Что не является компонентом здоровья. Здоровье: сущность понятия и его компоненты

Человек являет собой отражение двух сторон - биологи­ческой и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состо­яние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от био­логического.

Соотношение социального и биологического в человеке явля­ется главным в понимании характера здоровья и болезни.

В насто­ящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье связано с организ­мом и зависит от динамического равновесия функций всех вну­тренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружа­ющей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и сис­тем организма человека, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития;

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье. Психическое здо­ровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечи­вающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здо­ровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активно­сти и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятель­ного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Современные специалисты в области гигиены труда и про­фессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Социальные условия - это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Соци­альные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здоровьем ус­ловно : психические свойства и качества личности не существу­ют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формиру­ются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагопри­ятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием мо­жет противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье.

Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья :

· Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.

· Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

· Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Основа сексуального здоровья определяется:

Способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;


Свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;

Отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

· Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).

Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное , репродуктивное , профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются:

Для физического здоровья – «я могу»;

Для психического здоровья – «я хочу»;

Для нравственного здоровья – «я должен».

Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида.

Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).



Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья).

Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы – между ними существуют разнообразные состояния».

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

· Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;

· Предболезнь – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации;

· Болезнь – состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов).

Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д.

Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

  • 1) уровень физического развития,
  • 2) уровень физической подготовленности,
  • 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,
  • 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Репродуктивное здоровье - компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье - состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье - это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля - смерть), когда человек выздоравливает - уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье - отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

  • 1. Здоровье - состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);
  • 2. Предболезнь - состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
  • 3. Болезнь - процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала.

Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) - способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) - способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) - способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) - способность развивать физическую составляющую здоровья, "осознавать" собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) - способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) - способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) - способность развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья - это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно.

Здоровье человека

Соматическое, физическое, психическое, нравственное, индивидуальное, популяционное и репродуктивное здоровье.

Роль генотипа и фенотипической изменчивости в формировании показателей здоровья.

Фенотип каждого организма формируется под влиянием генотипа и условий среды. Генотип определяет норму реакции организма - границы изменчивости выражения признака под влиянием изменяющихся условий окружающей среды. Те различия, которые зависят только от условий среды, называются модификациями. Роль генотипа и определенных факторов среды в образовании разных признаков организма может быть очень различной. Есть такие признаки, которые в основном обусловлены генотипом. К ним относятся качественные признаки, такие как группы крови, форма ушей у свиней, окраска тела и др. В то же время на формирование целого ряда признаков, особенно хозяйственно полезных (удой, содержание жира и белка в молоке, живая масса и др.), во многом влияют условия внешней среды.

Организм человека – единое целое. Единство организма и среда.

Организм - это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим. Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, напримерразмножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

Единство организма и среды . Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторы для своего существования и развития. Основоположник отечественной физио­логии И. М. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологи­ческих процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодейст­вие и единство организма с окружающей средой.

Рост и развитие.

Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м,см)

Развитие - это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Возрастная периодизация.

Возрастная периодизация - периодизация развития человека от рождения и до смерти, определениевозрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Период внутриутробного развития.

Период новорожденности (2--3 недели).

Период грудного возраста -- до 1 года.

Преддошкольный, ясельный возраст -- с 1 года до 3 лет.

Дошкольный возраст -- с 3 до 7 лет.

Период отрочества, или младший школьный возраст, -- с 7 до 12 лет.

Подростковый возраст -- с 12 до 15 лет.

Старший школьный возраст -- с 14 до 18 лет у девушек и с 15-- 16 лет до 19--20 у юношей.

Зрительный анализатор.

Зрительный анализатор является важнейшим среди других, потому что дает человеку более 80% всей информации об окружающей среде.

Зрительная сенсорная система состоит из трех частей:

Периферической, содержащуюся рецепторным аппаратом сетчатки глаза (палочками и колбочками);

Проводниковой, состоящий из чувствительного правого и левого зрительного нерва, частичного перекреста нервных зрительных путей правого и левого глаза (хиазма), зрительного тракта, вносят много переключений, когда проходит через зрительные бугорки чотиригорбикового тела среднего мозга и таламус (латеральные коленчатые тела) промежуточного мозга и далее продолжается до коры головного мозга;

Центральной, находящийся в затылочных областях коры головного мозга и где именно расположены высшие зрительные центры.

Благодаря хиазмам зрительных путей от правого и левого глаза достигается эффект надежности зрительного анализатора, так как воспринимаемая глазами зрительная информация делится примерно поровну таким образом, что от правых половин обоих глаз она собирается в один зрительный тракт, который направляется в центр зрения левого полушария коры головного мозга, а от левых половин обоих глаз - в центр зрения правого полушария коры головного мозга.

Функцией зрительного анализатора является зрение , то бы то способность воспринимать свет, величину, взаимное расположение и расстояние между предметами с помощью органов зрения, каким является пара глаз.

Каждый глаз содержится в углублении (глазнице) черепа и имеет вспомогательный аппарат глаза и глазное яблоко.

Слуховой анализатор

В процессе эволюции у животных образовался сложный по структуре и функции слуховой анализатор. Слух - это способность животных воспринимать и анализировать звуковые волны.

К периферическому отделу слухового анализатора относятся: 1. Звукоулавливающий аппарат - наружное ухо, 2. Звукопередающий - среднее ухо, 3. Звуковоспринимающий аппарат - внутреннее ухо (улитка с кортиевым органом).

Слуховой анализатор человека является вторым по значимости анализатором, участвующим в обеспечении его познавательной деятельности и адаптивных реакций. Его особую роль связывают с членораздельной речью. Восприятие звуков считается основой членораздельной речи. При потере в раннем детстве слуха, исчезает и речевая способность. При этом сохраняется целостность артикуляционного аппарата. Слуховой анализатор раздражается при воспроизведении звуков. Его периферический (рецепторный) отдел превращает энергию волн звуков в энергию возбуждения нервов. Этот отдел представлен в виде рецепторных волосковых клеток органа Корти, которые находятся в улитке. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/22600/sluhovoy-analizator

Фонорецепторы относятся к рецепторам механическим и, являясь вторичными, представлены в виде наружных и внутренних волосковых клеток. Человек обладает порядка 20000 наружными и 3500 внутренними волосковыми клетками. Внутренние клетки располагаются на главной мембране в среднем канале внутреннего уха. Слуховой анализатор имеет центральный отдел, представленный слуховой зоной коры. В эту область через нерв передается возбуждение. Слуховая зона представлена в виде точной проекции фонорецепторов улитки. Лежащие у ее основания рецепторы способны воспринимать высокие звуки. Этим рецепторам соответствует особый участок слуховой зоны коры. Другому участку соответствуют рецепторы в верхних отделах улитки, раздражающиеся при воспроизведении низких звуков. Между этими участками располагаются полосами нервные клетки. Каждая полоса способна воспринимать по октаве промежуточных тонов. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/22600/sluhovoy-analizator Основная перепонка расположена во внутренней части канала улитки. Она включает в себя двадцать четыре тысячи упругих волоконец, на которых располагаются рецепторы слуха. Их количество равно количеству волоконец в основной перепонке. Верхушки этих клеток снабжены волосками. Покровная перепонка свисает над ними. Эта перепонка способна касаться волосковых клеток. Окончания нерва подходят к фонорецепторам. Восприятие звуковых колебаний осуществляется при помощи ушной раковины. Колебания проходят по наружному проходу и, достигая барабанной перепонки, заставляют ее двигаться. В целях поддержания давления внутри среднего уха такого же, как атмосферное давление, есть евстахиева труба. Это, в свою очередь, исключает искажения звуков барабанной перепонкой. Передача движений барабанной перепонки осуществляется к перепонке в окне преддверия и слуховым косточкам. Движения перепонки окна преддверия провоцируют колебания жидкости в улитке, что, в свою очередь, провоцирует возникновение колебаний волоконец основной мембраны. При восприятии различных звуков происходит колебание в определенных группах волоконец. При их движениях происходит соприкосновение покровной перепонки и волосковых клеток. Такое строение слухового анализатора дает возможность анализировать звуковые раздражители по силе, высоте и характеру звука. Звуковое восприятие играет важную роль в процессе ориентировки в конкретной обстановке или окружающем человека пространстве. Слуховой анализатор позволяет различать огромное количество словосочетаний и слов. Таким образом, происходит общение с другими людьми. Кроме того, человек способен различать звук или шум на значительном расстоянии. Так слуховой анализатор, воспринявший шум поезда, например, заставляет отойти подальше от края платформы. В другом случае, восприняв звук шагов, возникших за спиной, человек настораживается и оборачивается. Воспринятая при помощи органов слуха музыка, помогает танцовщикам овладевать ритмом и темпом движений. При этом происходит взаимодействие слухового и двигательного анализаторов. Яндекс.Директ - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/22600/sluhovoy-analizator

Причины детской нервности

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при возбудимом типе - недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпается.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режима, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически, т. е. длительно.

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные споры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Частые телевизионные передачи, посещения театра и кино, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Стресс и адаптация

Стресс (стресс и адаптация ) - это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. Физиологические понятия "стресс и адаптация" обозначают ответные реакции организма на необычные воздействия внешней среды (природной и социальной). При этом стресс является способом экстренного уравновешивания организма к необычным условиям за счет мобилизации функциональных резервов, а адаптация - механизмом долговременного уравновешивания (приспособления) организма, в процессе которого увеличивается мощность саморегуляции отдельных систем.

Адаптация (стресс и адаптация ) - состояние уравновешивания организма к необычным условиям, как природным, так и профессиональным.

При длительном воздействии необычных факторов среды в организме, развиваются морфофункциональные адаптационные перестройки, направленные на уравновешивание организма в этих условиях. Сущность адаптации сводится к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, лимитирующих приспособление. Количественный рост ведет к качественным изменениям. Увеличение интенсивности функционирования структур является пусковым механизмом активации генетического аппарата клетки и активации синтезе белков и увеличения массы клеточных структур, а снижение интенсивности функционирования дает обратный процесс. Генетические и морфофункциональные перестройки при адаптации получили наименование - "концепция структурно-функционального следа".

Неврозы у детей

Неврозы – психогенные заболевания, представляющие собой реакцию личности на психическую травму (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

Что провоцирует / Причины Неврозов у детей:

Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей, и окружающих, физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, ошибки в воспитание.

Эпилепсия

Эпилепсия – это хроническое заболевание головного мозга, основным проявлением которого являются спонтанные, кратковременные, редко возникающие эпилептические приступы. Эпилепсия – одно из самых распространенных неврологических заболеваний. У каждого сотого человека на Земле бывают эпилептические приступы.

Чаще всего эпилепсия носит врожденный характер, поэтому первые приступы появляются в детском (5-10 лет) и подростковом (12-18 лет) возрасте. В таком случае повреждения вещества мозга не определяются, изменена только электрическая активность нервных клеток, и понижен порог возбудимости головного мозга. Такая эпилепсия называется первичной (идиопатической), течет доброкачественно, хорошо поддается лечению, и с возрастом пациент может полностью отказаться от приема таблеток.

Другой тип эпилепсии – вторичный (симптоматический), он развивается после повреждения структуры головного мозга или нарушения обмена веществ в нем – в результате целого ряда патологических влияний (недоразвитие структур мозга, черепно-мозговые травмы, инфекции, инсульты, опухоли, алкогольная и наркологическая зависимость и др.). Такие формы эпилепсии могут развиваться в любом возрасте и труднее поддаются излечению. Но иногда возможно полное излечение, если удаётся справиться с основным заболеванием.

Отказ от вредных привычек

Вредные привычки разрушают здоровье и жизнь человека и мешают ему добиваться исполнения ваших желаний. Они лишают здоровья не только физического, но и психического, тратят время и энергию, которых и так не слишком много.

Влияние вредных привычек

Основные причины появления вредных привычек в нашей жизни – стресс и скука. А основная причина появления стресса и скуки в нашей жизни – неумение с этой жизнью обращаться. Речь не только об алкоголе и курении; кусать ногти, спускать огромные суммы в магазинах, сутками сидеть в интернете - все те же способы немного уменьшить пустоту и тревогу, которые мы испытываем, когда понимаем, что не справляемся с собственной жизнью.

Однако все мы понимаем, что проблем от этого становится только больше. Мы предлагаем новые, здоровые способы борьбы со стрессом, а заодно и с вредными привычками. Конечно, стресс и другие психологические сложности зачастую имеют глубокие причины, но мы уверены, что отказ от вредных привычек сделает жизнь легче и освободит ресурсы для решения более важных проблем.

Определения понятия «здоровье» . Здоровье как целостное, динамическое, многоуровневое состояние.

Здоровье человека - это не только наличие или отсутствие у него болезней, а такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию.

Одной из фундаментальных проблем валеологии является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.

В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о «критических периодах», однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.

Необходимо определить материальный (морфофункциональный и психофизиологический) субстрат и структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся и геноме.

Как видно из представленной таблицы (см. табл. 1), показатели, определяющие индивидуальное здоровье, имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мер применительно к каждому показателю.

соматическое, физическое, психическое, нравственное, индивидуальное, популяционное и репродуктивное здоровье.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основусоматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Этапрограмма развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапахонтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека(формирование его соматического здоровья), а с другой стороны - обеспечивают индивидуализацию этогопроцесса.

2. Физическое здоровье - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей,органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровьясоставляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Этосостояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями ихудовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основунормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационнойосновы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяетсистема ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан собщечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Этот компонент в значительной мере определяетсядуховностью человека, его знаниями и воспитанием.

1. Астеник - это

А) гармонично развитый человек;

Б) человек худощавый с длинными конечностями;

В) А – образная фигура;

Г) увеличенное количество жирового компонента

2. Типом телосложения, генотипом, уровнем обмена веществ, функциональным состоянием организма характеризуется

А) моральное здоровье человека;

Б)физическое здоровье человека;

В) психическое здоровье человека;

Г) социальное здоровье человека

4. Сколько % в идеальной фигуре должна составлять талия от окружности грудной клетки?

5. У астеников - женщин обхват запястья составляет

А) больше 18 см;

Б) меньше 16 см;

В) больше 20 см;

Г) меньше 10 см

А) рост/ вес;

Б) вес/ рост;

В) объем груди/ рост;

Г) объем таза/ объем талии

7. Тучные, полные люди относятся к типу телосложения

А) астеник;

Б) нормостеник;

В) гиперстеник;

Г) суперстник

8. Сколько % от окружности грудной клетки в идеале составляет шея?

9. Что такое ОГК в валеологии?

А) обхват грудной клетки;

Б) образец главного критерия;

В) обхват головной клетки;

Г) обхват голого колена

10. Чему равен идеальный вес мужчины (по индексу Кетле)?

А)370 – 400 г/ см;

Б) 500-600 г/ см;

В) 250-300 г/ см;

Г) 430-480 г/ см;

11. Каким типом телосложения обладает женщина, если обхват запястья составляет 18 см?



А) астеник;

Б) нормостеник;

В) гиперстеник;

Г) антистеник

12. Какой тип фигуры является идеальным?

13. Из перечисленных пунктов: 1) вес; 2) рост; 3) ЧСС; 4) артериальное давление – к антропометрическим измерениям относят:

14. Укажите правильный тип телосложения

А) мегастеник;

Б) астеник;

В) аутстеник;

Г) физикстеник

15. Соматическое здоровье - это

А) тип нравственного и психического здоровья;

Б) тип телосложения, генотип, уровень обмена веществ; функциональное состояние организма;

В) регулярная двигательная активность;

Г) соответствие уровня жизни индивидуальным особенностям человека

16. Какая «буквенная» формула типа фигур верна?

А) А, О, Х, П, Т;

Б) Б, О, Х, А, И;

В) А, О,I, Х, Т;

Г) И, Т, О, Х, П.

17. Какова протяженность кровеносных капилляров в организме человека?

Б) 200 тыс. км;

В) 100 тыс. км;

18.Функциональная проба - это

А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;

Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;

В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;

Г) увеличение мышечной массы

19. Тест Руфье-Диксона позволяет оценить:

А)скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки и используется для характеристики общей физической работоспособности;

Б) быстроту простой реакции;

В) жизненную емкость легких;

Г) максимальное потребление кислорода

20. Тест Купера – это

А) пробегание 3 км дистанции с максимальной скоростью;

Б) прохождение 3 км дистанции с максимальной скоростью;

В) пробегание максимально возможного расстояния в течение 12 минут;

Г) количество прыжков через скакалку в течение 1 минуты.

21. 12 - минутный тест Купера позволяет в индивидуальном порядке определить:

А) жизненную емкость легких;

Б) степень физической подготовленности и максимальное потребление кислорода непрямым способом;

В) частоту сердечных сокращений после стандартной нагрузки;

Г) артериальное давление после стандартной нагрузки.

22. Поза Ромберга позволяет определить:

А) состояние ЦНС;

Б) состояние мышечной силы;

В)состояние вестибулярного аппарата;

Г) степень развития общей выносливости;

23. Как проводится функциональная проба «Поза Ромберга»?

А) испытуемый пробегает 100 м с учетом времени;

Б) испытуемый сохраняет равновесие на одной ноге с закрытыми глазами с учетом времени;

В) испытуемый реагирует на звуковой сигнал с учетом времени;

Г) испытуемый выполняет прыжок в длину с места с учетом расстояния.

24. Тейпинг – тест используется для определения состояния

А) сердечно-сосудистой системы;

Б) дыхательной системы;

В) нервно-мышечного аппарата;

Г) кардиореспираторной системы.

25. Как проводится тейпинг – тест?

А) испытуемый должен попасть в цель из 3 попыток;

Б) испытуемый в течение 40 секунд ставит точки на листе бумаги;

В) испытуемый выполняет прыжок с места;

Г) испытуемый сохраняет равновесие на одной ноге с закрытыми глазами.

26. Гипоксические пробы используют для оценки:

А) адаптации человека к гипоксии, в частности скорость протекания обменных процессов, устойчивость дыхательного центра к гипоксии и выносливость сердца;

Б) способности перестраивать двигательные действия в зависимости от обстановки;

В) выполнять действия длительное время, не снижая ее эффективности;

Г) выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой.

27. Проба Генчи предполагает выполнение испытуемым

А) задержки дыхания после максимального выдоха с регистрацией времени;

Б) 10 приседаний с максимальной скоростью;

В) максимального выдоха с регистрацией объема;

Г) ЧСС за 1 минуту в состоянии покоя.

28. Динамометрия – это

А) способ оценки силовых способностей мышечных групп спины человека;

Б) способ оценки силовых способностей мышц кисти;

В) способ оценки силовых способностей мышц ног;

Г) способ оценки силовых способностей мышц туловища.

29. Спирометрия – это

А) способ оценки дыхательной системы человека;

Б) способ оценки сердечно-сосудистой системы человека;

В) способ оценки силовых способностей человека;

Г) способ оценки координационных способностей человека;

30. Как проводится функциональная проба Руфье – Диксона?

А) испытуемый пробегает максимальное расстояние за 12 минут с фиксацией дистанции;

Б) испытуемый задерживает дыхание на вдохе с фиксацией времени задержки;

В) испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд;

Г) испытуемый выполняет наклон вперед, не сгибая колени

Тема 3

Двигательная активность и здоровье.Механизмы оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека.

1. Назовите 1 элемент, входящий в скоростные способности человека

Б) темп;

В) равновесие;

2. Как называются упражнения, при которых воздействию подвергаются мышцы, их оболочка, сухожилия, связки, суставы?

А) силовые;

Б) аэробные;

В) анаэробные;

Г) растягивающие

3. Какие упражнения улучшают устойчивость к холоду?

А) силовые;

Б) координационные;

В) растягивающие;

Г) дыхательные

4.Какой вид выносливости вырабатывает способность человека противостоять неспецифическому утомлению?

А) специальная;

Б) силовая;

В) скоростная;

Г) общая

5. Наращивание физической нагрузки в течение времени бывает

А) прямое, краткое, прерывистое

Б) линейное, ступенчатое, волнообразное;

В) отрезковое, непрерывное, длительное

Г) смешанное

6. Скоростные способности развиваются при помощи

А) упражнений, выполняемых с максимальной скоростью;

Б) упражнений, выполняемых с минимальной скоростью;

В) упражнений с отягощением;

Г) аэробных упражнений

7. В каком режиме работы мышца способна проявить максимальной усилие?

А) преодолевающем;

Б) смешанном;

В) уступающем;

Г) статическим

8. При многократном выполнении аэробных упражнений миокард

А) увеличивается;

Б) сокращается в объеме;

В) остается без изменений;

Г) распадается на волокна

9. Что означает «уступающий режим работы мышц»?

А) длина мышечного волокна увеличивается (мышца растягивается);

Б) длина мышечного волокна уменьшается (мышца сокращается);

В) длина мышечного волокна не изменяется;

Г) длина мышечного волокна то увеличивается, то уменьшается

10. Какая способность развивается при помощи упражнений, выполняемых с максимальной скоростью?

А) скоростная;

В) гибкость;

Г) общая выносливость

11. Какой принцип не относится к принципам занятий физическими упражнениями?

А) сознательность;

Б) активность;

В) трудолюбие;

Г) доступность

12. Аэробный режим работы лимитируется частотой сердечных сокращений

А)120-130 ударов в мин;

13. Какой вид упражнений не относится к аэробным?

А) ходьба;

Б) лыжный спорт;

В) конькобежный спорт;

Г)сальто назад

14. Выносливость не зависит от

А) возраст;

В) жизненная емкость легких;

Г) резус - фактор

15. К физическим способностям не относится

Б) выносливость;

В) сила воли;

Г) гибкость

16. Укажите принципы применения физических упражнений

А) рациональное распределение во времени;

Б) доступность и прогрессирование;

В) сознательность и активность;

Г) все вышеперечисленные

17. Сила – способность преодолевать ….. препятствие за счет собственных мышечных усилий

А) внутреннее;

Б) внешнее;

В) инерционное;

Г) психологическое

18. Выберите правильную последовательность упражнений в комплексном занятии физическим упражнениями

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то