Понятие формы государства. Факторы, определяющие выбор формы

Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.

Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

a) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу – монарху и переходит, как правило, по наследству.

Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В литературе различают абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Неограниченная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Среди ограниченных монархий различают:

- дуалистическую;

- парламентарную.

Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти. При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Подобная форма государственного правления в настоящее время – в Марокко, Иордании и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции. Поэтому в литературе такую монархию нередко называют конституционной.

В парламентарной монархии статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. При такой форме правления правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Примерами парламентарной монархии служит Англия, Дания, Испания и др.

В литературе иногда упоминается и теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например, в Ватикане религиозный лидер является главой государства).

Республика это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

Современные республики подразделяются на:

Парламентарные;

Президентские;

Смешанные.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Главными функциями парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. В таких республиках глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Известный российский исследователь Ю.А.Дмитриев пишет: «…положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства…».

Примером парламентских республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и др.

Президентская республика – форма правления, где президент, избираемый на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти.

Характерными признаками президентской республики можно считать следующие:

Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Президент является верховным главнокомандующим.

Главный признак президентской республики – независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

При этом в различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. В современных цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. В таких государствах в Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В качестве примера президентской республики можно назвать США, Мексику, Бразилию и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе основные черты парламентской и президентской форм правления, а также новые черты.

Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью). Такое положение закреплено, например, во Франции.

Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Иными словами, форма государства - это совокупность его основных признаков, сформировавшихся под воздействием различных объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого. В характеристике государства принято выделять такие его основные признаки, как форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В современной литературе под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Если изучение сущности и содержания государства позволяет найти ответы на вопросы: какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих интересах осуществляется эта власть, – то рассмотрение формы государства дает возможность разобраться в вопросах: кто, какие структуры (органы) государства осуществляют государственную власть, как они (органы государства) формируются и как взаимодействуют между собой и с населением, какой объем полномочий им предоставлен и на какой срок, как территориально устроена власть, какие средства, методы использует власть для достижения поставленных целей, какая политическая атмосфера складывается в обществе в результате функционирования государства, как власть относится к личности, ее интересам и т.д.

Наиболее существенными для характеристики формы государств являются вопросы, касающиеся: 1) организации верховной власти; 2) территориального устройства государства (территориальной организации публичной власти); 3) совокупности используемых государством политических (и иных) средств, методов осуществления власти. Соответственно элементами, или составляющими формы государства являются: форма правления; форма государственного (территориального) устройства; государственный режим.

Факторы, влияющие на форму государства. Вопросы о том, почему одно государство является монархическим по форме правления, а другое – республикой; одно характеризуется федеративным устройством, а другое – унитарным; в силу каких обстоятельств государства даже одной исторической эпохи разнятся политическим (государственным) режимом, – относятся к числу дискуссионных и нерешенных в теории. Обобщенно можно обратить внимание на следующие группы факторов (обстоятельств), которые в совокупности обусловливают выбор формы государства.



Это прежде всего факторы геополитического порядка. Существенное влияние на форму государства оказывают историческая эпоха, тип цивилизации, социально-культурные условия данного народа, его образ жизни, самобытные национальные традиции, религия и идеология. Форма государства складывается под непосредственным влиянием демографического и экономического (иногда ложно понимаемых) факторов. Влияние этих факторов (характер складывающихся экономических связей между различными территориями) особенно ощутимо сказывается на территориальной организации общества. Племенной, или национально-этнический, фактор имеет также далеко немаловажное значение для формы государства. Так, разноплеменной состав Киевской Руси обусловил в XI–XIII вв., в период феодальной раздробленности, тенденцию к установлению федеративных связей. Национальный состав современных государств в значительной степени определяет выбор формы их территориального устройства.

Политический фактор, концентрированно выраженный в существующем режиме, подчас являлся главным в определении структуры государства. Так, несмотря на то, что Россия уже с начала XV в. стала многоэтническим государством, на протяжении более пяти веков она продолжала оставаться унитарным государством.

14. Форма правления, проблема определения видов.

Под формой правления понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская (см. схему 14).



Монархией (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления. В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха. В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства - помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

В парламентарной (фр. parle - говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат. presidens - букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий

  • форму правления,
  • форму государственного устройства и
  • политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Различают следующие формы правления:

  1. монархия (абсолютная, ограниченная (конституционная);
  2. республика (президентская, смешанная, парламентская).

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Подробнее о форме правления

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

  1. власть передается по наследству;
  2. осуществляется бессрочно;
  3. не зависит от волеизъявления населения.

Виды монархий:

  1. неограниченные , т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и
  2. ограниченные (конституционные) , в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

  1. выборность власти;
  2. ограниченность срока полномочий власти;
  3. зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на

  • президентские,
  • парламентские и
  • смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями , которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на

  1. унитарные,
  2. федеративные и
  3. конфедеративные.

Подробнее о форме государственного устройства

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета ; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают политические (государственные) режимы:

  1. демократический и
  2. антидемократический (тоталитарный, авторитарный) .

Подробнее о политическом (государственном) режиме

Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим обеспечивает

  • стабильность и определенную упорядоченность политической власти;
  • управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
  • достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией ; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Признаки политического режима:

  1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
  3. характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
  4. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  5. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  6. тип политического поведения; характер политического лидерства;
  7. доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  8. политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
  9. меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Основные характеристики демократического режима:

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина ;
  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  • доминируют методы убеждения, компромисса;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
  • реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан , петиции граждан , митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам , другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основные характеристики тоталитарного политического режима:

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  • фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  • сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  • существует частичный плюрализм;
  • права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства . В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:

  1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
  2. если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Факторы, влияющие на выбор формы государства

На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая:

1) внутренние:

Государство представляет собой единство содержание и формы. Значение формы государства очень велико. От того насколько форма государства адекватно соответствует его содержанию и иным объективным факторам зависит эффективность действия механизма государства.

Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства политическом (государственном) режиме.

Форма государства во многом определяется его содержанием, то есть существующим механизмом государства и осуществляемыми государством функциями. Зависит она и от сущности государства, его социального назначения. Другими слова, прямое влияние на нее оказывает расстановка социальных сил в обществе, их потребности и возможности.

На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы - это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальны состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств т. д.

Следует отметить, что влияние этих факторов не так однозначно, как иногда пытаются представить, утверждая, например, то, что большая территория и многонациональность способствует установлению федеративной формы государственного устройства. При желании можно утверждать как раз обратное, эти факторы могут провоцировать постоянные центробежные тенденции, для их нейтрализации требуется установление унитарной формы устройства.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу, некоторые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отождествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства. И все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства.

«Идеальное государство» по Платону

Платон считал, что государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку.

Идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных.

Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие. Таким образом, в государстве царит справедливость и равенство.

Платон, в принципе, отрицал наличие рабов в своем идеальном государстве, однако допускал их небольшое количество из числа военнопленных.


Переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради человека.

«Идеальное государство» по Аристотелю

Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества.

Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства; считал, что человек – это политическое существо.

Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении, город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.

Аристотель высказывал идею верховенства закона.

Лучшей формой правления для идеального государства он считал политию.

Будучи большим реалистом, чем Платон, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.

Форма государства - способ организации центральной государственной власти, её территориальная организация и методы осуществления.

Форма государства - комплексная характеристика 3 различных сторон организации (оформления) государственной власти:

  • - формы государственного правления;
  • - формы государственного устройства;
  • - политический (государственный) режим .

Правильно организованная форма государства имеет важнейшее значение для его функционирования. Известный русский философ и юрист Ильин И.А. пиал, что форма государства определяется объективными условиями жизни народа, должна быть адекватной его особенностям социального устройства. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организоваться, - чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма конкретного государства - не плод творения какого-либо политического лидера, партии, группы лиц или результат научной разработки. На форму конкретного государства оказывают влияние самые различные факторы: экономические, политические, социальные, идеологические, субъективные и объективные. В максимальной степени на неё оказывают влияние исторический опыт, национальные и политические традиции.

Так, характеристика экономического развития, формы собственности предопределяют форму правления . В частности, феодальное государство, базирующееся на частной собственности на землю, развивалось преимущественно как монархическое по форме правления. Частная собственность на орудия и средства производства в условиях развития рыночной экономики способствует развитию демократического режима. Напротив, социалистическое государство, основой которого является государственная собственность, может быть только тоталитарным.

На форму правления оказывает влияние и соотношение политических сил. Это можно проследить на примере развития буржуазных революций во Франции и Англии. Французская революция, опиравшаяся на революционную буржуазию и широкие народные массы, привела к ликвидации монархии и установлению республики. В Англии же в период революции буржуазия была слаба и вынуждена была пойти на компромисс с феодалами, который проявился в сохранении монархии.

На форму государства оказывает влияние и величина территории. Большое по территории государство в большей степени тяготеет к федеративной форме государственного устройства, нежели небольшое по территории. Для государств Азии и Африки, экономическую основу которых составляет азиатский способ производства, характерны недемократические (авторитарный и тоталитарный) режимы. Конечно, жесткой зависимости в определении формы государства, ее элементов здесь нет, но определенная тенденция прослеживается довольно четко. Кроме того, на соотношение элементов государства оказывают влияние национальные и исторические традиции, менталитет, своеобразие культуры, религии и многие другие субъективные и объективные обстоятельства.

Форма современного Российского государства получила конституционное закрепление в ст. 1 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». То есть Конституция РФ законодательно закрепляет все элементы формы государства.

Особенности формы правления РФ. Форму правления Российского государства нельзя назвать чисто президентской . По сравнению с традиционно президентскими республиками она обладает рядом особенностей. Это наличие Председателя Правительства, который хотя и назначается Президентом, но с согласия Государственной Думы - нижней палаты Парламента (ст.83 и ст.111). В некоторых, строго оговоренных Конституцией, случаях (обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления) Президент может быть отрешён парламентом от должности, кроме того, Государственная Дума может выразить недоверие и Правительству (ст.117). В свою очередь и Президент может распустить государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. Своеобразен и характер формирования Совета Федерации, высшей палаты парламента России. Согласно ст. 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, причем один - от исполнительных органов государственной власти.

Указанная форма имеет ряд негативных моментов. При сосредоточении в руках Президента большого комплекса полномочий и довольно сложной процедуре отрешения Президента от должности существует угроза перекоса в разделении властей, возможность узурпации власти, установление авторитарного режима. Наблюдается нарушение баланса ветвей власти в пользу Президента. Так, в соответствии со ст.111 и 117 Конституции РФ, Президент имеет право распустить Государственную Думу по достаточно простой процедуре (достаточно, например, трехкратного отказа в утверждении явно «непроходной» кандидатуры главы Правительства). В отличие от этого, процедура отстранения от должности Президента весьма усложнена, требует участия всех ветвей власти (обеих палат Парламента, Верховного и Конституционного суда).

Не менее острой проблемой формы Российского государства является адекватная ему форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти. Российское государство - государство федеративное, построенное на договорно-конституционном основании. Юридическим основанием Федерации является Федеративный договор и Конституция РФ. Кроме того, конкретные отношения между субъектами Федерации и центром оформляются соответствующими договорами.

Особенности федерации, порождающие определённые проблемы и сложности функционирования, определяются её ассиметричным характером и особенностями её конституционного регулирования.

Первая особенность заключается в том, что федерация в России состоит из 83 субъектов. Такое большое количество затрудняет их организацию, проведение единой политики, усложняет деятельность федеративного центра. Другая сложность заключается в том, что федерация в России основана на различных принципах формирования: национально-территориальном и административно-территориальном. Естественно, что образованные на различных основаниях субъекты различны по своему экономическому потенциалу, количеству населения, историческому опыту и т.д.

Фактическое неравенство субъектов усугубляется и непоследовательностью конституционного регулирования их политического статуса и их юридическим неравенством, причем закреплённым конституционно.

Ст.5 Конституции Росси закрепляет п.1 равноправие субъектов, однако уже в п.2 этой же статьи содержит противоречащее этому положение, отрицая принцип равноправия. Республика определяется Основным Законом как государство, имеющее свою Конституцию. Иные же субъекты, согласно п.2 ст.5, как «государства» не квалифицируются и, соответственно, своей Конституции не имеют.

Определённые проблемы существуют и в формировании и функционировании политического режима в России.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то