Виды контроля подготовки спортсменов во время соревнований. Технические средства контроля эффективности обучения и тренировки

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

ТЕМА: ”Комплексный контроль в спортивной тренировке

Выполнил:

студент 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация”

Васькин Константин Евгеньевич

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

Разновидности комплексного контроля

В практике спорта принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный , каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов (табл.1.1).

Таблица 1.1Основные термины и понятия, используемые при контроле за подготовкой спортсменов(В.М.Зациорский, 1979)

Термин/понятие

Значение термина

Пояснения к термину, в частности способ измерения или оценки
1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

1.1 Состояние спортсмена

1.2 Оперативное состояние.

1.3 Оперативная готовность.

1.4 Текущее состояние.

1.5 Текущая готовность

1.6 Этапное состояние

1.7 Подготовленность спортсмена

1.8 Тренированность

1.9 Модельные характеристики спортсмена

1.10 Этапные модельные характеристики

Уровень морфофункциональных свойств спортсмена, определяющих его возможности к демонстрации спортивных достижений. В идеале характеризуется максимально возможным набором признаков, зарегистрированных в какой-либо период времени

Быстро изменяющееся состояние, в частности под влиянием однократного сеанса физических упражнений

Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, изменяющееся ото дня ко дню в пределах одного или нескольких тренировочных микроциклов

Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее одного месяца)

Комплексная характеристика этапного (перманентного) состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

Одна из сторон подготовленности спортсмена, характеризуемая степенью его приспособленности к трениро- вочным или тестирующим нагрузкам.

Идеальные характеристики состояния, в котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям

Идеальные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах подготовки.

Комплексное измерение максимально возможного числа признаков.

Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений, или непосредственно после окончания

Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

Результаты измерений, проведенных ежедневно либо в каждом микроцикле

Измерения, проведенные за несколько дней до старта, в котором был показан результат

Измерения на отдельных этапах тренировки

Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

Измерение физиологических реакций организма или выполнение определенных (желательно стандартных) тренировочных или тестирующих нагрузок

Прогнозирование, а также данные наблюдений прежних лет

Состояние спортсмена в мае или сентябре, состояние после пробегания дистанции 1000 м за 3 мин и т.п.

Состояние пловца на определенном метре дистанции или через 10 мин после заплыва и т.п.

Состояние в момент, непосредственно предшествующий старту, в котором был показан рекордный результат

Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

Состояние за одну неделю до достижения рекордного результата

Состояние в конце подготовительного периода тренировки

Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

Измерение ЧСС после преодоления дистанции в заданное время

Вероятные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м, например величина МПК или максимальная скорость бега

Величина МПК, которой должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

2. Тренировочные эффекты

2.1 Срочный тренировочный эффект

2.2 Отставленный тренировочный эффект

2.3 Кумулятивный тренировочный эффект

2.4 Частный тренировочный эффект

Изменения, наступающие в организме спортсмена во время тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

Изменения, наступающие в организме на следующий день после выполнения тренировочного или соревновательного упражнения

Изменения, наступающие в организме в результате суммирования следов многих тренировочных занятий

Тренировочный эффект вызываемый отдельным тренировочным средством

Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания

Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнования

Комплексные измерения, проведенные в один из периодов подготовки

Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

Изменение ЧСС на финише бега; содержание лактатов крови или сдвиг рН после забега и т.п

Изменения подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне

Тренировочный эффект, вызванный выполнением новых тренировочных упражнений

3. Разновидности контроля

3.1 Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

3.2 Комплексный контроль

3.3 Педагогический контроль

3.4 Биомеханический контроль

3.5 Оперативный контроль

3.6 Текущий контроль

3.7 Этапный контроль

3.8 Ежемесячное обследование

3.9 Этапные комплексные обследования

3.10 Углублённые медицинские обследования

Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена в процессе его подготовки

Контроль за состоянием спортсмена, осуществляемый специалистами различного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиолога ми и др.)

Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом

Контроль за двигательной активностью спортсмена, в частности техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности его оперативной готовностью

Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности его текущей готовностью

Контроль за перманентным состоянием спортсмена, в частности его подготовленностью

Разновидность этапного контроля; проводится каждый месяц

Разновидность этапного контроля; проводится на отдельных этапах подготовки и имеет целью комплексную проверку подготовленности спортсменов

Разновидность этапного контроля. Характеризуется привлечением медицинских специалистов разного профиля и нацеленностью не только на оценку подготовленности, но и на контроль за состоянием здоровья спортсмена

Контроль понимается как полостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами), и последующий анализ

Имеет целью разно-

стороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и др.

виды контроля

Педагогический контроль включает контроль за:

2) состоянием спорт смена;

3)спортивной техникой и тактикой;

4)спортивными результатами и ведением спортсмена на соревнованиях

Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением специлистов-биомехаников

Экспресс-оценка того состояния, в котором в данные минуты находится спортсмен

Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней.

Измерения, проводимые на отдельных этапах тренировки

Ежемесячные измерения

Измерения на отдельных этапах подготовки

Комплексное медицинское освидетельствование спортсменов

Контроль за состоянием спортсмена включает: тестирование спортсмена (сбор информации); сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствия плану и т.п. (анализ)

Этапное комплексное обследование спортсмена

Контроль за перечисленными показателями, который проводит тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНГ)

Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера

Измерение ЧСС для определения готовности спортсмена к очередному забегу.

Текущий (ежедневный) контроль за массой тела

Этапные комплексные обследования, углубленное медицинское обследование

Контрольные прикидки в каком-либо упражнении, проводимые каждый месяц в одни и те же дни

Комплексные обследования спортсменов в начале и в конце подготовительного периода

Диспансеризация спортсменов

Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, его подготовленность, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки – в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

Текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные колебания подготовленности, направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений, предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов:

1) план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла

спортивных играх – межигрового цикла); 3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки – это воздействие на состояние спортсмена; в результате такого воздействия состояние изменяется.

Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности – спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

В зависимости от количества частных задач, объёма показателей, включенных в программу обследований, различают углублённый, избирательный и локальный контроль. Углублённый контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса. Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т.д.

Углублённый контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсмена, их психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных различных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль.

Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

Цель этапного контроля – получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена.

Критериями физической работоспособности в таких тестах являются:

1) время, в течение которого спортсмен мог выполнить задание;

2) объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

3) максимальное потребление кислорода..

Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная легочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

Второй блок – это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап – с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В простейшем случае составляется обыкновенный график, но лучше всего использовать для этого ЭВМ.

В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнения, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла.

Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

1) достижениями в комплексе тестов;

2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

В первом случае у спортсмена ежедневно регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, быстрых упражнений с отягощениями и т.п.) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра, можно использовать для текущего контроля.

Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

Например, надежность силового теста будет высокой, если колебания повторных измерений (в один день) составляет плюс-минус 50 Н, а колебания силы ото дня ко дню – плюс-минус 500Н.

Основная задача оперативного контроля – экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержании этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Оперативный контроль является самым важным, так как по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) за- планированному.

В оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Поэтому в планах –конспектах подробно выписывали упражнения, способы их выполнения, дозировку и т.п. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры, конечно, предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к достижению необходимого эффекта.

Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Например, спортсмен не просто должен пробежать шесть раз по 400 метров, но сделать это так, чтобы частота сердечных сокращений во время бега не опускалась ниже 180 уд\мин, а следующее повторение начинать при уменьшении ее значений до 120 уд\мин.

Ускорение научно-технического процесса в спорте сказалось, прежде всего, на повышении эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс все более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования.

В начале задаются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, которые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жесткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет – то сразу же по его окончании.

Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, на сколько чувствительны они к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наилучшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов ОК определяется значением коэффициента корреляции, рассчитанного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Надёжность тестов оперативного контроля зависит, прежде всего: а) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках; б) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования. Так, например, если в первый день оперативного контроля ЧСС в беге со скоростью 7,8 м/с достигла 185 уд/мин, то при повторном испытании во второй день ЧСС будет такой же лишь в том случае, если скорость бега не изменится.

В зависимости от запланированной направленности тренировочных упражнений содержание оперативного контроля и используемые критерии состояния спортсмена меняются. Например, в тренировочных занятиях аэробной и смешанной направленности информативным критерием является ЧСС: в диапазоне от 130 до 180 уд/мин её значения линейно связаны с мощностью нагрузки и потреблением кислорода. Поэтому если тренер регистрирует у спортсмена в одном случае ЧСС 150 уд/мин, а во втором – 170 уд/мин, то он может быть уверен, что потребление кислорода возросло.

Но в занятиях анаэробной направленности ЧСС перестаёт быть информативным показателем, так как она ничего не говорит о степени интенсификации анаэробных процессов. Поэтому если у спортсмена в одном случае ЧСС равна 200 уд/мин, а в другом 220 уд/мин, то это не свидетельствует о большей активности энергетических механизмов, являющихся основными в такой работе.


Список литературы

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. – Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 271 с., ил.

2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

3. Годик М.А. Состояние спортсмена и разновидности контроля. – В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988, с. 161 – 172.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

5. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: Медицина, 1970. – 472 с.

Педагогический контроль является средством выявления воздействия используемых средств и методов тренировки на организм спортсмена. Управление процессом развития тренированности и приобретения спортивной формы основывается на постоянном сборе Достоверной, полной и своевременной информации о состоянии спортсменов и команды.
Использующийся часто на практике метод оценки подготовленности по спортивным результатам не только ограничен в своих возможностях (может использоваться лишь в соревновательном периоде), но и недостаточно достоверен, поскольку в спортивных играх результат выступления определяется сложением двух составляющих - подготовленности двух соперничающих сторон. Кроме того, сам спортивный результат (разница в счете) никак нельзя отнести к разряду эталона уровня подготовленности. Поэтому оценку эффективности учебно-тренировочного процесса можно произвести лишь по выявлении подготовленности по различным ее составляющим. С этой целью используют комплексный педагогический контроль.
В процессе тренировки контроль осуществляется непрерывно. Формы его различны:

оперативный контроль - он позволяет судить о влиянии на организм спортсмена однократного выполнения предложенных ему упражнений;

текущий контроль - с его помощью собирают информацию о состоянии спортсмена после каждой тренировки или выступления на соревновании;

этапный контроль - он помогает оценивать влияние на организм относительно более длительного этапа тренировки и выступления на соревнованиях.

Оперативный контроль дает возможность более точно индивидуально дозировать тренировочные нагрузки. Текущий контроль позволяет точнее планировать содержание тренировки в микроциклах. Подбор средств и характер тренировки на отдельных этапах и в периодах круглогодичной подготовки помогают уточнять этапный контроль .
Объективность и ценность собираемой в процессе педагогического контроля информации обеспечивают научно обоснованные методы контроля, и в частности контрольные упражнения.
В процессе тренировки педагогический контроль устанавливают по следующим разделам:
1. Отношение спортсменов к учебно-тренировочной работе. Для этого учитывают посещаемость тренировок, оценивают поведение и активность участия (дисциплина, трудолюбие и т. д.). Все эти данные заносит тренер в дневник.
2. Эффективность использования средств тренировки. Здесь учитывают расхождения между планируемым и реальным положением дел. Учитывают объем, интенсивность, сложность упражнений и их переносимость занимающимися. С этой целью чаще всего используют пульсометрию, хронометрирование, запись содержания.
Эффективность используемых средств оценивается отдельно по видам подготовки. Физическую и техническую подготовленность оценивают при выполнении специальных контрольных упражнений. Уровень тактической подготовленности можно определить с помощью эпизодической оценки эффективности соревновательной деятельности, выполнения разучиваемых взаимодействий в модельных упражнениях (игра 1 х 1, 2*2 и т. д.), а также постановки специальных тактических задач на тренажерах.
Психическую подготовленность систематически оценивают в процессе наблюдений за поведением игроков в сложных упражнениях, в конфликтных ситуациях и трудных моментах.
3. Состояние тренированности оценивают с помощью контрольных упражнений, в процессе выполнения которых регистрируют различные характеристики функциональной деятельности организма, функциональные пробы, данные самоконтроля и других методов врачебного контроля.
В практике используют различные методы педагогического контроля: педагогические наблюдения, анкетирование, экспертные оценки, объективные оценки с помощью контрольных упражнений и т. д.


Учет - важнейший составной элемент в системе педагогического контроля. Учету подлежат все результаты педагогического контроля. На основании учета можно составить представление о качестве учебно-тренировочной работы, выполнении планов тренировки и выступления на соревнованиях.
Учет должен охватывать все разделы учебно-тренировочного процесса и при этом оставаться простым по форме, достаточно полным и наглядным.
Существует несколько разновидностей систематического учета: предварительный, текущий, этапный и итоговый.

Предварительный учет предполагает сбор исходных данных для предстоящего планирования и организации учебно-тренировочной работы. Необходимо собрать сведения о спортсменах ((численность группы, ее подготовленность, состояние здоровья, Занятость учебной или производственной деятельностью), об условиях и материально-техническом обеспечении тренировочного процесса (состояние залов и площадок, инвентарь и оборудование и т. д.).
Текущий учет ведется постоянно и позволяет выявить отклонения от намеченных планов, точно оценить фактически выполненную работу, учесть результаты выступления на соревнованиях и т. п.
Этапный учет заключается в подведении итогов учебно-тренировочной работы за определенный этап или период круглогодичной тренировки. В него входят общие данные о выполненной работе в каждой тренировке, микроцикле и месяце занятий. Эти результаты сопоставляют с плановыми и используют для планирования следующего этапа тренировки.

Итоговый учет представляет собой обобщение результатов всех видов учета. Он проводится по завершении полугодичного и годичного циклов тренировки. В итоговом отчете анализируется выполнение плана по всем его разделам. Этот анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны в организации и методике учебно-тренировочной работы, обосновать изменения, которые лягут в основу будущих планов. На основании итогового учета составляют годовой (полугодовой) отчет о работе команды (группы) и спортсменов.

Тренеры и спортсмены постоянно и обязательно ведут документы Учета. Они служат основной формой контроля учебно-тренировочного Процесса. К ним относятся журнал группы, дневник тренера и дневники спортсменов.
Журнал группы - основной документ текущего учета. В него вносят список занимающихся, данные медицинских осмотров, фиксируют посещаемость и успеваемость, результаты сдачи норм, контрольных нормативов и выступлений на соревнованиях.
Содержание каждого занятия, соревнования и его результаты сразу же заносят в журнал и дневник тренера.
Дневник тренера - это основной рабочий документ, в котором ведется планирование и учет всей его деятельности. Здесь сосредоточены результаты наблюдений, данные педагогического контроля, содержание всех тренировок, результаты и анализ выступлений на соревнованиях. Дневник обычно рассчитывается на весь период действия перспективного плана.
Дневник спортсмена. В него входят индивидуальный план, учет выполненной работы, результаты самоконтроля и контрольных соревнований. Спортсмен отмечает в нем свои результаты, анализирует выступления и намечает пути самосовершенствования. Систематическое ведение дневника позволяет спортсмену быстрее находить причины своих неудач и определять пути совершенствования. Тренеру необходимо обучить спортсменов ведению дневника, а в дальнейшем анализировать его вместе с ними.

Показатели для проверки физического развития футболистов.

Рассмотрим, теперь на конкретных примерах методы контроля, применяемые в спортивной тренировке.

Контроль в спорте — это прежде всего контроль за физическим состоянием человека, его технико-тактическим мастерством и нагрузками на тренировочных занятиях.

Известно, что физическое состояние человека характеризуется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития двигательных функций. Поэтому контроль за физическим состоянием, по существу, сводится к контролю этих трех показателей.

Оценить уровень телосложения можно с помощью различных антропометрических приборов. Подробная методика таких измерений достаточно полно описана в руководствах по врачебному контролю. Отметим здесь лишь то, что показатели телосложения особенно информативны у юных (до 16—17 лет) и мало подготовленных футболистов. На этих группах спортсменов можно проследить, как изменяется уровень телосложения под влиянием разной по величине и характеру физической нагрузки. У взрослых квалифицированных спортсменов показатели уровня телосложения могут косвенно указывать на степень развития двигательных качеств человека. Так, например, абсолютные показатели силы и силовой выносливости оказываются большими у футболистов большого веса и роста. В то же время такие спортсмены обладают меньшими возможностями в работе, выполняемой в чисто аэробных условиях и т. п.

Тесты, оценивающие уровень телосложения, используются только при периодическом (поэтапном) контроле. Применять их в качестве тестов текущего или оперативного контроля нецелесообразно, так как большинство из них практически не изменяется под влиянием одного или серии тренировочных занятий.

В настоящее время для проверки физического развития футболистов используются такие показатели:

1) длина тела, 2) вес тела, 3) длина ног, 4) размер стопы, 5) жировая масса, 6) мышечная масса, 7) соотношение между жировой и мышечной массой.

Измерение этих показателей несложно, и при хорошей подготовленности исследователя может быть проведено в течение 5—7 мин.

Информация о размерах тела футболиста, и особенно о соотношении его жирового и мышечного компонентов, может достаточно точно указывать на преимущественное преобладание энергопроизводства во время работы, на динамику адаптации к тренировочным нагрузкам и т. п.

Состояние здоровья может оценить только врач. Его информация чрезвычайно важна, и тренер должен всегда учитывать медицинские рекомендации.

Степень развития двигательных функций внешне проявляется в уровне развития двигательных качеств, которые могут быть измерены по результату в соревновательном упражнении. Однако учитывая, что на этот результат влияют и другие виды подготовки спортсмена (техническая, волевая и т. п.), а также то, что результат в футболе точно измерить вообще невозможно, следует признать такой способ оценки весьма приблизительным. Оценка может производиться и по результату выполнения какого-либо элемента соревновательного упражнения. Так, для измерения уровня силовых качеств футболиста можно измерить силу (или градиент силы) в момент отталкивания. Наконец, третий способ оценки уровня физической подготовленности связан с использованием контрольных упражнений, т. е. тестов. Главное требование при этом заключается в том, чтобы тесты были технически очень простыми. Только тогда результат в контрольных упражнениях будет обусловлен уровнем развития двигательных качеств.

Уровень развития двигательных качеств футболиста целесообразно измерять при помощи следующих тестов:

1. Бег на 15 м со старта — для оценки способности быстро стартовать («стартовая» скорость).

2. Бег на 15 м с ходу — для оценки уровня развития максимальных скоростных возможностей («дистанционная» скорость).

Известно, что соотношение между стартовой и дистанционной скоростями может быть самым разным, но в целом зависимости между ними нет. Это означает, что футболист, имеющий лучшие показатели в беге на 15 м со старта, может оказаться последним в беге на 15 м с ходу. Другими словами, одна сторона скоростных способностей у футболиста развита хорошо (способность к быстрому старту), а другая — плохо. Поэтому в тренировочных занятиях, контролируя скоростные возможности подопечных, тренер сможет четко определить, в каком направлении надо продолжать работу по совершенствованию столь важного компонента подготовленности футболиста, как быстрота бега.

3. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами,— для оценки прыгучести.

4.Степ-тест — для оценки выносливости.

Для оценки этого же качества применяются такие тесты, как максимальное потребление кислорода (МПК) и максимальная анаэробная мощность (МАМ).

Оценивать ловкость футболистов с помощью специальных тестов довольно трудно. Прежде всего потому, что трудно подобрать тест, который бы реально воспроизводил действительные игровые ситуации.

Для весьма приближенной оценки того, что мы условно называем ловкостью (или координационными способностями), можно использовать тесты, в которых футболисты должны по заданию воспроизвести определенные величины силовых, пространственных и временных характеристик движения (например, прыгнуть вверх на высоту, равную 26—50% от максимальной, послать мяч на 10, 15, 20 м и т. п.).

Техническое мастерство спортсмена можно оценить несколькими путями. Наиболее простой из них — это визуальная оценка техники движений (на глаз). В некоторых видах спорта такой способ остается до сего времени единственным. Так измеряют техническое мастерство в футболе, гимнастике, акробатике, фигурном катании и некоторых других видах спорта. Однако о техническом мастерстве футболиста лучше всего говорят следующие показатели (по В.М. Зациорскому):

1. Объем техники, или количество действий (приемов), которые может выполнить спортсмен.

2. Разносторонность действия, т. е. то, насколько используемые игроком движения (приемы) разнообразны.

3. Эффективность техники движений.

Показатели объема техники важны по двум причинам. Во-первых, они тесно связаны с уровнем развития двигательных качеств. Это значит, что чем большим количеством движений владеет спортсмен, тем он сильнее, быстрее и выносливее. Во-вторых, большой объем техники дает спортсмену, владеющему им, определенные преимущества перед соперником. Он может выиграть поединок, применив прием, на который у соперника нет соответствующего контрприема.

По предложению Ю. А. Морозова в футболе объем техники оценивают по следующим показателям: короткие и средние передачи назад и поперек поля, короткие передачи вперед, длинные передачи, отбор, перехват, игра головой, удары в ворота, штрафные и угловые удары. Все эти приемы выполняются футболистами в игре, и количество их колеблется от 600 до 1000. Предполагают, что если команда за игру выполнила 800—900 приемов, то активность ее была на высоком уровне. Заметим, правда, что в каждом конкретном случае нужно тщательно анализировать слагаемые этой суммы. Может оказаться так, что прирост в объеме был достигнут за счет бесцельного и длительного розыгрыша. Поэтому во всех случаях стенографический анализ игры должен дополняться качественным анализом тренера.

То же самое можно сказать и о таком показателе технического мастерства, как разносторонность техники. Этот показатель характеризует разнообразие двигательных навыков. Предположим, что у спортсмена большой объем техники, но почти все упражнения, которыми он владеет, однообразны. Например, используются только приемы защиты или только приемы нападения. В этом случае выиграть поединок с соперником с разносторонней техникой очень трудно. Спортсмен, о котором можно сказать, что он разносторонне технически подготовлен, обладает, как правило, не просто высоким уровнем двигательных качеств, но гармоничным их развитием. Кроме того, во время соревнований такой спортсмен практически всегда «навязывает» свою тактику сопернику, контролируя его действия разнообразными ответами.

Один из способов оценки эффективности — это сопоставление спортивного результата с потенциальными возможностями спортсмена. В данном случае они определяются уровнем развития двигательных качеств. Обычно сопоставляются результаты в двух упражнениях: в технически сложном и технически простом, которые требуют проявления одних и тех же двигательных качеств. Например, оценивается разница между результатами в беге на 20 м и при выполнении того же бега, но с ведением мяча.

Наиболее распространенный способ оценки эффективности техники в футболе — вычисление коэффициента эффективности (КЭ), который рассчитывается как отношение правильно (безошибочно) выполненных приемов ко всем приемам. При этом в зависимости от целей расчета КЭ он может быть обобщенным или частным. Обобщенный КЭ рассчитывается сразу для всех приемов, которые выполнял футболист в игре. Например, Ф. Беккенбауэр в матче чемпионата мира 1974 г. выполнил за игру 117 приемов и только в 7 допустил ошибку. Его обобщенный КЭ = 0,93. В этой же игре спортсмен сделал 33 ведения и ни разу здесь не ошибся; 6 перехватов, из которых два — с ошибкой. Частные КЭ: для ведений = 1,0, для перехватов = 0,66.

Коэффициенты эффективности для игроков различных амплуа различны. У защитников хорошим КЭ считается 0,85, у полузащитников — 0,75—0,80, у нападающих — 0,65—0,70.

После того как оценены физическое состояние спортсмена и его технико-тактическое мастерство, можно приступать к планированию тренировочной работы.

Ученые и практические работники народного хозяйства в тесном творческом содружестве планомерно выполняют поставленную XXV съездом КПСС задачу - ускорить темпы научно-технического прогресса.
Применение многочисленных технических средств, современных тренажеров, использование новейших данных многих смежных наук дает возможность в значительной степени корректировать современные представления науки о физической культуре и возможностях человеческого организма.

Появление новых приборов и методик позволяет превратить места занятий в научные лаборатории, влияет на улучшение научно-педагогического и материально-технического обеспечения физкультурного движения. Происходит коренное изменение взглядов на использование средств физического воспитания в зависимости от возраста, пола, условий жизни. Создаются необходимые условия для укрепления союза науки и практики, для соединения возможностей научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.
Можно с уверенностью говорить о том, что результаты научно-технической революции успешно проникли вовсе сферы человеческой жизни. В наши дни успехи биологии, медицины, физической культуры все больше и больше связываются с развитием различных технических средств. Радиоэлектроника, радиотелеметрия стали одними из основных исследовательских и контрольных методов при наблюдениях за состоянием человека во время интенсивного труда, в период тренировки или соревнований. Для этого ученые и инженеры разработали много систем радио- и телевизионных средств, регистрирующих физиологические функции организма и передающих информацию на различные расстояния.
Современные требования заставляют создавать миниатюрные и экономичные радиопередатчики, разрабатывать малогабаритную устойчивую к помехам, многоканальную радиотелеметрическую аппаратуру, способную давать максимальный объем информации о состоянии человека при выполнении различных видов деятельности. Подобные приборы используются, например, на космических кораблях. Они применяются и в спорте. Советские спортсмены-велосипедисты, впервые получившие золотые медали в командной гонке на 100 км на первенстве мира в Англии в 1970 г. и на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г., в значительной степени своими успехами обязаны научному обеспечению тренировок с использованием радиотелеметрических устройств.
Все большее и большее значение придается обработке получаемой информации на вычислительных машинах с использованием эффективных диагностических алгоритмов. В качестве простейшего кодирования физиологической информации используется кардиофон, преобразующий теле электрокардиограмму в звуковые сигналы. Достаточно широкое распространение получили телеметрические устройства ближнего радиуса действия для передачи физиологической информации из полостей тела - эндорадиозондометрия.
Достижения спортивной медицины тесно связаны с дальнейшим развитием биологической радиотелеметрии, с созданием надежных систем врачебного контроля и медицинского обследования спортсменов. Решение основных технических проблем передачи биоинформации направлено на снижение веса и габаритов датчиков, повышение экономичности и надежности работы аппаратуры. Все это создает предпосылки для более широкого использования таких методов в спортивной практике, для создания на стадионах радиотелеметрических лабораторий, которые с успехом будут решать сложные задачи.
Применение миниатюрных биотелеметрических датчиков для наблюдения за спортсменами во время тренировок и соревнований значительно раздвигает возможности тренера и дает в руки спортивного врача методы объективной оценки состояния человека, находящегося на значительном расстоянии от исследователя.
Исследованию механизмов биологических реакций на тренировочную нагрузку, повышению требований к сбору и обработке информации сейчас придается очень большое значение. Регистрация двигательных актов, электроплетизмография, исследования энерго-обмена, деятельности эндокринной системы, пищеварения, психофизиологическая характеристика спортсмена, биологическое управление - вот неполный перечень проблем, стоящих сейчас перед наукой. Давно прошла пора кустарных методов обработки получаемой информации, все шире применяется специальная аппаратура, дающая тренеру и педагогу обширные данные о сдвигах в организме человека под влиянием физических упражнений.
Современные научные приборы, усилители, осциллографы, динамографические устройства являются необходимым оснащением исследований, обусловливающим дальнейшие успехи научной мысли. В области физической культуры все больше используются электронные приборы, определяющие основные параметры спортивных движений, приборы экспериментальной психологии спорта, экспериментальной физиологии и спортивной медицины. Сложная аппаратура недавнего прошлого входит в повседневную практику. Сейчас уже широко применяется надежная радиотелеметрическая аппаратура системы «Спорт», позволяющая получать необходимую медикобиологическую информацию для педагогического использования.
В выступлениях советских спортсменов на олимпийских играх в Мюнхене, Инсбруке и Монреале немалая заслуга советских ученых, врачей, тренеров. Обширная срочная информация о биологических процессах, происходящих в организме человека под влиянием занятий физической культурой и спортом, позволяет тренеру и преподавателю делать учебно-тренировочную работу научно управляемой, более точно вести спортсмена к высокому результату, а занимающегося физическими упражнениями- к укреплению здоровья и творческому долголетию.
Современные технические средства и инструментальные методы контроля используются в учебно-тренировочном процессе во многих видах спорта. Применяется и контроль за работоспособностью спортсменов с помощью различных тестов.
Данные, полученные в ходе научных исследований, позволяют утверждать, что современные технические средства являются одним из важнейших факторов, способных существенно повысить эффективность обучения. Использование инструментальных методов контроля за качеством усвоения учебного материала дает возможность лучше изучить индивидуальные особенности занимающихся. Достижения научно-технического прогресса создают предпосылки для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.

Важным достижением в спортивной тренировке послед-них лет является переход от эмпирического построения к уп-равлению этим сложным и многообразным процессом. Глав-ным средством управления тренировкой является контроль вида деятельности, включающей в себя сбор информации, её анализ и принятие управленческого решения. Организация тренировочного процесса нерарзрывно связана с постоянным анализом трех основных составляющих спор-тивного совершенствования спортсменов:

– соревновательной деятельности,

– динамики состояния,

Важнейшими условиями оптимального управления процессом спортивной подготовки является комплексность, всесторонность и объективность используемой оценки. Ор-ганизация контроля, базирующаяся на этих условиях, долж-на включать в одноразовые обследования данные, отражающие различные стороны подготовленности с помощью разно-родных (педагогических, функциональных, психологических, технических и т. п.) и разноуровневых показателей. Это время пробегания 30-и или 60 метровой дистанции, время простой реакции, индекс напряжения сердечно-со-судистой системы, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, результаты тестирования систем организма и т.п.

Названные критерии должны обязательно увязываться с временным отрезком исследова-ний (разновидности контроля – этапный, текущий, опера-тивный) и рабочим режимом (покой, тренировка, соревнова-ние и т.д.).

Таким образом, под комплексным контролем следует понимать совместную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследований спортсменов на основе всесторонней оценки их технической, функциональной, подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревнова-тельной деятельности.

Этапный контроль. Оценка эффективности тренировочного процесса неразрывно связана с оценкой динамики под-готовленности спортсменов, которую необходимо осуществ-лять с учетом всех сторон – физической, технической, функ-циональной, психологической. Данное положение является основой индивидуального управления процессом подготовки и осуществляется с помощью средств и методов этапного контроля. Совершенствование средств и методов этапного контроля позволяет определить основные направления про-цесса подготовки и оценить его результативность за отно-сительно длительный промежуток времени

(мезоцикл, пе-риод подготовки).

Перспективными являются два основных подхода. Первый основан на сопоставлении данных обсле-дуемого спортсмена с показателями спортсменов более вы-сокой квалификации, включая, если имеется возможность, сильнейших спортсменов мира. Второй подход имеет в виду использование метода индивидуальных характеристик, ориен-тируясь на групповые модельные характеристики. Это объяс-няется тем, что, во-первых, средние значения контрольных показателей отличаются достаточно большой дисперсией, во-вторых, к достижению средних результатов в тех или иных контрольных упражнениях можно прийти множеством различных путей. Поэтому ориентация только на «средние» значения показателей модельных характеристик может не дать положительного эффекта применительно к подготовке отдельных сильнейших спортсменов. Практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов свиде-тельствует, что индивидуализация тренировочного про-цесса предполагает использование своеобразных оригиналь-ных методик, направленных на учет индивидуальных осо-бенностей занимающихся.

Текущий контроль. Предметом текущего педагогического контроля является оценка повседневных изменений раз-личных систем организма спортсменов, связанных с особен-ностями их реакции на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки, включаемые в рамки малых циклов тренировки. Применение этой разно-видности контроля предусматривает рационализацию пла-нирования тренировочных нагрузок в днях микроцикла с учетом функционального состояния организма, позволяет оптимизировать предсоревновательную ттподготовку, дифферен-цировать тренировочные нагрузки по величине (большие, средние, малые) на основе реальных функциональных сдви-гов.

Оперативный контроль. Управление двигательной дея-тельностью спортсмена и её регламентация непосредствен-но в процессе выполнения конкретных тренировочных на-грузок осуществляется на основе оперативного контроля. Важным элементом его следует считать оценку состояния спортсмена с точки зрения соответствия конкретным зада-чам предстоящей тренировочной и соревновательной дея-тельности. На основании определения предрабочего состоя-ния становится возможным, во-первых, прогнозировать ре-зультативность выьлполнения тренировочного задания и, во-вторых, корректировать либо само задание, либо требования к спортсмену. При этом следует иметь в виду, что квали-фицированные спортсмены достаточно точно определяют соот-ветствие их состояния, тренированности и степень восстановленности организма стоящим перед ними задачам.

В целом оперативный контроль, учитывающий воздействие отдельных упражнений и их комплексов в тренировочном за-нятии, предполагается внедрять в практику путем разра-ботки групповых и индивидуальных моделей реакции спорт-сменов на различные по объему, интенсивности и направ-ленности тренировочные нагрузки. Для решения этих вопро-сов необходимо накопление материалов, характеризующих реакции организма спортсменов на общепринятые трениро-вочные нагрузки и позволяющих установить функциональ-ные сдвиги занимающихся в момент выполнения этих на-грузок. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что, несмотря на кажущуюся простоту реализации оперативного контроля, это направление остается наименее разработан-ным (В.М. Карлышев, 1989г.).

Наиболее изменчивым и подвижным является функциональное состояние спортсмена. Оно зависит от ситуации, личностных особенностей, реакции окружающих, в конечном счете, от состояния адаптационного процесса. Это многоаспектное явление и качественная его диагностика существенно влияет на принятие решений при управлении тренировочным процессом. Часто тренеры, имеющие большой профессиональный опыт достаточно объективно анализируют информацию о состоянии спортсмена, так как знают его особенности поведения в различных состояниях. Но эта способность тренера вырабатывается многими годами работы. Начинающим тренерскую деятельность можно достичь таких результатов интерпретации значительно быстрее.

Следует учитывать, что степень сложности и значимости ситуации для спортсмена (тренировка, соревнование) пропорциональна яркости красок его состояния, полноте его проявления и тем менее он способен к саморегуляции. Соревновательная деятельность усугубляет ситуацию и усиливает роль психологического компонента состояния, который существенно влияет на деятельность и поведение спортсмена. Эффективность тренировки, спортивного выступления зависит от многих составляющих и, прежде всего, от состояния спортсмена. Для оценки его готовности важно использовать систему контроля, с помощью которой возможно целенаправленное и эффективное управление психическим состоянием и деятельностью спортсмена. Для этого необходимо оценить несколько компонентов этого состояния:

– осознаваемый (как спортсмен осознает себя и свою способность управлять собой);

– вегетативный (эмоциональный уровень);

– функциональный (на каком уровне работают ведущие системы организма);

– двигательный (на каком уровне находятся ощущения и качества движений);

– регуляционный (волевой, регуляционный и целевой компонент).

Осознаваемый компонент состояния – оценивается субъективными оценками спортсмена своего самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться или выступать, удовлетворенности тренировочным

процессом, ясности цели и т.п. исходя из 10 баллов или 100%. Показатели

менее 70% перед соревнованиями должны насторожить тренера, так как

отражают недостаточный настрой спортсмена или говорят о его апатии.

Вегетативный компонент состояния – можно оценить с помощью биопотенциометрии, оценки электрокожного сопротивления, кожногальванического рефлекса и критической частоты мелькания. В зависимости от эмоционального состояния спортсмена тренер предусматривает особенности разминки, его настраивания на работу, специфику включения его в игру и т.п.

Функциональный компонент может оцениваться множеством методов доступных тренеру (пульсометрия и измерение артериального давления, функциональные пробы). Оценка тонуса мышц с использованием миотонометра, позволяющего оценить степень расслабления и напряжения мышц, даёт информацию о степени готовности мышц к работе.

Двигательный компонент состояния наиболее информативен в плане готовности организма к деятельности. Для этого можно использовать методы динамометрии, кинематометрию, оценку простой и сложной реакции на движущийся объект, теппинг-тест. Результаты двигательных тестов отражают особенности возможностей спортсмена, саморегуляции движений и действий, а также установки и степень контроля своих действий. Для спортсменов-игровиков наиболее важны показатели точности, разброса и направление ошибки при реакции на движущийся объект, величина максимального усилия и отношение оптимального усилия к максимальному (Ю.Я. Киселев, 2002).

Регуляционный компонент состояния можно отследить по различным дифференцировкам в двигательных тестах в изменяющихся условиях или меняющихся установках. Комплексная оценка всех компонентов позволяет

тренеру определиться в особенностях подготовки спортсмена, принять оптимальное решение о коррекции либо состояния, либо стоящих перед ним задач, выбрать наилучший режим деятельности, необходимые средства и методы восстановления.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то