Проблемы математического образования мотивационные. общественная недооценка значимости математического образования, перегруженность школьных и вузовских

Выступление на пед.совете по теме:

«Ключевые идеи концепции развития математического образования".

2015

«Нет детей, не способных к математике»

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950 - 1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Сегодня Россия выходит на ведущие позиции в области математического образования, уступая лишь китайской, корейской и японской школе.

Об этом свидетельствуют итоги международных исследований:

по Российская Федерация находится на 6 месте из 42-х стран (2011г.).

На в неофициальном командном зачёте российская команда оказалась на 8 месте из 100 команд, участвующих в Олимпиаде (2015г.).

Между тем достижения российских школьников редко отражаются в средствах массовой информации, их имена не звучат, фамилии учителей также нигде не упоминаются.
(Например, 2007 году команда школьников из России заняла 1-е место в международной математической олимпиаде, но это событие совершенно не получило никакой огласки на фоне победы Д.Билана на Евровидении).

Начало 2014 года ознаменовалось знаковым событием – Правительство РФ утвердило Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

Цель концепции – вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. Для этого авторы документа предлагают сохранить достоинства советской системы математического образования и преодолеть существующие на сегодняшний день «серьезные недостатки». Одна из главных задач на ближайшие годы – усиление преподавания математики в школах и вузах.

    модернизация содержания учебных программ математического образования (с обеспечением их преемственности);

    обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

    обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

    повышение качества работы преподавателей математики;

    обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности;

    популяризация математических знаний и математического образования.

Концепция развития математического образования Российской Федерации состоит из пяти основных частей.

Проблемы развития математического образования:

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы – мотивационные ; (Низкая учебная мотивация школьников связана: с общественной недооценкой значимости математического образования; с перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием; с отсутствием программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.)
– содержательного характера; (содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни; потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.)
– кадровые (В Российской Федерации не хватает учителей с высшим образованием, которые могут качественно преподавать математику, развивая и формируя учебные и жизненые интересы. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности.)

Основные направления концепция развития математического образования в РФ

Дошкольное и начальное образование:

создание условий, способствующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей;

использование математических, логических и стратегических игр, соревнований.

Основная школа:

многообразие приложений;

компьютерные инструменты и модели.

Старшая школа: выделить три потока, обеспечивающих

базовую математическую компетентность для учащихся, (уровень математических знаний,необходимых для дальнейшей жизни в обществе)

широкую общекультурную программу математической подготовки; (для выпускников математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования с математической направленостью и в сфере информационных технологий)

Углубленное изучение математики (для практической деятельности математических исследованиях).

Для развития математического образования необходимо :

1. Создание условий для качественного математического образования детей и удовлетворения их учебных потребностей.

2. Проблемы преемственности и профилизации обучения математике.

3. Организация работы с одаренными детьми.

4. Организация работы с детьми группы риска.

5. Систематическое повышение профес-сиональной квалификации.

6. Эффективное использование новых информационных технологий в обучении.

Каждый регион разработал план мероприятий по реализации Концепции…

Нами тоже разработан план по реализации данной концепции, в который включено:

Разработка и утверждение плана работы по реализации Концепции;

Разработка и утверждение положений о массовых мероприятиях среди обучающихся (конференции и др.), направленных на развитие математического образования;

Подготовка и участие в мониторингах (внутреннем и внешнем 7 - 11 классы

Подготовка и организация участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике;

Организация участия учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях по математике;

Организация участия учащихся в творческих конкурсах, направленных на развитие математической культуры;

Организация и проведение элективных курсов, кружков математической направленности;

Организация повышения квалификации учителей математики с использованием различных форм (курсы повышения квалификации, учебные и методические семинары);

Проведение заседаний ШМО по вопросам реализации Концепции развития

Изучение и распространение опыта работы учителей начальных классов и учителей математики математического образования;

Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по математике и результатов ГИА в 9,11 классах, формирование предложений по совершенствованию математического образования в следующем учебном году;

Создание тематического раздела по вопросам реализации Концепции на официальном сайте школы;

Организация внеурочной деятельности математической направленности (по развитию логического мышления, математических способностей и пр.);

Проведение общешкольного родительского собрания по реализации мероприятий в рамках «Концепции математического образования в школе»

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России занять лидирующее положение в мире.

    Глубокое изучение нормативных документов,

    разработка планов реализации Концепции н,

    анализ результатов итоговой аттестации,

    учет требований Федеральных государственных образовательных стандартов

– есть механизм успешной реализации Концепции математического образования.

« Школы существуют ради детей...…и всё, что мы делаем, должно соответствовать этой единственной цели»

О Концепции математического образования в России

  • Указ Президента РФ В. В. Путина № 599, от 7 мая 2012 г.

«О разработке Концепции развития математического образования в РФ»


  • Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни.
  • Изучение и преподавание математики играет системообразующую роль в образовательной системе.
  • Качественное математическое образование граждан существенным образом улучшает как их повседневную жизнь, так и экономический потенциал страны и ее обороноспособность.
  • И развитые страны (США, ЕС), и страны, совершающие рывок в технологическом развитии (КНР, Южная Корея, Индия), вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Проблемы современного математического образования

Система математического образования, сложившаяся в России, является прямым наследником советской системы, перенявшим как ее достоинства, так и серьезные недостатки. В процессе социальных изменений 1990-х годов обострились имевшиеся и накопились новые проблемы, которые можно условно разделить на следующие группы:

  • Низкая мотивация учащихся и студентов
  • Избыточное единство требований к результатам образования
  • Моральное старение содержания обучения
  • Отрыв вузовского образования от современной науки и общее падение их уровня

  • Стратегическая цель данной концепции

не только восстановить былые позиции ,

но и выйти на качественно новый уровень в математическим образовании и математической науке, что позволило бы России занять одно из лидирующих мест в мировой науке, технологии, экономике.


Для этого математическое образование должно обеспечить:

  • Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе. Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи. Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны. Развитие математики, науки и культуры в целом. Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
  • Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе.
  • Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи.
  • Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны.
  • Развитие математики, науки и культуры в целом.
  • Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.

  • необходимо ввести три уровня требований
  • необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
  • необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
  • Первый уровень – знания, необходимые для успешной жизни в современном обществе;
  • Второй уровень – знания, необходимые для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
  • Третий уровень – знания, необходимые для подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.
  • Необходимо обеспечить каждому учащемуся , независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования.

  • информационной средой.
  • Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
  • Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров.
  • Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.

  • Создание российских баз данных по результатам исследовательской деятельности в области математики и математического образования и на их основе разработка системы измерения эффективности исследовательской работы и преподавания.
  • Обеспечение дополнительного федерального финансирования образовательных программ мирового уровня на основании объективных независимых критериев и экспертных оценок, включающих, в том числе, уровень научных результатов магистров и аспирантов и публикационную активность преподавателей.

  • Увеличение в структуре содержания доли таких разделов как «Геометрия», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Логика».
  • Создание механизмов компенсирующего математического образования в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет-курсов.
  • Допускается отказ от полного дедуктивного построения общеобразовательных школьных программ по математике. Дедуктивный курс математики может лежать в основе обучения на высоком уровне.

  • Для эффективной реализации программы уровневого обучения необходима создание системы мониторинга индивидуальных учебных траекторий обучающихся , начиная с первого года обучения. Создание государственной сертификации достижения уровней школьной математической подготовки
  • Система итоговой аттестации по математике должна оценивать достижение выбранного уровня математической подготовки.
  • Для учащихся, достигших выбранного уровня математической подготовки в основной школе и не претендующих на достижение следующего уровня, на ступени старшей школы должна быть предусмотрена возможность развивающего общекультурного обучения математике.

  • Для учащихся, не достигших к окончанию основной школы, уровня математической подготовки, необходимого для успешной жизни в обществе, дальнейшее математическое образование на старшей ступени средней школы должно проводиться по компенсирующим программам, позволяющим достичь этого уровня и успешно подготовиться к выполнению сертификационных испытаний (?).
  • Вступительные требования к математической подготовке абитуриентов вузов должны быть приведены в соответствие с уровневой системой школьного математического образования.

  • Никакое изменение содержания математического образования не должно сопровождаться сокращением объема интеллектуальной деятельности .
  • Необходимо усиление роли творческих заданий в образовательном процессе
  • Необходимо сохранять лучшие традиции российского математического образования и учительства , которые предписывают найти и раскрыть потенциал каждого учащегося, никогда не оставляя попыток разбудить в учащемся любопытство и вкус к знаниям.

  • Поддержка лидеров математического образования, осуществляющих высококачественную подготовку учащихся школ, а также ведущих активную методическую, просветительскую работу.
  • Создание качественно новой системы непрерывного повышения квалификации и методической поддержке учителей (?).
  • Работа по направленному поиску будущих учителей , повышение привлекательности учительской профессии для наиболее подготовленных студентов математических факультетов университетов и педагогических вузов.

Математическое просвещение, дополнительное образование и популяризация математики

Необходимы следующие меры:

  • государственная поддержка издания популярной математической и естественнонаучной литературы для детей и школьников разных возрастов, а также для взрослых;
  • создание и внедрение массовых популярных лекций по математике и её приложениям на телевидении и в Интернете, радиопрограмм с привлечением ведущих ученых и популяризаторов науки;
  • государственная поддержка энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов.

  • Будут также использоваться международные оценки : результаты международных сравнительных исследований и олимпиад, показатели качества математического образования в вузах, используемые в международных рейтингах; индексы цитирования и международные премии, получаемые математиками.
  • Будут оцениваться отношение общества и отношение учащихся к математике, ее достижениям и приложениям, к математическому образованию, к профессиональной деятельности, для которой нужна математическая квалификация.

  • Нет детей, «неспособных к математике». Рекомендация ЮНЕСКО и Международного бюро по образованию говорит о «способности практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности». Необходимо предусматривать возможности как для ранней профилизации, так и для гибкого изменения образовательного пути.

  • Будет обеспечено право каждого гражданина России, независимо от возраста, на бесплатное математическое образование, учитывающее его индивидуальные профессиональные, интеллектуальные и культурные запросы.
  • Вузы будут готовить достаточное количество выпускников математической квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. В частности, программы углубленного изучения предметов математического цикла в школах будут обеспечивать потребности вузов.

  • Новое поколение учителей математики будет формироваться из студентов университетов, педагогических и иных вузов, которые сознательно выбрали для себя будущую профессию педагога, показали отличные результаты уже в школе и в вузе (?).
  • Математические исследования в российских вузах и исследовательских центрах достигнут уровня, не уступающего ни одной из ведущих мировых держав. Российские математические журналы войдут в число наиболее престижных в мире.

  • Для каждого обучающегося будет обеспечен оптимальный индивидуальный прогресс и поддержание мотивации, отсутствие пробелов в базовых знаниях . Для педагога будет обеспечена возможность автоматизированного измерения этого прогресса по единым критериям (в ходе учебного процесса и ежегодно).

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев


Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

I. Значение математики в современном мире и в России

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.


II. Проблемы развития математического образования

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы.

1. Проблемы мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.


2. Проблемы содержательного характера

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в образовательных организациях высшего образования оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.


3. Кадровые проблемы

В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели образовательных организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках своей образовательной организации высшего образования. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.


III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

Обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;

Повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;

Обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

Популяризация математических знаний и математического образования.


IV. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить:

В дошкольном образовании - условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;

В начальном общем образовании - широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

2. Основное общее и среднее общее образование

Математическое образование должно:

Предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

Обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;

Обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от места и условий проживания возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад и др.). Соответствующие программы могут реализовываться и организациями высшего образования (в том числе в рамках существующих и создаваемых специализированных учебно-научных центров университетов, а также сетевых форм реализации образовательных программ).

Достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик математического образования, сформировавшихся в общеобразовательных организациях.


3. Профессиональное образование

Система профессионального образования должна обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины. Для этого необходимо разработать современные программы, включить основные математические направления в соответствующие приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики.

Студенты, изучающие математику, включая информационные технологии, и их преподаватели должны участвовать в математических исследованиях и проектах. Преподавателям математических факультетов классических университетов необходимо вести признаваемые профессиональным сообществом фундаментальные исследования, а их студенты должны уделять значительно больше времени, чем в настоящее время, решению творческих учебных и исследовательских задач. Преподаватели математических кафедр технических университетов должны вести исследования в фундаментальной математике или в прикладных профильных областях, выполнять работы по заказу организаций, в которых принимают участие и студенты (аналогично для экономических и других образовательных организаций высшего образования), преподаватели математических кафедр педагогических вузов должны работать со школьниками, участвовать в разработке аттестационных материалов, учебных пособий для школьников. Студентам (в том числе готовящимся стать учителями и воспитателями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) необходимо решать задачи элементарной математики в зоне своего ближайшего развития, в существенно большем объеме, чем сегодня, проходить практику в школе, используя эту деятельность как основу и мотивирующий фактор для получения психолого-педагогических знаний.

Взаимодействие органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций должно быть ориентировано на поддержку прихода в школу лучших выпускников математических факультетов педагогических образовательных организаций высшего образования, выпускников профильных специальностей классических университетов. Необходимо обеспечить лучшим выпускникам, обучавшимся по программам математической направленности образовательных организаций высшего образования и имеющим склонности и способности к педагогической работе, возможность преподавать в образовательной организации высшего образования.


4. Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука

Для успешных преподавателей должна быть обеспечена возможность их профессионального роста в форме научной и прикладной работы, дополнительного профессионального образования, включая стажировку в организациях - лидерах фундаментальных и прикладных исследований в области математики и математического образования.

Важной является поддержка в России мировых организаций, решающих задачу подготовки исследователей и преподавателей высшего уровня, в том числе создание научно-образовательных центров мирового уровня, приглашающих ученых для проведения исследовательской работы и участия в разработке образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования и научные центры должны обеспечить передовой уровень фундаментальных и прикладных исследований в области математики и их использование в математическом образовании. Необходимо усилить интеграцию российских математических исследований в мировую науку, обеспечить достижение математическими факультетами ведущих российских университетов высоких позиций в мировых рейтингах, а также рост качества, количества и цитируемости работ российских математиков, привлекательность российского математического образования для лучших иностранных студентов и профессоров. Должна повыситься мобильность студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, должно развиваться сотрудничество между образовательными организациями высшего образования и исследовательскими институтами.

Для решения задач настоящей Концепции предусматривается доработать систему оценки труда с учетом специфики деятельности и международной практики оценки труда преподавателей математики, научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, занятых по профилю математики.

Образовательные организации высшего образования и исследовательские центры должны участвовать в работе по математическому просвещению и популяризации математических знаний среди населения России.

5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается:

Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;

Создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых;

Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.


V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.

Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: - началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р

Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

Значение математики в современном мире: играет системообразующую роль в образовании, развивает познавательные способности человека, логическое мышление, влияет на преподавание других дисциплин. в России: создание инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

Проблемы развития математического образования: Низкая мотивация школьников и студентов, которая связана с недооценкой математического образования перегруженностью программ техническими элементами устаревшим содержанием; 2 . Содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования; 3. Кадровая. В России не хватает учителей и преподавателей вузов, которые могли бы качественно преподавать математику.

вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. Цель Концепции

Задачи: сохранить достоинства советской системы математического образования и «преодолеть серьезные недостатки»; обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося с применением современных технологий образовательного процесса; модернизировать содержание учебных программ, исходя из потребностей в специалистах различного профиля; повысить качество работы преподавателей математики (от школьных до институтских); усилить материальную и социальную поддержку преподавателей математики; сформировать у учеников и учителей установку: «нет неспособных к математике детей»; стимулировать индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, привлекая к работе учителей с большим опытом работы и др.

Основные направления реализации Концепции Дошкольное и начальное общее образование в дошкольном образовании – освоение воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни; в начальном общем образовании – обеспечение математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде).

2. Основное общее и среднее общее образование предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности. В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования. Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.

В результате реализации концепции будут введены уровни математического образования: первый уровень - для успешной жизни в современном обществе; второй уровень - для профессионального использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности; третий уровень - для дальнейшей подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.

3. Профессиональное образование должно обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины. 4. Дополнительное профессиональное образование подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации....

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. 23 января 2014 года....

План мероприятий СКИРО ПК и ПРО по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2016 год

План мероприятий СКИРО ПК и ПРО...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то