Рекомендации учителя-дефектолога на летний период. Общие сведения План учителя дефектолога доу летний период
План работы учителя-дефектолога
средней общеобразовательной школы №41
Г. А. Василькиной на 2017 -2018 учебный год
Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основные направления работы:
1. Диагностическое:
Выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;
2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;
3. Консультативно-просветительское:
Оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;
Обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.
Работа с учащимися по направлениям:
№ п/п | Направление работы | Класс | Цель проведения мероприятия | Сроки проведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностическое направление 1.Изучение уровня умственного развития | Подбор диагностик для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта. Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Определение особенностей познавательной и учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Индивидуальные занятия с детьми. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Динамическое наблюдение за развитием учащихся | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста. | ноябрь; февраль; май |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам) | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения | Ноябрь; май |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекционное направление 1.Сенсорное и сенсомоторное развитие | С учащимися, зачисленными на занятие | Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Умственное развитие | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Нормализация деятельности школьника | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультативно-просветительское направление 1.Индивидуальные консультации для педагогов | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Выступления на родительских собраниях | Пропагандировать знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Способствовать осознанию родителями особенностей ребенка и его проблем. | По планам работы классных руководителей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Индивидуальные консультации для родителей | Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно-методическое направление 1.Участие в заседаниях школьного ПМПк | Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка. | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Оформление документации |
Лето для детей - это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливание. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенный в течении учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод пройденного материала - включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подбор игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения» : 1. Игры с мячом : «Съедобное-не съедобное» , «Живое не живое» , «Я знаю 5 названий (имён) », «Наоборот» (на слова с противоположным значением : высокий – низкий, легкий – тяжелый). Помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка. 2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в тоже время хорошо развивать словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести : «Какими словами или красками можно описать время года» . Назови : слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова. Расскажи о предмете : какой он? Яблоко какое? (зеленое, большое, твердое, сочное) . Цветок что делает? (растет, цветет, распускается, вянет) и тд. 3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро, середины (длинного как день) и конца (короткого как вечер) . 4. Развивайте мелкую моторику : Собирать, перебирать ягоды Полоть грядки Выкладывать рисунки из камней, шишек, круп Играть с глиной, мокрым песком Играть с мячами и мячиками (кидать, ловить, кидать в цель) Бросать и ловить летающие тарелочки Собирать мозаики, конструкторы, паззлы Перебирать крупы Играть с пальчиками в народные игры (например, сорока - белобока) Рисовать и раскрашивать Складывать бумагу (оригами) Вышивать Завинчивать гайки Плести из бисера Лепить из пластилина, теста и тд. Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать , создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось. Попросите описать понравившегося героя. Это хорошо развивает мышление и воображение. Спрашивайте, что обозначает то или иное слово. Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой не простой задачей мы с вами справимся только лишь благодаря совместным усилиям, упорстве и оптимизме. Родители должны помнить : Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его Занятие должно проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить лишь, усвоив первое Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправлять их Постоянно контролировать речь ребенка, учить правильно произносить звуки в словах и фразах Не требовать от ребенка говорить или называть то, что ему в данный момент не доступно. И помните, разговаривайте чаще со своими детьми, отвечайте на их вопросы и объясняйте то, что им интересно! Учитель-дефектолог : Краснояружска Кристина Германовна Публикации по теме: Анкета для родителей о работе учителя-дефектолога Анкета «Удовлетворенность родителей работой учителя-дефектолога ДОУ» Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы по пятибалльной. Годовой план учителя-дефектолога Годовой план работы учителя-дефектолога Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль 1 Организационная работа Подготовка кабинета. Индивидуальная работа учителя-дефектолога с дошкольниками. Лексическая тема «Зимующие птицы»Развитие восприятия Игра «Угадай птицу» Рассмотри картинки и назови птиц. Игра «Помоги мальчику определить. Индивидуальная работа учителя-дефектолога с дошкольниками Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» Развитие восприятия Игра «Угадай, у кого кто?» Посмотри и скажи, у кого кто? Соедини. Индивидуально-дифференцированный подход на занятии учителя-дефектолога 1 Происходящие в России изменения затрагивают и систему образования, которая тоже должна изменяться, чтобы удовлетворять новым требованиям,.
ПРИНЯТО решением педагогического совета . Заведующий МОУ детский сад № 000 _____________ План ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ муниципального образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 000 Красноармейского района г. Волгограда Учебный год
Цель: создание условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период.
Задачи: 1. Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. 2. Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие воспитанников, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательных способностей дошкольников. 3. Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Пояснительная записка Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе определяется целью деятельности учителя-дефектолога — обеспечить своевременную специализированную помощь обучающимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта. Основные задачи:
Основные направления деятельности:
предусматривает деятельность, которая способствует дальнейшей плодотворной практической работе учителя-дефектолога в течении всего учебного года. Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу. предусматривает проведение занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся:
В просветительно-профилактическом направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей. Аналитическое направление , которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.
Основными показателями достижений результатов моей работы можно считать, развитие положительной динамики в сфере формирования и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как личности, а именно:
Таким образом, в своей работе я должна активно включаться во все сферы образовательного процесса. Организовывать свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, медсестрой разрабатывать и реализовывать комплексные программы коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовать в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями. План работы составила: _____________ учитель-дефектолог И.Л.Князева М АДОУ «Детский сад № 3» План летне-оздоровительной работы на июнь месяц в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя – дефектолога. I . Организационная работа 1. составить перспективно – тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год. 2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2018 - 2019 учебный год. 3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС 4. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей 5. систематизировать материал для оформления портфолио. II. Работа с детьми. Цель: развитие познавательных способностей детей в разнообразных видах детской деятельности: (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, элементарный бытовой труд, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательная деятельность
|