Эпидемиологический процесс что такое эпидемиология структурные элементы. Понятие об эпидемическом процессе


История развития человечества - это история войн, революций и эпидемий. От инфекционных болезней погибало значительно больше людей, чем на полях сражений. В Средние века (VI – ХI века) от эпидемий чумы, натуральной оспы вымирали целые города. В Константинополе от чумы ежедневно умирало более 1000 человек. В период крестовых походов (в У1 веке) с миграционными потоками людей в Европу из Азии была занесена страшная инфекционная болезнь – проказа. Именно в связи с этим заболеванием была впервые применена такая мера противоэпидемических мероприятий, как изоляция (изоляция прокаженных в монастыре св. Лазаря). Во время похода Наполеона в Сирию от чумы умерло больше воинов, чем от боевых действий. В 1892 году в Индии во время эпидемии чумы погибло 6 млн. человек.

Вторая половина ХХ столетия отмечена значительным снижением как заболеваемости, так и смертности по причине инфекционных болезней. Этот факт обусловлен повсеместным внедрением антибиотиков и развитием прививочного дела. Однако после продолжительного спокойного периода вновь стал отмечаться рост различных форм инфекционных заболеваний: респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, энтеровирусные инфекции и др.), кишечных инфекций (сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит и пр.), венерических болезней (сифилис, гонорея, СПИД), разнообразных детских инфекционных заболеваний.

Обострившаяся ситуация с инфекционными заболеваниями заставляет активизировать профилактическую работу среди населения. Большая роль в этом направлении принадлежит педагогам. Поэтому учителю необходимы знания об инфекционных заболеваниях: о возбудителях, причинах распространения, проявлениях и методах профилактики. Для профилактики распространения инфекционного заболевания большое значение имеет повседневное общение педагога с учащимися. Хорошо зная детей в классе, учитель способен вовремя обнаружить первые признаки начинающегося заболевания по ряду признаков: изменение поведения, настроения, самочувствия ребенка, появление сыпи, изменение цвета кожи и пр. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны. Поэтому знания эпидемиологии, клиники и профилактики инфекционных заболеваний будут полезными для образованного человека, занимающегося педагогической деятельностью, пропагандирующего здоровье и здоровый образ жизни.

Мониторинг инфекционной заболеваемости среди детей РФ свидетельствует о росте распространенности этой группы заболеваний среди детей от 0 до 14 лет за последние 5 лет: с 2575,3 до 3072,8 на 10 000 населения.

Понятие об инфекционном процессе.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ - это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Сущность инфекционных болезней - вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем макроорганизма (организма человека) и микроорганизма + влияние внешней среды, которая может способствовать или препятствовать возникновению болезни (например низкая температура воздуха способствует распространению гриппа и других респираторных инфекций, а высокая температура – препятствует).

Инфекционная болезнь это-

1 это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами и бактериями

2 это проникновение в организм человека, вирусов, бактерий и простейших.

Это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно и далеко не всегда приводит к заболеванию.

Проникновение инфекции в организм называется – инфицирование. Инфицирование не всегда приводит к заболеванию.

Что такое инфицирование?

Проникновение инфекции в организм

2 удаление инфекции из организма в окружающую среду

3 размножение инфекции в организме

ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными. Описано несколько форм взаимодействия.

1. Манифестные т.е. проявляющиеся внешне в виде признаков, симптомов.

К манифестным относятся острая и хроническая форма течения заболевания.

Общими свойствами острой формы манифестной инфекции являются непродолжительность пребывания возбудителя в организме больного и формирование в той или иной степени невосприимчивости к повторному заражению соответствующим возбудителем.

Эпидемиологическое значение острой формы манифестной инфекции очень велико, что связало с большой интенсивностью выделения больными микробов-возбудителей в окружающую среду и, следовательно, с их высокой зарази­тельностью. Некоторые инфекционные болезни протекают всегда только в острой форме (скарлатина, грипп, чума, оспа), другие - в острой и хронической (бруцеллез, ангина, вирусный гепатит, дизентерия).

Хроническая форма инфекции харак­теризуется длительным пребыванием возбудителя в организ­ме, медленным выведением возбудителя из организма и периодическими обострениями заболевания.

Какие формы взаимодействия инфекции с организмом человека называются манифестными?

1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая

Какая форма взаимодействия инфекции с организмом человека называются скрытой?

1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая

ВАЖНЕЙШИЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ

К важнейшим свойствам микроорганизма способного вызывать инфекционный процесс, относят

Патогенность,

Вирулентность,

Инвазивность,

Токсигенность.

Патогенность или болезнетворность представляет собой способность микроба данного вида вызывать заболевание. Наличие или отсутствие этого признака позволяет классифицировать микроорганизмы на

патогенные т.е. способные вызывать заболевание у человека,

условно патогенные – которые способны вызывать заболевание лишь при особо благоприятных условиях (например при резко сниженном иммунитете у человека) и непатогенные (сапрофиты), которые никогда не вызывают заболевания у человека.

Для разных организмов патогенными являются разные микроорганизмы – например вирусы чумки для собак являются патогенными, а для человека – сапрофитами.

Вирулентность - это мера патогенности т.е. какое количество микробов должно проникнуть в организм, чтобы возникло заболевание.. Вирулентность микроорганизмов связана с инвазивностью (агрессивностью), т.е. способностью к проникновению в ткани и органы и распространению в них. Эта способность объясняется наличием у микробов факторов распространения, к которым относятся ферменты помогающие микроорганизмам проникать и распространяться по организму

Токсигенность микробов обусловлена способностью накапливать и выделять вещества ядовитые для человеческого организма- токсины. Различают два вида токсинов: экзо и эндотоксины. Экзотоксины по химической природе являются белковыми веществами, отличаются высокой специфичностью действия, избирательно поражают отдельные органы и ткани они выделяются микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности. Эндотоксины тесно связаны с микробной клеткой и освобождаются только при ее гибели, разрушении.

Инфекционная доза. Чтобы человек заболел, то есть чтобы возник инфекционный процесс, необходима соответствующая инфекционная доза, равная у разных возбудителей и разная для каждого человека. Например, минимальные дозы для туляремии – 15 живых палочек, сибирской язвы

Что такое патогенность микроорганизмов?

1 способность микроорганизмов накапливать и выделять вещества ядовитые для человеческого организма

2 количество микроорганизмов, которое должно проникнуть в организм, чтобы возникло заболевание

По кровеносным сосудам

По лимфатическим сосудам

Инфекция при внедрении в организм может оставаться в месте входных ворот, и тогда по организму распространяются продуцируемые токсины (дифтерия, столбняк, газовая гангрена).

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Варианты развития эпидемического процесса

1.Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

2.Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3.Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком один или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4.Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватываю щей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5.Пандемия . Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ).

Выберите определение - природно-очаговое заболевание

Эпидемический очаг

Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей.

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания становятся источником распространения инфекции.

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.).

Механизм передачи инфекции

Механизм передачи инфекции состоит из трех фаз:

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки больного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь с капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемический паротит, скарлатина и др.

Воздушно-пылевой путь распространения инфекции, когда возбудители с потоками воздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерны для «летучих» вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха и др.).

Фекально-оральный механизм заражения отличается тем, что при этом возбудители инфекции, выделяясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окружающую среду. Затем через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.),

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в таких случаях служит инфицированная кровь, различными путями проникающая в кровяное русло здорового человека. Заражение может произойти при переливании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразового пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, сифилис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся через укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуществляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные кожные заболевания и болезни, передающиеся половым путем, -- ЗППП).

Методы дезинфекции

7 Уничтожение возбудителей болезней называется…

1- дератизацией 2- дегазацией 3-дезинфекцией 4-дезактивацией

8 Уничтожение грызунов называется…

1- дератизацией 2- дегазацией 3-дезинфекцией 4-дезактивацией

9 Обсервация - это

Виды дезинфекции.

В практике различают два основных вида:

Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция.

Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы.

Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т. д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2 - 3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции.

Для дезинфекции применяются физические и химические методы обеззараживания.

К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение.

Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства.

Биологические методы дезинфекции - это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например с помощью микробов-антагонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5 %-й раствор хлоросодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях - 1,0 %, в очагах активного туберкулеза - 5,0 %. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗМА

Факторы организма, защищающие его от агрессии микробов и препятствующие размножению и жизнедеятельности возбудителей, можно разделить на две большие группы:

1. Неспецифические и 2. Специфические, или иммунные, которые в

сумме составляют комплекс полученных наследственно и индивидуально приобретенных механизмов.

Спектр неспецифических защитных механизмов весьма широк.

Неспецифические факторы действуют против любой инфекции т.е. не избирательны.

К ним относятся:

1. Непроницаемость кожи для большинства микробов , обеспечивается не только ее механическими барьерными функциями, но и бактерицидными свойствами т.к. на поверхность кожи из крови выделяются вещества (иммуноглоьулины) губительно действующие на микроорганизмы. В самом организме на пути распространения инфекции также имеются преграды в виде тканевых барьеров – гисто-гематический барьер (между тканью и кровью) препятствует проникновению инфекции в кровь, гематоэнцефалический (между кровью и головным мозгом) препятствует проникновению инфекции из крови в головной мозг.

2. Кислотность и пищеварительные ферменты желудочного содержимого, губительно действуют на попавшие в желудок микроорганизмы

3. Нормальная микрофлора кишечника, препятствует приживлению патогенных микробов в организме (при применении антибиотиков часто нормальная микрофлора погибает и вместо кишечной палочки, бифидум, лактобактерий в кишечнике поселяются патогенные микроорганизмы – стафилококки и др. Это состояние называют дисбактериозом и назначают больному препараты колибактерин, бифидумбактерин, бификол, лактобактерин.

4. Самоочищение организма от инфекции-реснички респираторного эпителия, механически удаляющие пыль и возбудителей из дыхательных путей. При этом слизь, которую выделяют бронхиальные железы, с прилипшей пылью и микроорганизмами постепенно передвигается из более мелких бронхов в более крупные, поднимается по трахее, раздражает гортань и человек откашливается. Таким образом круглосуточно происходит самоочищение дыхательных путей. При повреждении реснитчатого эпителия бронхов (работа во вредных условиях, курение, вдыхание ядовитых веществ, острые вирусные респираторные заболевания, грипп и др.) слизь с пылью и микробами скапливается в бронхах, что способствует возникновению бронхита и пневмонии

Укажите неспецифические защитные факторы организма

1 интерферон 2 лимфоциты 3 самоочищение организма от инфекции

4 антитела 5 кислотность и пищеварительные ферменты желудочного содержимого

Строение иммунной системы

Иммунная система в организме человека одна из важнейших. Более того, на сегодняшний день она фактически является незаменимой.

Так же как и большинство других систем организма, она состоит из органов, тканей и клеток. Центральное место в ней занимают тимус , или вилочковая железа, костный мозг.

Какие органы иммунитета являются центральными?

1 красный костный мозг 2 лимфатические узлы 3 селезенка 4 тимус (вилочковая железа)

Периферическую систему составляют лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования по ходу кишечника.

И, наконец, есть клетки, которые выполняют непосредственную “черную” работу по очистке нашего организма от болезнетворных “вторжений”.

Клетки бывают трех типов: В - и Т-лимфоциты , а также так называемые макрофаги. Причем каждая группа этих клеток выполняет строго определенную функцию.

В-лимфоциты отвечают за синтез антител в случае “вторжения” в организм чего-то постороннего.

Виды иммунитета

Специфический иммунитет подразделяется на врожденный (видовой) и приобретенный.

Врожденный иммунитет присущ человеку от рождения, наследуется от родителей.

Приобретенный иммунитет возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный,

Естественный приобретенный иммунитет возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания.

Искусственный иммунитет вырабатывается путем специальных медицинских мероприятий - прививок, и он может быть активным и пассивным.

АНАТОКСИНЫ.

Это микробные токсины, специально обработанные для снижения их ядовитых свойств. При введении в организм иммунитет образуется против микробных токсинов. Они являются одними из наиболее эффективных и безопасных препаратов, используемых с целью активной иммунизации людей.

Для практических целей выпускают дифтерийный, столбнячный и стафилакокковый анатоксины.

СЫВОРОТКИ.

Сыворотки получают из крови животных, предварительно привитых, против какой либо инфекции. Они содержат готовые антитела и действуют в течение 1-2 недель после введения. Сывороточные препараты позволяют создавать пассивный иммунитет в очень короткие сроки, что особенно важно при экстренной профилактике заболеваний с коротким инкубационным периодом и лечении уже развившейся болезни. Так, после внутривенного введения сывороток состояние иммунитета наступает практически сразу же после иньекции. Антивирусные сыворотки в последнее время находят все более широкое применение, как для профилактики, так и лечения ряда вирусных заболеваний - кори, бешенства, клещевого энцефалита, гепатита

Сывороточные препараты, получаемые из крови животных, имеют два существенных недостатка: 1. Первый заключается в том, что введение их в организм может сопровождаться различными аллергическими реакциями (сывороточная болезнь, анафилактический шок). Вторым недостатком сывороток является кратковременность обуславливаемого ими пассивного иммунитета, длительность которого ограничивается 1-2 неделями.

ИММУНОГЛОБУЛИНЫ.

Иммуноглобулины , получаемые из крови человека, выгодно отличаются от сывороточных препаратов животного происхождения тем, что не являясь для человеческого организма чужеродным, практически не вызывают аллергию. При введении таких препаратов человеку антитела находятся в организме значительно дольше, обеспечивая состояние невосприимчивости в течение 4-5 недель.

Иммуноглобулины получают из донорской крови человека. Их выпускают под названием и гамма-глобулины. В настоящее время готовят два вида иммуноглобулинов - иммуноглобулин нормальный человеческий и иммуноглобулины (гамма-глобулины) направленного действия.

Нормальный человеческий иммуноглобулин содержит антитела против вируса кори, а также в различных концентрациях антитела против возбудителей гриппа, полиомиелита, коклюша, дифтерии, оспы и многих других бактериальных и вирусных инфекций, от которых человек был привит или которыми переболел.

Иммуноглобулины направленного действия готовят из крови людей, специально привитых против той или иной инфекции. Эти препараты содержат те же антитела, что и иммуноглобулин нормальный человеческий, но в повышенной концентрации против той инфекции, от которой была прививка, и применяются в качестве специфических лечебных препаратов под названием гамма-глобулины. В настоящее время выпускают гамма-глобулины направленного действия против гриппа, столбняка, бешенства, клещевого энцефалита, стафилококковых инфекций .

Реакции на прививку

В ответ на введение в организм вакцины может развиться общая, местная или общая аллергическая реакция (анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, сывороточная болезнь).

Календарь профилактических прививок, составлен в соответствии с приказом МЗ РФ от 18.12.97 г. № 375 «О календаре прививок»

Сроки вакцинации Сроки ревакцинации Наименование вакцины
Туберкулез
4-7-й день 7 лет 14 лет БЦЖ или БЦЖ-М Живые бактерии вакцинного штамма БЦЖ-1
Полиомиелит
1 8 месяцев (однократно) 24 месяца (однократно) 6 лет ОПВ живая оральная полиомиелитная вакцина из штаммов Сэбина
Дифтерия, коклюш, столбняк
3 месяца 4 месяца 5 месяцев 18 месяцев АКДС Адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина
Дифтерия, столбняк
6 лет 16-1 7 лет (каждые 1 0 лет однократно) АДС-М Адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
Дифтерия
11 лет АД-М Адсорбированный дифтерийный анатоксин
Корь
12 месяцев 6 лет ЖКВ Живая коревая вакцина
Эпидемический паротит
15 месяцев 6 лет ЖПВ Живая паротитная вакцина
Краснуха
12-15 месяцев 6 лет Живая вакцина против краснухи или тривакцина (корь, паротит, краснуха)
Вирусный гепатит В
I схема вакцинации (3 прививки) Новорожденные в первые 24 часа жизни (до прививки БЦЖ) 1 месяц жизни 5-6-й месяц жизни 1 . Вакцина фирмы «Комбиотех ЛТД», Россия 2. Вакцина Энджерикс В Фирмы «Смит Кляйн Бичем» 3. Вакцина Н-В-Vаll Фирмы «Мерк-Шарл и Доум» Вакцина Rec-HbsAg Производства Республики Куба
II схема вакцинации (3 прививки) 4- 5-й месяц жизни 5-6-й месяц жизни 12- 13-й месяц жизни

Общая реакция характеризуется ознобом, повышением температуры, общей слабостью, ломотой в теле, головной болью.

Местная реакция обычно наблюдается в месте инъекции или инокуляции иммунологического препарата и проявляется покраснением кожи, отеком и болезненностью в месте введем вакцины. Нередко это сопровождается кожным зудом. Обычно прививочные реакции выражены слабо и они непродолжительны. Тяжелые реакции на прививку, требующие госпитализации и специального врачебного наблюдения, происходят довольно редко.

Аллергические реакции на прививки проявляются зудящей сыпью, отечностью подкожной клетчатки, болями в суставах, температурной реакцией, реже затруднением дыхания.

Корь

Корь - острая вирусная инфекция. Возбудителем этого заболевания является вирус lа. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 8 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 7 до 17 дней, чаще 10-12 дней. Первые признаки заболевания: повышение температуры, явления общей интоксикации, катар верхних дыхательных путей (кашель, насморк), конъюнктивит, светобоязнь, пятнисто-папулезная сыпь по всему телу. За 1 -2 дня до высыпания на слизистой! оболочке щек, губ и десен появляются мелкие белесоватые папулы.

Высыпания на коже характеризуются этапностью: вначале сыпь обнаруживается на лице, шее, верхней части груди, затем на туловище и на конечностях. После угасания сыпь оставляет пятнистую пигментацию и мелкое отрубевидное шелушение. Болезнь длится от 6 до 12 дней. В период реконвалесценции отмечаются явления астении, снижение сопротивляемости. Больной человек заразен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения.

Возможные осложнения: ларингит, который может сопровождаться стенозом гортани (ложным крупом), пневмония, связанная со вторичной бактериальной инфекцией, стоматит, блефарит, отит, реже коревой энцефалит.

Исходы болезни: выздоровление, в редких случаях - смерть от коревого энцефалита. Повторное заболевание маловероятно.

Профилактика . Активная иммунизация всех детей. Применяется живая вакцина. При контакте с больным корью ранее не при витым детям вводят для профилактики гамма-глобулин. Больной корью изолируется не менее чем до 5-го дня с момента высыпания. Дети, бывшие в контакте с больным и ранее не получавшие активной иммунизации, подлежат разобщению с 8-го до 17-го дня, а пассивно иммунизированные гамма-глобулином --до 21-го дня с момента предполагаемого заражения. Дезинфекция не проводится.

Краснуха

Краснуха - острая вирусная инфекция. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 15 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 10 до 28 дней, чаще 14-21 день. Первые признаки заболевания: припухание заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Катаральные явления верхних дыхательных путей (кашель, насморк) выражены слабо. Повышение температуры и явления общей интоксикации - незначительны. На коже всего тела появляется бледно-красная экзантема, элементы которой не имеют склонности к слиянию и не оставляют пигментации.

Болезнь длится от 1 до 4 дней. Больной человек заразен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения. Осложнения (при заражении после рождения) очень редки (артропатии и энцефалиты). При внутриутробном заражении эмбрион погибает или у него развивается хроническая краснушная инфекция с поражением различных органов и формированием внутриутробных пороков развития (микроцефалия, гидроцефалия, глухота, катаракта, глаукома, пороки сердца, нарушения развития скелета и т. д.). Прогноз без учета беременности благоприятный. Повторное заболевание маловероятно. При внутриутробном заражении после окончания органогенеза развиваются фенопатии (анемия, тромбопеническая пурпура, гепатит, поражение костей и др.).

Профилактика. Изоляция больного до 5-го дня заболевания малоэффективна, так как у большинства реконвалесцентов выделение вируса может продолжаться дольше. Необходимо оберегать беременных женщин, не болевших краснухой, от общения с больными на срок не менее 3 недель. В случае контакта беременной женщины с больным краснухой с целью профилактики рекомендуется ввести гамма-глобулин. При заболевании женщины краснухой в первые 3 месяца беременности показано прерывание беременности. Дезинфекция не проводится.

Скарлатина

Скарлатина - острая воздушно-капельная инфекция. Возбудитель -стрептококк группы А. Продуцируемый им экзотоксин вызывает симптомы общей интоксикации. Стрептококк при определенных условиях может вызвать септический компонент, проявляющийся в гнойными осложнениями (лимфаденит, сепсис, отит). В развитии патологического процесса большую роль играют аллергические механизмы. Чаще болеют дети в возрасте от 1 года до 9 лет.

Клиника. Инкубационный период продолжается обычно 2 - 7дней. Заболевание начинается остро. Повышается температура, появляются симптомы общей интоксикации (головная боль, возбуждение, бред, затемнение сознания), боль при глотании. Типичный и постоянный симптом -ангина, характеризуется яркой гиперемией мягкого неба, увеличением миндалин, нередко покрытых налетом. Верхнешейные лимфоузлы увеличены и болезненны. Частый симптом-рвота, иногда неоднократная. В 1-й, реже на 2-й день на коже всего тела появляется ярко-розовая или красная мелкоточечная сыпь. Носогубный треугольник остается белым. Сыпь держится от 2 до 5 дней, а затем бледнеет. На 2-й неделе болезни появляется шелушение кожи - пластинчатое на дистальных частях конечностей, мелко- и крупно отрубевидное на туловище. Язык вначале обложен, со 2 - 3-го дня очищается и к 4-му дню принимает характерный вид: ярко-красная окраска, резко выступающие сосочки («малиновый язык»). При легкой форме скарлатины (наиболее распространенной в настоящее время) интоксикация выражена слабо, лихорадка и все остальные симптомы болезни исчезают к 4 -5-му дню.

Осложнения: наиболее частые - на почки (гломерулонефрит на 3-й неделе) и на сердце (миокардит), реже - другие (лимфаденит, аденофлегмона, отит, мастоидит, пневмония и др.). Возможны рецидивы скарлатины. После перенесенной скарлатины сохраняется, как правило, пожизненный иммунитет. Однако в последнее время частота повторных заболеваний скарлатиной увеличилась. Прогноз благоприятный.

Профилактика . Больного изолируют в домашних условиях или госпитализируют (по показаниям). В детское учреждение реконвалесцента допускают на 23-й день с момента заболевания. Бывшие в контакте с больными дети, ранее не болевшие скарлатиной, допускаются в дошкольное учреждение и в первые два класса школы после 7-дневной изоляции на дому. В квартире, где содержится больной, проводится регулярная текущая дезинфекция; при этих условиях заключительная дезинфекция не проводится.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) - острая воздушно-капельная инфекция. Возбудитель - вирус, неустойчивый во внешней среде. От больного к здоровому инфекция передается с выделениями из носоглотки и пораженных участков кожи заболевшего. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 8 лет.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (греческий epidemos распространенный среди народа) - процесс распространения заразных болезней в человеческом обществе, заключающийся в формировании цепи эпидемических очагов, последовательно возникающих один из другого. Эпидемический процесс является основным объектом, изучаемым эпидемиологией (см.).

Эпидемический процесс возникает и в последующем поддерживается только при наличии и взаимодействии трех факторов (элементов, звеньев): источника возбудителя инфекции (больной человек или животное, человек или животное - носитель возбудителя); путей и факторов, обеспечивающих передачу возбудителя инфекции от зараженного организма здоровому (например, вода, пищевые продукты, предметы быта, кровососущие членистоногие); восприимчивости населения к данной инфекции (см. Инвазия , Инфекция). Обеспечивая непрерывную смену генераций возбудителя, эпидемический процесс обусловливает существование возбудителя как вида.

Однако эти, хотя и основные, факторы эпидемического процесс а сами по себе еще не являются ни самим эпидемическим процессом, ни его движущими силами. Движущими силами они становятся лишь тогда, когда в их взаимодействие включаются социальные и природные условия, точнее, когда это взаимодействие опосредуется соответствующими социальными и природными условиями, которые в разных сочетаниях могут стимулировать или угнетать развитие эпидемического процесса.

Определяющее влияние на эпидемический процесс оказывают социальные условия, такие как характер экономической деятельности и материальная обеспеченность населения, характер общения людей, плотность населения, уровень благоустройства населенных пунктов, условия труда и быта, санитарно-гигиенические навыки, пути сообщения, массовые передвижения людей, войны, голод, состояние здравоохранения. Например, рациональное водоснабжение (см.), канализация (см.) и очистка населенных мест (см.) при соблюдении населением санитарно-гигиенических норм и правил способны значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями. Огромное влияние на характер и интенсивность эпидемического процесса при многих ранее широко распространенных заразных болезнях оказывают мероприятия, направленные на создание максимально полной иммунной прослойки среди населения, то есть воздействие на третий фактор эпидемического процесса - восприимчивость. В нашей стране иммунопрофилактика твердо регламентирована, существует календарь профилактических прививок (см. Иммунизация), благодаря чему резко снизилась заболеваемость дифтерией (см.), коклюшем (см.), корью (см.), полиомиелитом (см.) и многими другими заразными болезнями. Опыт СССР в проведении массовой иммунопрофилактики, обеспечившей, в частности, ликвидацию заболеваемости натуральной оспой в нашей стране к 1936 году, был использован ВОЗ при организации программы искоренения оспы в масштабе земного шара, что завершилось полной победой над этой грозной инфекционной болезнью (см. Оспа натуральная).

Инфекции, возбудители которых передаются воздушно-капельным путем, распространяются наиболее быстро, поражая зачастую (как, например, грипп) за короткий срок во многих странах и континентах массу людей, восприимчивых к ним. При болезнях, характеризующихся фекальнооральным механизмом передачи возбудителя, эпидемический процесс обычно протекает менее интенсивно. Однако при наличии большого числа источников инфекции или массивного загрязнения воды или пищевых продуктов возбудителем болезни возможно возникновение крупных эпидемий кишечных инфекций, распространяющихся на значительные территории.

Интенсивность эпидемического процесса характеризуется уровнем заболеваемости и в зависимости от частоты случаев той или иной инфекционной болезни в данной местности за определенный период времени оценивается как спорадическая заболеваемость (см.), эпидемия (см.) или пандемия (см.). Термин эндемия (см.) не связан с интенсивностью эпидемического процесса, а обозначает постоянное наличие в данной местности заболеваний людей определенной болезнью. При отдельных инфекционных болезнях интенсивность эпидемического процесса и его динамика с характерным чередованием подъемов и спадов заболеваемости как в течение одного календарного года (явление сезонности), так и с интервалом в несколько лет (явление периодичности) достаточно типичны. Не менее характерно и вовлечение в эпидемический процесс тех или иных преимущественно поражаемых возрастных и профессиональных групп населения.

Учение об эпидемическом процессе, являясь основой эпидемиологии (см.), постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время значительное внимание уделяется изучению закономерностей распространения заразных болезней, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами (см.), и медленных вирусных инфекций (см.).

Основными методами изучения эпидемического процесса являются эпидемиологические наблюдение и эксперимент. При оценке эпидемического процесса используют ряд обобщенных эпидемиологических показателей: интенсивные показатели (заболеваемость, летальность, смертность), характеризующие степень развития эпидемического процесса с количественной стороны; экстенсивные показатели - распределение всего изучаемого явления по отдельным группам в соответствии с тем или иным признаком: например, разделение всех учтенных случаев заболевания брюшным тифом на три группы в зависимости от фактора передачи возбудителя болезни (вода, пищевые продукты, предметы обихода), распределение больных по тяжести течения болезни.

Основным показателем, характеризующим интенсивность течения эпидемического процесса, является заболеваемость (см.). Этот показатель используют для оценки уровня и характера распределения случаев заболеваний в пределах изучаемой территории, для определения частоты возникновения заболевания в разных возрастных и профессиональных группах населения. Наряду с этим при анализе эпидемического процесса используют показатели очаговости и тяжести клинического течения болезни, данные об источниках и путях распространения инфекции (см. Эпидемиологические индексы). Для определения явлений сезонности и периодичности показатели заболеваемости изучают в динамике - по месяцам в пределах одного календарного года или по годам в пределах нескольких лет. При изучении действия какого-либо противоэпидемического фактора, например, влияния профилактической иммунизации (см.) на интенсивность эпидемического процесса, сравнивают показатели заболеваемости в равных по количественной, возрастной и другим характеристикам группах населения, подвергнутого иммунизации и неиммунизированного.

В последнее время в отечественной литературе, посвященной эпидемиологии, обсуждается положение о саморегуляции эпидемического процесса. При этом эпидемический процесс фактически рассматривают как биологическое явление и, следовательно, уподобляется эпизоотическому процессу. Не исключено, что на заре развития человечества механизмы саморегуляции эпидемические процессы были аналогичны тем, которые наблюдаются при развитии эпизоотий в популяции животных. Однако по мере социально-экономических преобразований общества эпидемический процесс приобретал последовательно возраставший социальный характер, наряду с чем столь же последовательно уменьшалось значение механизмов его естественной регуляции. В историческом плане очевидно, что интенсивность воздействия социального фактора на закономерности распространения различных антропонозов, то есть на эпидемический процесс, а значит, и на механизмы его регуляции, последовательно возрастала по мере перехода от одной общественно-исторической формации к другой. Так, в период перехода от феодального строя к капиталистическому на фоне повсеместного бурного развития неблагоустроенных в санитарно-гигиенические отношении крупных поселений, массовой миграции населения и развития международной торговли постоянно возникали опустошительные эпидемии не только антропонозов, передающихся воздушно-капельным путем (например, натуральной оспы), но и инфекций с более сложным (фекально-оральным или трансмиссивным) механизмом передачи (например, брюшного и сыпного тифов). Практически эти эпидемии затухали лишь со значительным уменьшением числа восприимчивых к данной инфекции людей вследствие их гибели или перенесения болезни.

В последующем общественные мероприятия по наращиванию эффективности комплекса санитарно-профилактических мер, благодаря которым резко снизилась или полностью была исключена активность путей и факторов передачи возбудителей ряда заразных болезней и обеспечена невосприимчивость населения ко многим из них, фактически заместили саморегуляцию эпидемического процесса. Примером радикального воздействия на механизмы регуляции эпидемического процесса при натуральной оспе является ликвидация ее возбудителя как вида в масштабе всей планеты, достигнутая с помощью рациональной иммунопрофилактики. Способность общества ликвидировать заразную болезнь - дополнительный аргумент в пользу того, что эпидемический процесс при антропонозах глубоко социален по своей сути.

Библиогр.: См. библиогр. к ст. Эпидемиология .

П. Н. Бургасов, А. А. Сумароков.

Источники эпидемиологического процесса, механизмы передачи.

Эпидемический процесс – эпидемия в широком смысле слова. Это процесс возникновения и распространения инфекций. Цепь связанных между собой и вытекающих одно из другого инфекционных состоянии человека Л.В. Громашевский).

Эпидемический процесс – цепь связанных между собой и вытекающих один из другого эпидемических очагов (И.И.Елкин).

Эпидемиологический процесс возникает и поддерживается только при наличии трёх движущих сил его, трёх факторов, к каковым относятся: источник возбудителя инфекции, осуществление механизма передачи возбудителей и восприимчивость населения. При выключении хотя бы одного из этих звеньев эпидемический процесс прекращается.

Обобщение накопленного фактического материала и теоретические разработки позволили сформулировать ряд концепций и теорий, о сущности эпидемического процесса:

Учение об эпидемическом процессе и определяющей роли механизма передачи возбудителя, разработанное выдающимся советским эпидемиологом Л.В. Громашевским;

Учение о природной очаговости инфекционных болезней, созданное Е.Н.Павловским и его школой;

Социально-экологическая концепция эпидемического процесса, сформулированная Б.Л. Черкасским.

Современный подход к изучению эпидемического процесса отличается цельностью восприятия его как системы, аккумулирующей в себе биологическую и социальную сущность и, следовательно, способной применительно к биологической его части как любой живой системе сохранять, восстанавливать исходное состояние или самостоятельно избирать новое состояние.

При бессимптомной форме инфекционного процесса бактерионосителями могут быть практически здоровые люди, что создает особую опасность для окружающих из-за трудности их распознавания. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В зависимости от длительности оно называется острым (до 3 мес после брюшного тифа и паратифов) или хроническим (от 3 мес до нескольких десятков лет или пожизненное, как, например, носительство HBs-антигена). Конкретное проявление инфекционного процесса у заразившегося человека зависит от дозы попавшего в организм возбудителя, его вирулентности, а также исходной резистентности организма.

Как было отмечено, эпидемиологическое значение различных форм проявления инфекционного процесса неодинаково. Так, специально проведенные исследования показали, что массивность выделения возбудителя чаще всего находится в прямой зависимости от тяжести течения болезни. В соответствии с этим количество выделяемых из организма возбудителей при легкой форме болезни и при бессимптомных вариантах инфекционного процесса является наименьшим. Однако именно эти формы проявления инфекционного процесса играют, как правило, важнейшую роль в поддержании эпидемического процесса, так как таких больных и носителей обычно не госпитализируют. Эти лица, оставаясь социально активными, представляют наибольшую опасность как источник возбудителя инфекции.

Таким образом, значительную эпидемиологическую опасность представляют больные с атипичными, трудновыявляемыми формами инфекции, а также бактерионосители, которым при некоторых инфекциях принадлежит ведущая роль в поддержании эпидемического процесса. В то же время необходимо отметить, что заразительность больных неодинакова в различные периоды инфекционного процесса. Под заразительностью понимают временной интервал, в течение которого происходит выделение возбудителя из организма хозяина и возможно последующее его внедрение в другой восприимчивый организм. При одних инфекциях отмечается длительный период заразительности, при других - короткий. При одних инфекциях возбудитель начинает выделяться из организма уже в период инкубации, а при других - с началом проявления клинических симптомов.

В настоящее время выделяют четыре группы инфекционных болезней:

1. Антропонозы, т.е. свойственные только человеку.

2. Зооантропонозы, в естественных условиях распространенные у животных, но которыми может заражаться человек.

3. Зоонозы, т.е. свойственные только животным.

4. Сапронозы, при которых резервуаром инфекции являются абиотические факторы окружающей среды.

В основу этого деления положен эколого-биологический принцип, характеризующий условия (явления), обеспечивающие сохранение возбудителя как биологического вида: при антропонозах - циркуляция в человеческой популяции, при зооантропонозах - циркуляция среди животных и лишь при некоторых инфекциях - у человека, при зоонозах - циркуляция в мире животных; при сапронозах возбудитель существует как вид за счет объектов неживой природы. Следует отметить, что как и все природные явления, инфекционные болезни нельзя расположены строго "по полочкам", так как границы между отдельными группами могут быть нечеткими, представляя собой переходные формы.

  • Факторы эпидемиологического процесса
  • Противоэпидемические мероприятия

Значение здорового питания
К счастью, осознание необходимости следить за своим питанием и в нашей стране в последние годы приобретает все большую популярность. Поэтому некоторые требования таких врачей, как д-р Гей и ему под...

Громашевского который впервые детально разработал основные законы эпидемиологии теорию механизма передачи инфекции и движущихся сил эпидемического процесса. раздел – Механизм развития эпидемического процесса: механизм передачи Л. Элементарной основой эпидемического процесса является: Источник возбудителя инфекции Механизм передачи возбудителей Восприимчивость населения. человек животное абиотическая среда І категория источник инфекции – человек Больной Заразоноситель Форма болезни:...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Ф КГМУ 4/3-04/01

ИП №6 УМС при КазГМА

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиены

ЛЕКЦИЯ

Тема: « Понятие об эпидемическом процессе ».

Дисциплина: БДО 26 Epid - 3226 «Эпидемиология»

Специальность: 051301 - « Общая медицина »

Курс 3

Время (продолжительность) 1 час

Караганда 2010г.

Утверждена на заседании кафедры

«____» ____________ 2010г. Протокол № ___

Зав. кафедрой эпидемиологии и

коммунальной гигиены д.м.н., профессор__________Шабдарбаева М.С.

Тема: Понятие об эпидемическом процессе.

  • Цель: освоение теоретических, методических и организационных основ эпидемиологии.
  • План лекции:
  • Тезисы лекции:

Основные разделы учения об эпидемическом процессе

Различные аспекты теории об «эпидемиях» и «эпидемическом процессе» нашли отражение в фундаментальных трудах Д.К. Заболотного, Л.В. Громашевского, Б.А. Башенина, М.Н. Соловьева, Н.А. Семашко, Е.Н. Павловского, В.Н. Беклемешева, И.И. Елкина, Б.М. Жданова и др. в частности Д.К. Заболотный, В.А. Башенин.

Основоположником учения об эпидемическом процессе следует считать Л.В. Громашевского, который впервые детально разработал основные законы эпидемиологии, теорию механизма передачи инфекции и движущихся сил эпидемического процесса.

Существует несколько определений эпидемического процесса:

2. И.И. Елкин (1962) – Эпидемический процесс - это ряд связанных между собой и возникающих один из другого эпидемических очагов.

Такое определение тоже основано на внешнем проявлении инфекционных заболеваний в человеческом обществе. Это понятие эпидемического процесса неудачное, т.к. в определении нельзя вносить понятие «Эпидемический очаг», требующее дополнительное разъяснение.

Первая часть определения: взаимодействие возбудителя и организма хозяина на популяционном уровне – сущность, природа эпидемического процесса; завершающая часть определения: проявляющиеся манифестными и бессимптомными формами инфекций у людей – проявление эпидемического процесса; средняя часть определения – условия, необходимые для действия причины.

Таким образом, современное определение эпидемического процесса:

Рассмотрение любого процесса или явления необходимо проводить в трех аспектах: почему развивается процесс, т.е. его причина: как развивается процесс, т.е. как функционирует причина и какие условия и как влияют на нее; как данный процесс (явление) проявляется. В связи с этим и выделяют 3 взаимосвязанных раздела учения об эпидемическом процессе (таблица 1):

1 раздел – Факторы эпидемического процесса:

  • биологический
  • социальный
  • природный

2. раздел – Механизм развития эпидемического процесса:

3 раздел – Проявление эпидемического процесса:

  • по уровню
  • по территории
  • по времени
  • по группам

Факторы эпидемического процесса биологический, социальный, природный. Влияние их на развитие эпидемического процесса.

Популяция возбудителя и хозяина гетерогенны и динамически изменчивы. Они состоят из особей с генетическими и фенотипическими различиями.

Гетерогенность популяции возбудителя проявляется в различиях особей по вирулентности, токсигенности, резистентности к воздействию факторов окружающей среды, в том числе дезинфектантам, лекарственной устойчивости, ферментативной активностью, чувствительностью к фагам и т.д. и в совокупности с дозой возбудителя и степенью восприимчивости организма популяции хозяина определяют многообразие форм проявления инфекционного процесса, эффективность и дифференцированность в подходе проведения мероприятий в конкретных эпидемиологических подходах.

Ускоряющие темпы антропогенного преобразования биосферы в результате научно-технического прогресса на современном этапе являются мощным фактором влияющим на эволюцию инфекционных болезней. Такие интенсивно протекающие в современном мире процессы, как загрязнение внешней среды промышленными отходами, широкое применение пестицидов, биопрепаратов, урбанизации, активизация миграции населения, массовое развитие туризма и транспортных средств, международная торговля продуктами, сырьем, централизация водоснабжения и питания, санитарно-коммунальное благоустройство населенных мест, численность и плотность населения, рождаемость, состояния здравоохранения и т.д. – все эти регуляторные механизмы действуют на

биологическую подсистему и приводят к активизации или торможению эпидемического процесса, а также к значительным изменениям в структуре экосистем, изменению в эпидемическом процессе ранее неизвестных возбудителей, изменению свойств известных агентов, изменению реактивности и восприимчивости человека, что ведет к ускорению эволюции инфекционных болезней.

Природные условия влияют в первую очередь на болезни, источником или живым переносчиком возбудителей которых являются животные. Особенности годового биологического цикла отмечаемого у животных, существенно сказывается на активность эпизоотического и косвенно на эпидемический процесс; при трансмиссивных антропонозах это влияние выражается непосредственно.

Элементарная ячейка эпидемического процесса.

Элементарной основой эпидемического процесса является:

  1. Источник возбудителя инфекции
  2. Механизм передачи возбудителей
  3. Восприимчивость населения.

Однако изучение этих отдельных звеньев не позволяет полностью познать его природу, сущность.

І звено

Источник инфекции - естественная среда обитания возбудителя, где он живет, размножается, питается и выделяется в окружающую среду.

Больной

Заразоноситель

Форма болезни: - манифестная

Острая

Стертая

Острая хроническая

Хроническая абортивная

нет никаких клинических симптомов

а) реконвалесценты

б) иммунные

в) транзиторные

Люди практически здоровы, но выделяют возбудителя

инкубация, продрома, разгар болезни, реконвалесценция

По тяжести заболевания

1І звено

Механизм передачи реализуется через 3 фазы (стадии):

1. выведение возбудителя во внешнюю среду из зараженного организма.

Первая стадия механизма передачи осуществляется в процессе:

Физиологических реакций: дефекация, мочеотделение, дыхание,

Разговор

Из патологической интенсификации: понос

При патологических актах, сопровождающих заболевание: кашель, чихание, рвота, язвы, эрозии на кожных покровах и слизистых оболочках.

2. временного пребывания во внешней среде

В абиотических (воздух, почва, предметы обихода, грязные руки) и биотических (насекомые) объектах внешней среды. В этой фазе механизма передачи обеспечивается не только сохранение возбудителя, но и реализуется доставка их в новый организм

3. внедрения возбудителя в новый восприимчивый организм:

При вдыхании контаминированного воздуха;

При употреблении зараженной воды и пищи;

Через соприкосновение (контакт с контаминированными предметами) объектами;

Через укусы кровососущих насекомых.

Способы выведения возбудителя из зараженного организма (1 стадия механизма передачи) и внедрения в восприимчивый организм (3 стадия механизма передачи) определяются специфической локализацией его в организме хозяина.

В свою очередь эта локализация определяет механизм передачи возбудителя из зараженного организма в восприимчивый. В этом заключается принцип взаимно обусловленного соответствия локализации возбудителя в организме хозяина и механизма его передачи от одного хозяина другому.

По признаку основной локализации возбудителя в организме человека Л.В. Громашевский выделил 4 механизма передачи:

І. - а эрозольный ( а эрогенный, р еспираторный, а спирационный)

Возбудитель локализуется в д ы хательных путях.

ІІ . Фекально-оральный.

Специфическая локализация возбудителя - в кишечнике.

ІІІ . Трансмиссивный.

Специфическая локализация возбудителя - в кровеносной системе.

І V . Контактный.

Специфическая локализация возбудителя - на кожных покровах, слизистых оболочках,

2-ая и 3-ья фазы механизма передачи реализуются через факторы передачи - это, элементы внешней среды (абиотические и биотические), обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другое

Механизм передачи

Факторы передачи

Пути передачи

1. аэрозольные

воздух

пыль

Воздушно- капельный

2. Фекально-оральный

пища, вода, почва, предметы быта, мухи

пищевой, водный, контактно- бытовой

Факторы передачи могут быть: (для фекально-орального механизма передачи)

а) первичными - те на которые попадает возбудитель при реализации 1 стадии механизма передачи

б) конечными - доставляют возбудителя в зараженный организм

в) промежуточными - доставляют возбудителя с первичных факторов передачи на конечные

Схема

Пища

Руки

Фекалии почва рот

Вода

Пища

Факторами передачи могут быть живые членистоногие, их называют переносчиками возбудителей.

Различают:

А) механических переносчиков (неспецифические), (муха) - механический перенос возбудителей на лапках.

Б) кровососущих переносчиков (специфические) блоха, комар, вошь, клещи и др. - в их организме возбудители размножаются или проходят цикл развития.

Пути передачи - это конкретные элементы внешней среды или их сочетание, которые обеспечивают перенос возбудителя из одного организма в другой. См. схему.

Путь передачи обозначается по конечному фактору передачи.

По мере развития учения об эпидемическом процессе, происходило уточнение отдельных положений теории механизма передачи возбудителей. В частности, кроме четырех основных механизмов передачи возбудителей выявлена их локализация в зародышевых (половых) клетках и соответственно выделен 5-ый тип механизма передачи - вертикальный механизм передачи - от матери плоду, т.е. непосредственно от одного поколения к другому (Например, ВИЧ-инфекция, токсоплазмоз, краснуха).

Выше перечисленные варианты механизма передачи сформировались в естественных условиях в соответствии с локализацией возбудителей в организме. В практической работе возможны необычные "искусственные" и артифициальные способы передачи или способы заражения. Например, в лабораториях и на производстве вирусных препаратов при нарушении техники безопасности, технологического процесса, при авариях.

Необычные пути заражения (способы передачи), возможны при медицинских манипуляциях - инъекциях, переливаниях крови, эндоскопии, пересадке органов, хирургических, стоматологических, гинекологических вмешательствах (парентеральный способ передачи заражения.

Теория природной очаговости инфекционных болезней

Основоположник Е.Н. Павловский. Суть теории состоит в том, что она объясняет развитие болезней попаданием в организм людей возбудителей, существующих за счет циркуляции среди диких животных. Как правило, среди диких животных циркулируют полипатогенные возбудители (т.е. они вызывают заболевание у нескольких видов животных) и человек, попав в среду природной циркуляции возбудителя, заболевает.

Природный очаг - участок территории географического ландшафта, в пределах которого среди диких животных происходит передача возбудителя от донора реципиенту.

Природный очаг - сформировавшаяся независимо от деятельности людей популяция возбудителя вместе с поддерживающими ее существование популяциями позвоночных хозяев, популяциями кровососущих членистоногих (при трансмиссивных инфекциях) и специфическими условиями внешней среды (при сапронозах).

Антропургический очаг зоонозной инфекции - очаг, сформировавшийся в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Заражение человека происходит при связи с эпизоотическими (природными, антропургическими) очагами и как правило, без последующей передачи возбудителя от человека к человеку.

Человек - биологический тупик для возбудителей группы зоонозов.

Лишь в отдельных случаях наблюдается цепочка заражений подобно, тому, как это имеет место при антропонозных инфекциях (легочная форма чумы).

Заражение восприимчивого человека сопряжено с пребыванием его без специальной защиты на территории природного очага только в то время, когда он находится в валентном состоянии, т.е. период эпидемиологической активности зараженных животных-хозяев и членистоногих-переносчиков.

Сельскохозяйственные (одомашненные) животные и синантропные грызуны могут служить звеном перехода некоторых природно-очаговых инфекций из дикой природы к человеку.

К таким инфекциям в первую очередь следует отнести бешенство, лептоспирозы, токсоплазмоз, эризепелоид, листереллез, возможно - бруцеллез.

  • Литература:

1. Амиреев С.А. Эпидемиология Учебное пособие – Алматы. – 2002. - 2 том. – 693с.

2. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. и др. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 2-е издание. – М.- ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 816с.

3. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. – М.: Медицина. – 2001. - 435с.

4. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М., 1989г., 416с.

5. Белозеров Е.С., Иоанниди Е.А. Курс эпидемиологии: Учеб. Пос. Для леч. и пед. фак. медвузов // Элиста: Джангар, 2005. – 136с.

6. Эпидемиология; Учебное пособие /Н.Д. Ющук, М.А. Жогова, В.В. Бушуева и др. – М.:Медицина, 1993. – 336с.

7. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. – М.: Медицина, 2001. – 263 с.

8. Черкасский Б.Л. Этические и правовые аспекты эпидемиологии. / Эпидемиология и инфекционные болезни, 1996, № 1. – С. 9-12.

9. Черкасский Б.Л. Современная интерпретация основных категорий эпидемиологии. ЖМЭИ, 1991, № 2. – С. 75-78.

10. Синяк К.М. О предмете эпидемиологии. ЖМЭИ, 1990, № 7. – С. 82-86.

  • Контрольные вопросы (обратная связь):
  1. Основные разделы учения об эпидемическом процессе
  2. Факторы эпидемического процесса биологический, социальный, природный. Влияние их на развитие эпидемического процесса.
  3. Элементарная ячейка эпидемического процесса.
  4. Биологический фактор, как внутренняя причина возникновения эпидемического процесса.
  5. Значение природного и социального факторов в развитии эпидемического процесса.
  6. Определение понятия источник инфекции.
  7. Виды и категории источников инфекции.
  8. Определение механизма передачи возбудителя
  9. Фазы и типы механизма передачи.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2596. Учение об инфекции. Понятие об эпидемическом и инфекционном процессах 228.41 KB
Определяются свойствами возбудителя состоянием макроорганизма и условиями окружающей среды т. Инфицирующая доза возбудителя минимальное количество микробных клеток способных вызвать инфекционный процесс эта доза зависит от видовой принадлежности возбудителя его вирулентности состояние специфической и неспецифической защиты макроорганизма. Например заболевание холерой наступает при заражении человека значительно большими дозами возбудителя чем это требуется для возникновения брюшного тифа и дизентерии. Входные ворота...
5751. Дезертирство. Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащих, проходящих военную службу. Понятие и состав статьи 338 Уголовного Кодекса «Дезертирство» 59.8 KB
Понятие воинской обязанности и социально-экономические мотивы уклонения от воинской службы Понятие и состав уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами. Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащих проходящих военную службу...
7295. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ 18.67 KB
Основные вопросы криминологической науки Современные научные направления в криминологии семейная криминология; экономическая криминология; пенитенциарная криминология; политическая криминология. Криминология и социальная профилактика...
19161. ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 113.53 KB
Экспертное исследование имеет свой объект предмет и методику проведения объектом судебной экспертизы является источником информации для эксперта. Объектами экспертизы могут быть материальные предметы живые организмы. Предметом судебной экспертизы могут быть факты фактические данные. Например предметом психологической экспертизы может быть установление способности к правильному восприятию запоминанию и воспроизведению информации.
17943. Представительство в гражданском процессе 26.36 KB
Сформулировать понятие, признаки и юридическая природа гражданско-правового представительства; рассмотреть роль адвоката как представителя в гражданском процессе; выявить проблемные аспекты представительства в гражданском процессе.
9383. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 17.24 KB
Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе в их дисциплинированности и выработке воли. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в зависимости от вида контроля. Виды контроля: текущий – это систематическая проверка усвоения знаний умений и навыков на каждом уроке эта оценка результатов обучения на уроке.
19310. Адвокат в гражданском процессе 49.47 KB
Каким критериям должен отвечать федеральный закон чтобы он был признан элементом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре - является ли упоминание в тексте Закона об адвокатуре о возможности регламентации определенных вопросов деятельности адвоката федеральным законодательством либо конкретным федеральным законом основанием для включения такого закона в состав законодательства об адвокатской...
12481. Примирительные процедуры в гражданском процессе 180.64 KB
На различных этапах существования общества споры решались несколькими способами: по праву сильного обращением к авторитетному лицу за решением или примирением спорящих сторон. Однако нельзя не отметить что современная судебная система характеризуется консервативностью жесткой привязкой к национальному законодательству и ограниченной возможностью вынесения решения по спору лишь на основе права без учета реальных интересов и потребностей спорящих сторон. Это представляется важным не только с точки зрения разгрузки судебной системы но и для...
17975. УЧАСТИЕ ЭКСПЕРТА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 76.73 KB
Правовой статус специалиста в уголовном процессе. Разграничение компетенции эксперта и специалиста по уровню решения экспертных задач. Предварительные исследования специалиста в досудебных стадиях уголовного процесса...
11439. Участие адвоката в гражданском процессе 36.1 KB
Следует отметить что адвокатура не входит в систему органов государственной власти. Организация деятельности адвокатов по представительству граждан и организаций по гражданским делам и осуществлению иных видов юридической помощи обеспечению принципа состязательности достижению истины и т. Ко всему вышеизложенному в последние годы наблюдается уменьшение случаев участия адвокатов не только в уголовном следствии но и в гражданском судопроизводстве.

Эпидемический процесс – это возникновение и распространение среди населения специфических инфекционных состояний, от бессимптомных носителей до манифестных заболеваний, вызванных циркуляцией возбудителя в коллективе.

Манифестная форма заболевания – клиническая форма заболевания с полным набором характерных для него симптомов.

Бессимтомная форма – скрытая инапарантная.

По длительности взаимодействия микроорганизмов и организмов инфекции делят на 2типа:

1. Непродолжительное пребывание микробов в организме до 6 месяцев.

Так проявляется острая продуктивная и скрытая инфекция.

2. Длительное сохранение микробов в организме без выделения в окружающую среду.

Персистенция – форма носительства латентной инфекции, хронической инфекции с периодами рецидивов и ремиссий.

Суперинфекция – повторное заражение с усилением клиники.

Реинфекция – заражениепри выздоровлении.

Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционных болезней, является предметом изучения специальной науки – эпидемиологии.

Эпидемический процесс обусловливает непрерывное взаимодействие трёх элементов:

1. источник инфекции;

2. восприимчивый коллектив;

3. механизм передачи.

Выключение любого из звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса.

1. Источник инфекции – живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, благодаря которому происходит заражение людей и животных.

Источником инфекции может быть организм человека и животного, абиотические объекты окружающей среды (вода, пища).

2. Механизм передачи – способ перемещения возбудителей инфекции и инвазивных заболеваний из заражённого организма в восприимчивый.

Включает 3 фазы:

а) выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду;

б) пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических и абиотических);

в) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Механизмы передачи различают : фекально-оральный, аэрогенный, трансмиссивный, контактный

Факторы передачи элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой.

Пути передачи элемент внешней среды, обеспечивающий попадание возбудителя из одного организма в другой, в определённых внешних условиях.

Для фекально-орального механизма существуют пути: алиментарный (пищевой), водный и контактно-бытовой. Для аэрогенного механизма существуют пути: воздушно- капельный и воздушно-пылевой.

4. Восприимчивый коллектив, если иммунная прослойка в популяции составляет 95% и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия.


Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной прослойки путём вакцинации.

Русский учёный – эпидемиолог Л.В. Громашевский сформулировал закон соответствия механизма передачи с локализацией возбудителя в организме.

По этому закону все инфекционные заболевания по механизмам и путям передачи можно представить следующим образом:

1. кишечные инфекции

2. инфекции дыхательных путей

3. трансмиссивные инфекции

4. инфекции кожных покровов.

Для каждой из групп присущи пути передачи: кишечной-алиментарный путь, респираторной - воздушно-капельный путь, инфекции наружных покровов - раневой путь.

Противоэпидемические мероприятия:

1. Изоляция источника инфекции –

а) выявление больных, их изоляция и лечение;

б) выявление носителей, санация и постановка на учёт;

в) уничтожение больных животных;

г) карантинные мероприятия.

2. Разрыв механизмов и путей передачи, включающий в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий:

а) благоустройство населённых мест (создание центрального освещения, отопления, канализации)

б) разукрупнение организованных коллективов;

в) санитарный эпидемиологический надзор над объектами пищевой промышленности и общественного питания;

г) соблюдение правил асептики, антисептики, санитарно-эпидемического режима в больничных учреждениях;

Мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса наиболее эффективны при ВБИ.

3. Мероприятия, направленные на третье звено эпидемического процесса включают в себя повышение невосприимчивости населения. Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности (10 на 100 тысяч населения).

Различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

I - Спорадическая заболеваемость – уровень заболеваемости данной нозологической формы на данной территории в определённый исторический отрезок времени;

II - Эпидемия – уровень заболеваемости данной нозологической формы на определённой территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

III - Пандемия – уровень, резко превышающий эпидемический. Пандемия очень быстро распространяется, захватывает страну, континент, весь мир. Эпидемия менее масштабная, чем пандемия, охватывает город, регион, страну.

Эндемия – характеризует не интенсивность эпидемического процесса, а частоту заболеваемости данной нозологической формы на конкретной географической территории.

Различают эндемию природно - очаговую , связанную с природными условиями, распространения и резервуарами инфекции.

Социально – экономическая эндемия связана с социальными факторами и уровнем экономики.

По распространению инфекционные заболевания различают:

1. Кризисные - заболеваемость более 100 случаев на 100 тысяч населения;

2. Массовые - 100 случаев на 100 тысяч населения;

3. Распространённые управляемые - от 20 случаев на 100 тысяч населения;

4. Неуправляемые - менее 20 случаев на 100 тысяч населения;

5. Спорадические – первичные случаи 100 тысяч населения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то