавшегося ученика (смелый, веселый, добрый).


На перемене

Игры на перемене – как правило, на перемене не так много времени для игр, тем более у малышей (поход в столовую, подготовка к следующему уроку занимают практически всю перемену). Оптимальны для перемены игры по Правилам дорожного движения (ПДД):

- «Жезл» - учитель первому ученику должен дать жезл, тот передает жезл второму ученику, который берет жезл обязательно правой рукой и перекладывает в левую. Только после этого передает третьему. Учитель говорит «Стоп». Ученик, в чьих руках в это время оказался жезл, должен сказать любое правило дорожного движения.

- «Светофор» - учитель подготавливает три кружка: зеленый, желтый, красный. И поочередно показывает их ребятам. Красный – ребята приседают («на красный свет идти нельзя»), желтый встают на месте («Ожидание»), зеленый – делают шаг вперед («на зеленый свет иди»). Постепенно ускоряя темп. Дети, которые ошиблись, выбывают.

Для детей в продленке

Группа продленного дня призвана не только занять свободное время ребенка пока родители на работе, но ее основная функция – это социализация ребенка. Необходимо дать ребенку возможность самоутвердиться, выразиться, наладить контакт со сверстниками. Ребята начальных классов пока еще настроены на игры. В продленке – это, как правило, тихие игры, т.к. в старших классах в это время идут уроки.

Какими играми можно занять ребенка в продленке? Это любые развивающие игры:

Всевозможные раскраски, пазлы, рисование, гравюры - больше подходят для девочек;

Техника оригами – развивают моторику;

Новшество в современных играх – флексатоны, гексафлексагоны, «бесконечные открытки» – чрезмерно привлекает и завлекает детей, с большим разнообразием видов флексагона дети могут быть заняты часами – развивают моторику рук, пространственное мышление;

- «падающая башня» - это обычно, деревянные брусочки, сложенные определенным образом. Дети по очереди вытаскивают по одному брусочку до тех пор, пока башня не упадет. Развивает усидчивость, пространственное мышление;

Ребусы, анаграммы, кроссворды – здесь оптимально использовать изученные словарные слова для лучшего усвоения их детьми;

Игра в слова: первый ученик называет любое слово, второй – слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего и так далее. Можно усложнить задание: называть только животных, или растения, деревья, города и т.д. Игра обогащает словарный запас школьника, эрудицию;

- «крокодил». Все дети любят играть в эту игру: учитель заранее пишет на листочках задания – кого-либо или что-либо показать (в младших классах это может быть зверюшка или какой-либо предмет, для детей постарше – показать какое-либо действие, к примеру: «папа строит дом», «по телевизору показывают новости», девочка получила двойку»). Ребенок читает задание про себя (не вслух) и жестами и мимикой показывает. Игра избавляет детей от стеснительности, нерешительности, зажатости;

-«закорючка» - на листе бумаги первый ребенок рисует любую закорючку, второй пририсовывает еще одну и так далее, пока не получится реальный предмет. Развивается логика и пространственное мышление.


Народные

Народные игры, они относятся к категории спортивных. Эти игры знакомят нынешних детей с культурой, русскими обычаями, развивают быстроту, ловкость, гибкость, вовлекают ребят в активную деятельность. Назовем лишь некоторые игры:

- «Кто первый?» - учитель делит класс на две команды, строит их в две шеренги, расстояние между шеренгами – 20-30 м. Дети в каждой шеренге должны взяться за руки. По сигналу учителя шеренги должны приблизиться друг к другу и образовать в центре площадки круг, взяться всем за руки и медленно двигаться по заданию учителя (вправо, влево, быстрее, медленнее). По сигналу учителя «Все на места» - дети расцепляют руки и как можно быстрее возвращаются на место.

- «Горелки» - ребята встают в шеренгу парами. Перед ними спиной становится водящий и говорит: «гори-гори ясно, чтобы не погасло, раз-два-три последняя (третья, четвертая) пара беги. Названная пара (дети должны очень внимательно следить за номером своей пары) должна обежать всю шеренгу и занять место впереди нее, став первой парой. В это время водящий занимает место в первой паре. Кому места не хватило, становится водящим.

- «Салки» - из ребят выбирается водящий, который должен «осалить» разбегающихся детей. Осаленный ребенок становится водящим.Подобные игры широко применяются для гиперактивных детей, для детей во время народных гуляний, на масленицу.


Подвижные

Подвижные игры в школе для детей – как правило, на уроках физкультуры либо во время прогулки на школьном дворе, где есть достаточное пространство для 30 человек, а также можно покричать, побегать, не мешая остальным учащимся. Цель таких игр – выплеснуть энергию, размяться, снять умственную усталость, сблизиться со сверстниками. Учитель может включить музыкальное сопровождение, в спортивном зале это возможно сделать.

Таких игр огромное количество, предложим в качестве примера некоторые:

  • «Сороконожки» - разделить класс на две команды и выстроить в две шеренги параллельно друг другу. На расстоянии 40 шагов от каждой команды ставится стул или флаг. По свистку учителя первый игрок каждой команды добегает до стула, обегает его и возвращается. Второй игрок при приближении первого захватывает первого игрока за талию и повторяют путь до стула, затем третий, четвертый и далее. Цель – не расцепить руки и как можно быстрее всем игрокам обежать преграду и вернуться сцепленной шеренгой назад. Игра развивает ловкость, быстроту и координацию.
  • «Земля и вода» - дети встают в произвольном порядке. Учитель кричит слово «земля», дети должны прыгнуть на один шаг вперед. Затем учитель говорит «вода» - дети прыгают на шаг назад. Усложняя задания, можно придумывать синонимы к слову «вода» (океан, море, лужа, озеро») – дети прыгают назад; к слову «земля» - поле, пустыня, лужайка, берег – дети прыгают вперед. Кто ошибся – выбывает из игры. Игра развивает внимательность.
  • «Бульдог» - пространство должно быть достаточно широким и ограничено финишными прямыми с двух сторон. Один ученик – бульдог – становится в центр площадки. Остальные ученики становятся в один из концов площадки. Когда бульдог выкрикивает «Вперед», дети должны перебежать на другой конец площадки. Если бульдог поймал кого-то, пойманный становится рядом с ним (получается два бульдога) и помогает ему ловить детей. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не пойманный ученик. Эта веселая игра развивает скорость, ловкость и снимает напряжение.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то